Теоретический и практический аспекты гуманизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 14:54, реферат

Краткое описание

Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношению к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формирование гуманизма……………………………………………………..4
2. Теоретический аспект гуманизма……………………………………………..5
3. Практический аспект гуманизма……………………………………………....7
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………...11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат философия.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)


Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………...3 
1. Формирование гуманизма……………………………………………………..4

2. Теоретический аспект гуманизма……………………………………………..5

3. Практический аспект гуманизма……………………………………………....7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Эпоха Возрождения - это  переворот в первую очередь в  системе ценностей, в оценке всего  сущего и отношению к нему. Возникает  убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей.

О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма.

 

 

 

 

 

 

1. Формирование гуманизма.

 

С эпохой Возрождения  приходит новое видение человека; выдвигается предположение, что  одна из причин трансформации средневековых  представлений о человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способы мышления.

     В  условиях интенсивной общественной  жизни и деловой активности  создается общая духовная атмосфера,  в которой высоко ценились  индивидуальность и незаурядность. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Он стремится преодолеть сословные, корпоративные рамки, сковывающие его инициативу, мешающие ему творить самого себя, преобразовывать внешний мир. Благородство и достоинство человека коренятся в добродетелях и доблестных поступках. Внимание философов было устремлено на человека.

Формировался  новый общественный слой - гуманисты, - где отсутствовал сословный признак, где ценились, прежде всего, индивидуальные способности. Причастность к новой среде зависела преимущественно от духовных свойств конкретного человека.

     Представители  новой светской интеллигенции  — гуманисты - защищают в своих  произведениях достоинство человека; утверждают ценность человека независимо от его общественного положения; обосновывают и оправдывают его стремление к богатству, славе, могуществу, светским знаниям, наслаждению жизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам.

     Вообще, возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызова схоластике: под сомнение были поставлены и структура знания, и претендующий на универсальность формально-логический метод.

Франческо Петрарка искренне стремился примирить Христа с Цицероном, полагая, что светская образованность, знание античной поэзии и философии не могут противоречить принципам веры, ибо она служит нравственному совершенствованию человека. Не порывая с принципами христианского мировоззрения, Петрарка ищет, однако, иных путей к познании Истины, к постижению смысла человеческого бытия. Эти внутренние борения и сомнения нашли яркое выражение в его “Исповеди”, или “Моей тайне”, многочисленных письмах, трактатах, поэзии. Благочестие и “познание божественного” утрачивали, таким образом, монополию в духовной сфере, в разрешении проблем человеческого бытия — ответ на них Петрарка искал в светском знании, источником которого была для него античная культура

Необходимо также отметить, что по убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

 

2. Теоретический аспект  гуманизма.

 

Гуманизм имеет две стороны или аспекта, поэтому имеет смысл. В чем состоит суть теории гуманизма, что же такое человек в глазах философа эпохи Возрождения.

Большое развитие в эпоху Возрождения получают такие формы философствования, как  платонизм и аристотелизм. Между  ними возрождается полемика относительно превосходства. Платонизм здесь  не означает возрождения платоновской мысли, выраженной в форме диалога. Грандиозный расцвет неоплатонизма с философской точки зрения состоялся благодаря трудам Флорентийской Платоновской академии во главе с Марсилио Фичино и затем Пико делла Мирандола.

На философские взгляды  Фичино сильно подействовали магико-теургические работы Трисмегиста, Зороастра и Орфея. Он лично считал, что именно они сформировали взгляды Платона. Смысл философской деятельности для него состоит в том, чтобы подготовить душу таким образом, чтобы интеллект был способен воспринимать свет божественного откровения,  в этом отношении философия для него совпадает с религией.

Позиция Фичино имеет соответствующие  аналоги у Пико делла Мирандолы. Одним из основных направлений работы Пико было развитие доктрины достоинства  человека. Человек, напротив, единственный из творений, помещен на границе двух миров, свойства которого не предрешены, но заданы таким образом, что он сам лепит свой образ согласно заранее выбранной форме. И, таким образом, человек может возвышаться посредством чистого разума и стать ангелом, и может подняться еще выше. Величие человека, таким образом, будет заключаться в искусстве быть творцом самого себя.

Есть один важный общий момент: человек предстает как граница или единение двух миров – духовного (божественного) и материального (телесного).

Эпоха Возрождения возвратила к жизни помимо всего прочего  и учения Аристотеля.

В эпоху гуманизма  возвращаются к жизни греческие  и восточные учения, обращаются к  магии и теургии, распространившимся в некоторых письменных источниках, которые приписывали античным богам  и пророкам. Они имели последствия  значимости и отразились на взглядах философов-неоплатоников.

В XVI веке начинают вновь завоевывать позиции эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

В итоге, для  философов гуманизма человек  стал неким сплетением телесного  и божественного начал. Качества бога теперь принадлежали жалкому смертному, который в средние века был лишь подобием своего создателя. Теперь же человек стал венцом природы, все внимание уделялось ему. Прекрасное тело в духе греческих идеалов в сочетании с божественной душой – вот цель, которую стремились достичь гуманисты. Своими действиями гуманисты пытались внедрить идеал человека. Поэтому одной лишь теории для обозначения гуманизма недостаточно. Необходимо пояснить практическую сторону проблемы.

 

3. Практический аспект  гуманизма.

 

К середине XV в. гуманизм вырастает в мощное культурное движение во Флоренции, Венеции, Риме, Милане, и ряде других городов. Гуманисты выступают в роли политических деятелей, секретарей на службе у республик или при дворах правителей, преподавателей университетов. Складывается новая социальная прослойка — гуманистическая интеллигенция. В оживленной полемике гуманистов разных направлений кристаллизовались идейные принципы движения.

Было зарождение ренессансной литературы и переориентация знания и образования на проблемы земного бытия человека, реабилитация античного наследия, особенно поэзии и философской мысли.

Можно выделить несколько направлений практической деятельности гуманистов: воспитание и образование; государственная деятельность; искусство, творческая деятельность.

Немало сил, творческой энергии гуманисты потратили на воспитание, образование общества. Организовывая научные кружки, академии, устраивая диспуты, читая лекции, выступая с докладами, гуманисты стремились приобщить к духовному богатству, создававшемуся поколениями многих ученых, поэтов, писателей, художников, сограждан, своих современников; возлагали надежды на укрепление в общественном сознании гуманистических идей. Отрицая ведущую роль диалектики как метода познания, гуманист подчеркивал практическое значение наполненных новым содержанием гуманитарных знаний: грамматики, которая должна стать наукой о способе выражения мысли, риторики, как проводника мудрости, почерпнутой из философии, истории — хранительницы социального опыта человечества — и этики, являющейся главным орудием совершенствования личности и общества.

Политическая направленность гуманистов -  Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери, утверждавший идеал активной гражданской жизни и принципы республиканизма. Он убежден, что лишь в условиях свободы, равенства и справедливости возможно осуществление идеала гуманистической этики— формирование совершенного гражданина, который служит родной коммуне, гордится ею и обретает счастье в хозяйственном преуспеянии, процветании семьи и личной доблести. Свобода, равенство и справедливость означали здесь свободу от тирании, равенство всех граждан перед законом и соблюдение законности во всех сферах общественной жизни. Бруни придавал особое значение нравственному воспитанию и образованию, видел в моральной философии и педагогике практическую “науку жизни”, необходимую каждому для достижения земного счастья.

Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения, став ее идейным стержнем. Гуманистический  идеал гармоничного, наделенного  талантом созидания, героизированного человека с особой полнотой отразился в ренессансном искусстве XV в., в свою очередь обогатившем этот идеал художественными средствами. В архитектуре этого времени формируется новый тип здания — городского жилища (палаццо), загородной резиденции (вилла), совершенствуются различные виды общественных сооружений. Функциональность новой архитектуры гармонически связана с ее эстетически принципами.

Живопись итальянского Возрождения складывалась прежде всего  во Флоренции. В искусстве и жизни  проявлялся титанизм. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Гуманисты жаждали, стремились быть услышанными, излагая свое мнение, “проясняя” ситуацию, ибо человек XV века заблудился в самом себе, выпал из одной системы верований и пока не утвердился в другой.

Каждый деятель  Гуманизма воплощал или пытался  воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество, но и пытались построить это общество своими силами, организуя школы и читая лекции, объясняя свои теории простым людям. Гуманизм охватывал практически все сферы жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Провозглашенное гуманистами духовное раскрепощение личности было неразрывно связано с задачей построения новой культуры, переработки и освоения античного наследия, разработкой гуманитарных знаний, ориентированных на воспитательную и образовательную деятельность.

Поэтому определить гуманизм только как философскую  систему воззрений невозможно. Теоретический  и практический аспекты связаны  между собой.

В итоге, для  философов гуманизма человек  стал неким сплетением телесного и божественного начал.

При всем при  этом, теория гуманизма не представляла собой нечто радикально новое. Каждый деятель Гуманизма воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество -  они хотели и пытались построить это общество своими руками, используя такие сферы как искусство, воспитание и политика.

Вывод - гуманизм не является исключительно системой философских знаний, он намного сложнее. Гуманизм вбирает в себя идеи многих философских традиций, но сам не является только философией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1.  Лосев А.Ф. Эстетика возрождения М. 1997 – С. 47-447

2. Губин В.Д. Сидорина Т.Ю. Философия М. 2003 – 828 с. 

 

 


Информация о работе Теоретический и практический аспекты гуманизма