Теория познания и этика Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:55, реферат

Краткое описание

Кант дал более обоснованную картину познания. Чел. разум может признать надежным лишь такое знание, к-рое он сам получил на понятных ему началах. В теории познания Кант:
- раскрыл взаимосвязь чувств. и рационального в процессе познания;
- концепция 3 ступеней познания: чувственность, рассудок и разум;
- отстаивал позиции агностицизма: чел. ощущения – лишь субъект. впечатления;

Вложенные файлы: 1 файл

teoria_poznania_i_etika_kanta.docx

— 16.09 Кб (Скачать файл)

Философия познания И. Канта.

Кант дал  более обоснованную картину познания. Чел. разум может признать надежным лишь такое знание, к-рое он сам получил на понятных ему началах. В теории познания Кант:

- раскрыл  взаимосвязь чувств. и рационального в процессе познания;

- концепция  3 ступеней познания: чувственность,  рассудок и разум;

- отстаивал  позиции агностицизма: чел. ощущения  – лишь субъект. впечатления;

 

Субъект опред. объект знания. 2 части объекта: вещь-в-себе (трансцендентная сущность, вызывает ощущения; сущность, к-рая скрыта от чел., невозможно понять) и вещь-для-нас (воспринимаемые чел. вещи и явления). 2 уровня познания в субъекте: эмпирический и трансцендентный. Познание наше начинается с того, что "вещи в себе" воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. Процесс познания: импульс -> априорные формы/ощущения -> рассудок/понятия -> разум/идея. Познание - активный процесс, творческая деятельность. Мы познаем, чтобы действовать, а не действуем, чтобы

 

Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы

 

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Человек, этика и право- вот главные темы философского учения Канта. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной - метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различай воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы. В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта. Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания - не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения.

В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие  возможности всякого познания. Это  единство есть не результат опыта, а  условие его возможности, форма  познании, коренящаяся в самой  познавательной способности.

Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в  отнесении сложного комплекса состояний  сознания к нашему Я как его  центру, что необходимо для объединения  всего многообразия, данного в  опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.

Согласно Канту, мы познаем  только явления - мир вещей самих  по себе нам недоступен. При попытке  постигнуть сущность вещей наш разум  впадает в противоречия. Скрупулезно  разрабатывая свою концепцию о «вещах в себе», Кант имел в виду, что  в жизни индивида, в нашем отношении  к миру и человеку есть такие глубины  тайн, такие сферы, где наука бессильна. По Канту, человек живет в двух мирах.

С одной стороны, он часть  мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его  склонности, страсти и условия, в  которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны  привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или "категорический императив."                

З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он соверш из уважеия к нравст з-ну.                

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия. Противоречие междумор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого соответствия. Не находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить, будто соотв осущ в мире "умопостигаемом". Сущ понятий как свобода, бессмертие и бог объясн по К. верой в "умопостиг" мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование "практического разума".


Информация о работе Теория познания и этика Канта