Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:52, доклад
Теория этногенеза Л.Н. Гумилева представляет из себя сложную систему, в которой взаимодействуют не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. В 1979 г. было впервые опубликовано основополагающее произведение Л.Н. Гумилева - «Этногенез и биосфера Земли», в котором автор дал целостное изложение своей теории этногенеза с ее ключевым звеном - учением о пассионарности.
Гумилев рассматривает историю как историю в рамках народов (этносов), контактирующих друг с другом. В этносах творится история, ибо каждый исторический факт - достояние жизни конкретного народа.
Теория этногенеза Л.Н. Гумилева представляет из себя сложную систему, в которой взаимодействуют не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. В 1979 г. было впервые опубликовано основополагающее произведение Л.Н. Гумилева - «Этногенез и биосфера Земли», в котором автор дал целостное изложение своей теории этногенеза с ее ключевым звеном - учением о пассионарности.
Гумилев рассматривает историю как историю в рамках народов (этносов), контактирующих друг с другом. В этносах творится история, ибо каждый исторический факт - достояние жизни конкретного народа. Как пишет Королёва-Конопляная (Теория этногенеза Гумилёва) за гумилевскими понятиями «этногенез», «пассионарность», «консорция», «этническая история» лежит путь к самопознанию человеком самого себя, к пониманию современных процессов, особенно драмы межнациональных отношений.
Понятие этноса. ЭТНОС — устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности, и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Каждый Э. в той или иной степени внутренне неоднороден: внутри него выделяются субэтносы ( этническая система, выделяющаяся внутри этноса своим стереотипом поведения и противопоставляющая себя окружению на основе взаимной комплиментарности составляющих ее членов), консорции (комплиментарное объединение небольшой группы людей, связанных, часто эфемерно, единой целью и исторической судьбой. К К. относятся «кружки», политические группировки, секты, банды, артели и тому подобные объединения (всегда добровольные, а не искусственно созданные). Роль консорций в этногенезе очень существенна, так как из них вырастают этнические системы более высоких рангов: так, из первых К. христиан возник впоследствии Византийский суперэтнос, из К., собравшейся на реке Тибр, — Римская империя, из группы соратников Чингисхана — империя монголов) и конвиксии (небольшая группа людей с однохарактерным бытом и общим местом обитания, существующая в течение нескольких поколений; наряду с консорцией — низший таксон этнической иерархии. Примеры конвиксий — сельские общины, средневековые кварталы ремесленников, мелкие племена. К. отличаются невысокими степенями активности и резистентности), которые могут возникать и распадаться, причем ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется. Группа близких между собой этносов составляет суперэтнос. КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ) — ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющее деление на «своих» и «чужих». Явление комплиментарности лежит в основе этнического разделения людей, так как появлению любого этноса предшествует образование групп людей (консорций), объединенных взаимной симпатией, позволяющей этим людям поддерживать постоянные тесные взаимоотношения и вырабатывать общую линию поведения.
Л.Н.Гумилев ввел в учение об этносе системный подход, показал, что само признание этническим коллективом себя определяется ощущением своего единства: «мы такие-то, а все прочие другие (не мы)». Дальнейшие исследования выявили, что рассматриваемые коллективы, выделяющие сами себя из окружающего мира, всегда обладают общностью поведенческих черт, передаваемых из поколения в поколение. Эти черты не случайны, они вырабатываются в процессе адаптации людей в этнической и ландшафтной среде и образуют собой стереотип поведения этноса.
Чрезвычайно важно для понимания сущности Э. учение Л.Н.Гумилева о пассионарности. Оно дает возможность выявить и объяснить закономерности этногенеза, то есть вскрыть механизм возникновения, развития и распада этноса.
ЭТНОСФЕРА — сочетание всех существующих этноландшафтных целостностей — этносов и их этноценозов. Структура и энергетика Э. обусловлены ходом прошлых и современных процессов этногенеза. Э. является подсистемой биосферы Земли.
ЭТНОГЕНЕЗ — процесс прохождения суперэтносом всех стадий своего развития (фаз этногенеза), протекающий от момента возникновения этнической системы в результате пассионарного толчка до ее перехода в этнический гомеостаз или исчезновения. Процессами Э. охвачены все этносы, находящиеся в динамическом состоянии. Э. может быть оборван в одной из фаз или при смене одной фазы на другую в результате смещения.
Л.Н.Гумилевым на основе исторического материала было показано, что все процессы Э. разворачиваются единообразно, то есть смена фаз Э. в различные эпохи подчинялась четкой внутренней закономерности, а длительность каждого из этих процессов составляла 1200 — 1500 лет. Для объяснения этого феномена Л.Н.Гумилевым была предложена и всесторонне обоснована концепция пассионарности, связывающая смену фаз Э. с изменением уровня пассионарного напряжения системы. Пассионарность - активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто — иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели.
Л.Н. Гумилев применил к этносфере общую теорию открытых систем. Этнос по Гумилеву - это не просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии системы.
Этнос - система динамическая. В ней первоначальный заряд энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается. Поэтому система должна постоянно обмениваться с окружающей средой энергией и энтропией. Этот обмен регулируется управляющими системами, использующими запасы информации, которые передаются по наследству. В случае этногенеза роль управляющей системы играет традиция, которая равно взаимодействует с общественной и природной формами движения материи.
Этнос тесно связан с вмещающим ландшафтом: ландшафт действует на этнос принудительно, и при его смене этнос вынужден либо исчезнуть, либо выработать новую форму адаптации, что означает смену стереотипа поведения, что в свою очередь свидетельствует о появлении нового субэтноса или даже этноса, если популяция мигрирует за пределы этноландшафтной зоны.
Этническую классификацию Гумилев считает нужным заменить этнической систематикой. Классификация может быть произведена по любому, произвольно взятому признаку (языку, расе, религии, принадлежности к тому или иному государству), в то время как систематика отражает то, что заложено в природе вещей.
Крупнейшей единицей после человечества в целом, является суперэтнос - группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность. В истории известны такие суперэтносы, как Римский мир, Левант, Византия, Западная Европа («Христианский Мир»), Великая Степь, Китай. Большинство этих суперэтносов существует и в настоящее время, хотя и под другими именами. Например, Западная Европа после Реформации стала называться Цивилизованным Миром, который включает сегодня не только народы Западной Европы, но и потомков европейских колонистов и эмигрантов в США, Канаде, Австралии, Южной Африке, народы бывшей Австро-Венгрии. К ней же примыкают поляки и народы Прибалтики.
Важно заметить, что суперэтносы обычно существуют в границах определенной этноландшафтной зоны. Так, Западную Европу от Российского суперэтноса, являющегося генетическим продолжением Православной Руси, отделяет сейчас, как и в средневековье, невидимая ландшафтная граница - нулевая изотерма января. Сибирские охотники и оленеводы (ханты, манси, нганасаны, тунгусы) представляли еще недавно самостоятельный Циркумполярный суперэтнос. Его отделяла от России опять-таки невидимая граница распространения вечной мерзлоты. В настоящее время Циркумполярный этнос практически полностью вошел в российский, однако это вызвано искусственным переводом кочевников на оседлость.
Суперэтнос определяется не размером, а степенью межэтнической близости входящих в него этносов. Хотя этносы, входящие в суперэтнос, связаны между собой экономическим, идеологическим и политическим общением, это отнюдь не исключает военных столкновений между ними. Однако, в отличие от войн на суперэтническом уровне, когда столкновения приводят к истреблению или порабощению (например, контакт европейцев с индейцами Америки), войны внутри суперэтноса ведут лишь к достижению временного преобладания при стремлении к компромиссу (усобицы древнерусских князей).
Принцип этнической
структуры можно назвать
Субэтносы вырастают из конвиксий, а те в свою очередь - из консорций. Консорция - группа людей, объединенных одной исторической судьбой. Чаще всего они распадаются, но иногда сохраняются на срок в несколько поколений. Тогда они становятся конвиксиями - группами людей с однохарактерным бытом и семейными связями. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы. Например, первые колонии в Америке создавали консорции англичан, превратившиеся в конвиксии: Новую Англию - пуритане, Пенсильванию - квакеры, Виргинию - роялисты. Из Англии уезжали консорции, не мирившиеся либо с Кромвелем, либо со Стюартами, а на новой почве, где былые споры неактуальны, они стали конвиксиями, противопоставлявшими себя соседям - индейцам и французам.
Этнические системы являются одновременно биологически обусловленными сообществами людей, формой приспособления людей к ландшафту, взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам, группами людей со сходным стереотипом поведения, группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю, устойчивыми эволюционирующими системами, иерархическими структурами.
Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами: языковыми, религиозными культурными, юридическими, хотя и могут ими быть.
Л.Н. Гумилев выделял следующие этнические формы:
· химера - этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплиментарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии;
· ксения - сочетание, при котором один этнос - «гость» - живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина» (например, колонии поволжских немцев в Российской империи);
· симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга;
· этническая антисистема
- системная целостность людей
с негативным мироощущением, которое
представляет собой специфическое
отношение к материальному
Итак, согласно Л.Н.Гумилеву, этнос - устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени.
2. Пассионарность как движущая сила этногенеза
Решая вопрос о том, откуда и почему возникают этносы, Л.Н. Гумилев пришел к выводу об энергетической сущности этногенеза. В основе этногенеза как процесса лежит открытая В.И. Вернадским биохимическая энергия живого существа биосферы. Таким образом, по Гумилеву, движущая сила этногенеза - биохимическая энергия, привносимая в организмы из космоса, а способ действия этой силы - взрыв этногенеза (пассионарный толчок).
В результате взрыва этногенеза происходит определенного рода мутация: у части особей возникает новый признак, который Гумилев назвал «пассионарностью».
По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих особей на три основные группы:
1) пассионарии;
2) гармоничные особи;
3) субпассионарии.
Пассионарии - это люди, у которых пассионарный импульс (стремление к самопожертвованию) сильнее, чем чувство самосохранения, как индивидуального, так и видового. Гумилев выдвигает две возможные гипотезы появления пассионариев: либо пассионарная особь захватывает больше энергии, чем нормальная, либо при равном захвате энергии концентрированно (конечно, бессознательно) направляет ее на достижение конкретной цели.
Варианты пассионарности различны и выражены могут быть ярче и слабее - от пророков и революционеров до безымянных зодчих и сочинителей сказок. Пассионарии - это и инициативные фигуры вроде Цезаря или Наполеона.
Пассионарность отдельного человека не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного человека. Она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие.
Как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса ничтожно. Подавляющее большинство этноса - гармоничные особи - люди работоспособные, полноценные умственно и физически, уживчивые, но не сверхактивные. Люди этого склада - крайне важный элемент в этносе: они восстанавливают его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев, пока не объявится внешний враг.
Третья категория - люди с
«отрицательной»