Философия XIX- ХХ веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 06:33, реферат

Краткое описание

Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века.

Философия ХХ в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

Вложенные файлы: 1 файл

ответ на пкз по философии.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

                                 Философия XIX- ХХ веков.                                             

Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как  развитием науки и практики, так  и развитием предшествующей философии XIX века.

 

Философия ХХ в. предстает  в различных направлениях. Среди  них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм  и иррационализм, сциентизм и  антисциентизм.

 

Сциентизм – философско-мировоззренческая  ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма, концепций неопозитивизма (прежде всего философии науки).

 

Антисциентизм  не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Это влияние истолковывается ими как негативное.    Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и т.д.

 

Эти два направления  развития философии ХХ в. органически связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом. Рационализм и иррационализм в ХХ  столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью и воздействия на развитие общества.

 

Основными моделями современного философского мышления, философскими школами и течениями являются позитивизм, структурализм, неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, герменевтика.

 

I. Философия позитивизма.

 

Одним  из  наиболее  влиятельных  направлений  буржуазного   философского мышления  является  позитивизм.  Как  самостоятельное   течение   позитивизм оформился  уже  в  30-е  годы  XIX  в.  и  за  более  чем  вековую   историю эволюционировал в направлении все более четкого  выявления  присущей  ему  с самого начала тенденции к субъективному идеализму. Понятие   “позитивизм”  обозначает  призыв  философам   отказаться     от метафизических   абстракций,   т.к.   метафизические   объяснения,   считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными,   и обратиться  к исследованию     позитивного   знания.   Отчасти   позитивизм заключается в антифилософской реакции против  рационализма,   идеализма, спиритуализма и обращается  в тоже  время к материализму.   Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции  как самом главном и самом надежном источнике познания).

  В   центре   внимания   позитивистов   неизменно   находился   вопрос   о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное»)  знание  о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук  или их  «синтетического»  объединения и что философия   как   особая   наука, претендующая на содержательное  исследование  особой  сферы реальности,  не имеет права на существование. Вся история позитивизма представляет  собой в этом смысле интереснейший парадокс:  на  каждом  новом историческом  этапе позитивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию  на науку» и вместе с  тем  на  каждом  новом  этапе  они  все  в  большей  мере утрачивали  контакты  с  действительным  содержанием  развивающейся  научной теории.

 

Основателем философии позитивизма был Огюст Конт, который ввел и термин “позитивизм”. Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма. Представители «первого» позитивизма – Конт, Литтре, Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании общества на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа П.— эмпириокритицизма относится к 70–90-м гг. XIX века и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, которого еще придерживались представители раннего позитивизма. В учении Маха проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм.

 

Возникновение и формирование новейшего позитивизма, или неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка (Нейрат, Карнап, Шлик и др.) и  берлинского общества эмпирической философии (Рейхенбах, Крауз и др.). Основное место на данном этапе позитивизма занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления пошли по линии по линии формализации гносеологических проблем. Физикализм – физика провозглашается основой всех наук, а язык физики должен стать универсальным языком всех наук.

 

II. Философия экзистенциализма.

 

Это одна из самых модных философских школ на Западе в середине 20 века. Ее наиболее крупные представители: Хайдеггер и Ясперс в Германии; Сартр, Марсель, Камю во Франции; Аббаньяно в Италии. Исходные идеи экзистенциализма взяты из сочинений датского религиозного мыслителя – С. Кьеркегора, резко выступавшего против философии Гегеля, который растворил конкретного человека в мировом духе, абсолютной идее.

 

Экзистенциализм заимствует у Кьеркегора прежде всего идею экзистенциального  мышления. В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических  принципов, экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями. Объективное мышление безразлично к субъекту и его существованию; субъективный же экзистенциальный мыслитель заинтересован в своем мышлении (он в нем существует). В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному, не затронутому субъективностью. Жизнь человека противоречива и неустойчива. В силу этого рассудок бессилен понять ее.

 

По экзистенциализму, задача философии  – заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо его воли заброшен в чуждый ему мир; жизнь его окружена таинственными знаками, она иррациональна, в ней преобладает страдание и страх. Мир тем более страшен, чем он непостижим. Люди под доброй маской действуют друг против друга.

 

 

III. Проблема личности в философии.

 

 Это  вопрос  о  том,  в  чем  сущность человека как личности, каково ее место в мире и в  истории.  Личность  имеет сложную структуру и интерпретацию. Так с позиции ролевой концепции  личность определяется  теми  социальными  функциями,  которые  человек  выполняет   в обществе. Но в таком аспекте невозможно раскрыть  внутренний  мир  человека, так  как  фиксируется  только  его  поведение,  которое  не  всегда   и   не обязательно  выражает  действительную  сущность   человека.   Более   полная интерпретация личности  получается,  когда  ее  рассматривают  в  сущностном плане.  “Личность  -  индивидуальное  средоточие  и  выражение  общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования  мира,  прав  и обязанностей, этических, эстетических всех иных социальных норм”. В  понятии личности оттеняются,  прежде  всего,  интегративные социально-психологические особенности   человека. Такие как - мировоззрение,   самооценка,   характер,   чувство собственного  достоинства,  ценностные  ориентиры,  принципы  образа  жизни, нравственные  и  эстетические  идеалы, социально-политические   позиции   и убеждения, стиль мышления, эмоциональная среда, сила воли.  Личность  -  это результирующая функция социального и биологического начал человека.                                                                     Чем  интересна  проблема  личности  в  философии   экзистенциализма?                                                                                      Интересна такой философской  постановкой:  человек  познает  сущность  через свое существование, т.е. через экзистенцию.  Для  того  чтобы  понять  смысл любой формы бытия, чтобы человеку обрести  свою  непосредственную  сущность, свободу,  он  должен  освободиться  от   господствующих   ценностей,   норм, установок. Освобождение происходит в  “пограничной  ситуации”:  перед  лицом смерти, в страданиях, через  чувство  вины,  в  борьбе,  т.е.  тогда,  когда человек оказывается на границе между бытием и небытием. Экзистенциализм оправданно исходит из того, что “пограничные ситуации” действительно заставляют людей задумываться  о  смысле  и  содержании  своей жизни, переоценивать свои ценности. Человек  в  таких  ситуациях  раскрывает свою настоящую личность.

Личность, как ее видят  экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает  лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования  составляющих его индивидов. А общество в целом призвано обеспечивать возможность  свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от посягательств на ее свободу. Но роль общества, по мнению экзистенциалистов, остается в сущности отрицательной: свобода, которую она может предоставить индивиду, является лишь частным ее проявлением - свобода экономическая, политическая и т.д. “Подлинная свобода начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции”.

 

IV.Проблема свободы в экзистенциализме.

 

Главная проблема экзистенциализма - отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм  понимает отчуждение многосторонне: и  как превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную  довлеющую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние человеку государства, всей организации труда в обществе, различных общественных институтов, других членов общества и т.д.

 

Особенно глубоко экзистенциализм  анализирует субъективные переживания  отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества, равнодушия, страха, восприятия явлений действительности, как противостоящих и враждебных человеку. Основа каждой личности — это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима. Отсюда два вывода:

человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими  людьми не дают полную возможность  выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца;

человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой»  Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Существует две разновидности  экзистенциализма: религиозный и атеистический. Религиозный — единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.

 

Экзистенциализм исходит  из того, что человек живет, прежде всего, эмоционально. Под существованием понимается духовное бытие личности, ее сознание. Человек существует как  сознание. Чтобы осознать себя как нечто существующее, человек должен оказаться в пограничной ситуации (борьбы, вины, бытия перед лицом смерти). Тогда мир оказывается очень близко. Наиболее надежна интуиция как способ постижения мира. Свобода трактуется вне всякой закономерности и причинности. Свобода – это не свобода деятельности, а свобода отношения к окружающему миру. Сама свобода превращается в мучительную необходимость.

 

Экзистенциализм немыслим без страха, ощущения кризиса. Выход  из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной духовной жизни (религиозное крыло – в мистическом общении с Богом). Экзистенциалисты настаивали на необходимости сохранения личностной уникальности, в её неприобщенности к социальному контексту.




Информация о работе Философия XIX- ХХ веков