Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 22:34, реферат

Краткое описание

Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и
прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих
лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до
современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих
позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и
развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на
огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех
времён, представляется вполне обоснованным

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Аристотеля.docx

— 26.53 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и

прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих

лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до

современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих

позднейших философов. Очевиден огромный вклад Аристотеля в становление и

развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на

огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех

времён, представляется вполне обоснованным. Аристотель изучал практически все проблемы развития природы и общества, ввел терминологию, не утратившую своей актуальности и в наше время. Его можно назвать основоположником большинства наук, который оказал самое сильное по сравнению со своими предшественниками влияние на развитие человеческой мысли.

 

Философия Аристотеля

Аристотель родился в 384 году до н. э. в древней Стагире на границе с Македонией. Отец Аристотеля, Никомах, был личным врачом Аминты III — македонского царя и деда Александра Великого. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Как основатель Ликея в Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия после его смерти, Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. Самостоятельная философская позиция Аристотеля началась с критики идеализма Платона. Широко известно высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Умер Аристотель  в 322 году до н.э..

Аристотель — отец современного европейского знания. Логические работы Аристотеля были объединены под латинским наименованием «Органон». Он воспринимал логику, скорее в качестве методологического инструмента всех наук и философии, а не самостоятельного философского учения. Поэтому весьма возможно, что позднейшее понятие о логике как «орудии» соответствует его собственным представлениям. Понятно, что логика должна предшествовать философии. Саму философию Аристотель делит на три части – теоретическую, которая стремится к достижению истины, независимой от чьего-либо желания, практическую (о деятельности человека, устройстве государства) и творческую (поэтическую), целью которой является творчество (сюда Аристотель относил, в первую очередь, искусство словесное — риторику и поэтику).

В свою очередь теоретическая философия делится так же на три части: исследование изменяющегося бытия (физика и естествознание, включая науку о человеке); исследование бытия абстрактных математических объектов (различные разделы математики); первая философия, исследование бытия как такового (то, что мы называем метафизикой).

Практическая философия нацелена на совершение добродетельных поступков и оперирует не с понятиями истина — ложь, а с понятиями добро — зло (этика, политика и т.д.).

Одной из заслуг Аристотеля является то, что он определил фундаментальные понятия философии — Категории.

Аристотель подводит каждую вещь, о которой возможно сделать высказывание под одну из десяти категорий. «Учение о категориях» составляет первую часть логики Аристотеля.

Категориями или наиболее общими родами (классами) являются:

  1. Сущность (субстанция);
  2. Количество («сколько») — пространственно-числовые характеристики вещи;
  3. Качество («какое») — предикат, который характеризует все неколичественные свойства предмета. Эти свойства не совпадают с природой (сущностью) вещи;
  4. Отношение  («то, по отношению к чему») — это способ, которым одна вещь может быть связана с другой;
  5. Пространство (где) — положение вещи относительно ближайшего окружения;
  6. Время (когда) — положение вещи относительно последовательности событий;
  7. Состояние (ситуация) — положение частей предмета друг относительно друга;
  8. Обладание — наличие постоянно внешнего обстоятельства вещи (например, «одетый»);
  9. Действие («действовать») — произведение изменения в некотором другом предмете;
  10. Претерпевание (страдание) — принятие изменения от некоторого другого предмета.

Второй составной частью аристотелевской логики выступает учение о суждении. Это учение говорит о том, как связываются между собой различные понятия. Суждения бывают простыми и сложными. Простое суждение - это суждение, в котором есть только субъект, связка и предикат. Сложные суждения могут состоять из большого количества простых суждений. Аристотель классифицировал простые суждения по качеству на утвердительные («дети идут в школу») и отрицательные («дети не идут в школу»). В данном случае в обоих суждениях сохраняются одинаковые субъект и предикат (сохраняется материя суждения), но в первом случае утверждается, а во втором отрицается связь субъекта и предиката. По количеству суждения могут быть частными и общими.

Третьей и самой важной составной частью аристотелевской логики является учение о силлогизмах. Силлогизм - это особый вид умозаключения. Люди очень часто строят неправильные умозаключения. Неправильными умозаключениями являются те из них, в которых истинность вывода с необходимостью не следует из истинности посылок. Аристотелем было разработано учение о такой форме умозаключения, при которой обязательно при истинности посылок будет следовать истинный вывод. Такое умозаключение и есть силлогизм. Иными словами, силлогизм - это такая форма умозаключения, которая при истинности посылок обязательно приводит к истинности вывода.

Главной отличительной чертой философии Аристотеля от философии Платона является то, что Платон отделял «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» отдельно от окружающей действительности. Аристотель говорил, что не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира, существуют только единичные и конкретно определенные вещи (индивидуумы – «неделимые»).

Вопрос бытия Аристотель раскрывает с помощью определенных им категорий таким образом, что бытие есть ни что иное, как сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, пространства, времени, отношения, обладания, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность.

Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

Все вещи – это материя, преобразованная идеальными сущностями – формами. Все мироздание – это оформленное вещество. В любой вещи есть и материя, и форма, а их единство и является этой вещью. Аристотель считал, что мир форм и мир материи образуют одно целое, которым и является все нас окружающее. Однако решающая роль в принадлежит именно формам. Без них материя – ничто, и они приводят ее к состоянию упорядоченности, правильности и мировой гармонии. Материя – есть всего лишь возможность бытия, форма из нее создает действительность. Низменная материя – строительный материал, форма из этой основы создает подлинное существование. Нет материи отдельно от формы, как нет и формы без материи. Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что все на Земле обладает потенцией (материей) и формой, изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета, реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи, потенция (материал) есть пассивное начало, а форма — активное.

Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Человек у Аристотеля понимается как «общественное животное», сферу жизни которого составляет семья, общество, государство. Главное отличие человека от животного, как считал Аристотель, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.

Он выделял три уровня души:

- растительная душа;

- животная душа;

- разумная душа.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, а также функции рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель считал, что человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных, отличается от животных наличием мышления и разума, имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно потребность жить в коллективе приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Аристотель выделял 6 форм государства: 

3 правильные формы, при которых преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. К ним он относил монархию, аристократию и политию.

Монархия (единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

Аристократия (власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

Полития — форма правления, при которой правит большинство в интересах общей пользы, «средняя» форма государства и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах, в имуществе, во властвовании. 
И 3 неправильные формы, при которых преследуются частные цели правителей. К ним он относил тиранию, олигархию и демократию.

Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — строй, при котором власть находится в руках богатых людей благородного происхождения и образующих меньшинство.

Демократия — такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

Наилучшей из форм Аристотель считал политию, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.

 

Заключение

Аристотель – первый мыслитель в философии, воспринимавший самого себя как звено в историческом развитии науки. Он был создателем идеи исторического развития мысли. Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали разделяться на самостоятельные направления. 
Наследие Аристотеля оказало значительное влияние на все последующее становление философской мысли Европы. Учение Аристотеля до сих пор остается образцом системно выстроенной философии.

Аристотель был величайшим учеником Платона и знаменитым учителем Александра Македонского, он прожил славную и трудную жизнь, и имя его навсегда останется в истории человечества.

 

Библиографический список

 

  1. Аристотель. Политика.// Серия: Philosophy. М.: АСТ, 2002 г. - 400с.
  2. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2005 г. – 104 с.
  3. Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003 г. – 96 с.
  4. Ильин В.И. История философии: Учебник для вузов. – СПБ.: Питер, 2003 г. – 114 с.
  5. Философия природы в античности и средние века: Перевод с древнегреческого и латинского. – М., 2000.
  6. Антология античной философии. – М., 2001.

Информация о работе Философия Аристотеля