Оглавление
Философия Аристотеля3
Увлечения Аристотеля6
Учение о четырех причинах6
Интересные факты7
Список использованной литературы9
Философия Аристотеля.
Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший
древнегреческий философ, создавший своё
оригинальное учение, составившее эпоху
философии. Происходил из г.Стагиры. Его
отец Никомах был врачом при дворе Македонского
царя. Быть врачом означало в Древней Греции
занимать большое общественное положение,
и Никомах был известен всей Македонии.
В 17 лет Аристотель уезжает
в Афины, поступает в платоновскую академию,
становится учеником Платона. В академии
пробыл 20 лет(после ее окончания преподавал
в ней). Смерть Платона заставила его покинуть
Афины. И Аристотель поселяется в Малой
Азии. Живет некоторое время на о. Лесбосе.
Принимает приглашение македонского царя
и переезжает в Пеллу(столицу Македонии),
где преподает в течении трех лет философские
политические науки юному Александру
– будущему великому полководцу. Вернувшись
в Афины в 335 году до н.э., основывает школу
Ликкей, имеющую такое название по находившемуся
поблизости храму Аполлона Ликейского.
Школа стала известной как «перепатетическая»,
а ее ученики как «перепатики»(«прогуливающиеся
философы»), т.к. в аллеях парков во время
прогулок Аристотель обычно излагал слушателям
свои философские взгляды. Аристотель
преподавал в Ликее 12 лет. После смерти
Александра(середина 323г до н.э.) и антимакедонского
восстания в Афинах, Аристотель, имевший
в политическом плане македонскую ориентацию,
был обвинен в «безбожии» и вынужден был
выехать в Халкиду на о. Эвбея, где у него
было поместье. Здесь продолжал разрабатывать
философские проблемы.
Аристотель является систематизатором
всех имевшихся в ту эпоху отраслей научного
знания и основоположником целого ряда
наук (логика, психологии, биологии, истории
науки, истории философии, эстетики, политэкономии,
государствоведения и др. )
Философия у Аристотеля охватывала
всю суммы внерелигиозных знаний, научное
знание в целом (а также искусство, политику)
в противоположность вере. Она подразделялась
им на философию теоретическую(умозрительную),
практическую, связанную с общением людей,
и изобразительную. В свою очередь каждая
из них также состояла из частей:
Философия умозрительная |
Философия практическая |
Философия изобразительная |
Первая философия (метафизика) |
Этика |
Поэтика |
Вторая философия(натурфилософия) |
Экономика |
Риторика |
Математика |
Политика |
Искусства |
Представленная классификация
наук(она была первой в истории древнегреческой
культуры) составляла философию в широком
смысле слова. В собственном же своем значении
философия была «первой философией». В
нее включалась логика. «Первая философия
» являлась основанием для наук практических
и изобразительных; она выполняла по отношению
к ним направляющую функцию.
По Аристотелю, общей целью,
в том числе философии, является установление
истин, объективного значения о сущем
и вещах природы; никакие субъективные
цели, сколь бы значимы они ни были, не
должны искажать «правды вещей». Логика
мышления должна воспроизводить логику
природы, а не наоборот.
Важное место в мировоззрении
Аристотеля отводилось представлениям
о форме и материи. Кажется, что материя
и форма - обычное и всем понятное противопоставление,
и кажется, здесь даже не о чем говорить.
К примеру, материя этого стола есть дерево.
А форма этого стола есть тот вид, которые
приняли деревянные материалы , обработанные
для определенной цели. Кажется, что все
здесь очень просто и понятно. Тем не менее,
эта проблема являлась одной из глубочайших
философских проблем Аристотеля. Касаясь
данной проблемы, философ также приходит
к выводам о том, что:
• все сущее на Земле обладает
потенцией (собственно материей) и формой;
• изменение хотя бы одного
из этих качеств (либо материи, либо формы)
приводит к изменению сущности самого
предмета;
• реальность — это последовательность
перехода от материи к форме и от формы
к материи;
• потенция (материал) есть
пассивное начало, форма — активное;
• высшей формой всего сущего
является Бог, имеющий бытие
вне мира.
Так же Аристотель касался проблемы
душы. Носителем сознания является душа.
Философ выделяет три уровня
души:
• растительная душа;
• животная душа;
• разумная душа.
Являясь носителем сознания,
душа также ведает функциями организма.
Растительная душа отвечает за функции питания,
роста и размножения. Этими же функциями
(питание, рост, размножение) ведает иживотная душа, однако
благодаря ей организм дополняется функциями
ощущения и желания. И только разумная (человеческая)
душа,охватывая все вышеперечисленные
функции, ведает еще и функциями рассуждения
и мышления. Именно это выделяет человека
из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически
подходит к проблеме человека. Он считает,
что человек:
• по биологической сущности
является одним из видов высокоорганизованных
животных;
• отличается от животных наличием
мышления и разума;
• имеет врожденную склонность
жить вместе с себе подобными (то есть
жить в коллективе).
В годы своего пребывания в
Ликее Аристотель много внимания уделял
наряду с собственно философскими проблемами
вопросам государственного устройства.
Под его руководством были выполнены многие
коллективные труды, в том числе дано описание
158 государственных устройств. Все формы
государственного устройства, считал
он, подразделяются по количеству правящих
(по имущественному признаку) и по цели(моральной
значимости) правления. В соответствии
с первым признаком имеются монархия,
аристократия и полития(республика) –
это «правильные формы правления» - и тирания,
олигархия и демократия – «неправильные».
В отличии от платоновского
«идеального государства» в проекте Аристотеля
обосновывается положение о преимуществе
частной собственности. Вместе с тем чрезмерное
богатство развращает и разлагает государства.
Нужно умеренное богатство. В политическом
устройстве Аристотель различал 3 части:
законодательную, административную и
судебную. Между ними не должно быть раздора.
Наследие Аристотеля столь обширно и многогранно,
что трудно дать характеристику всех его
разделов. Но надо знать главное – основные
направления его мысли определили развитие
европейской философской мысли. А с его
уходом из жизни философия стала клониться
к упадку и пришла к нему.
Философия Аристотеля является
не только определенным обобщением, но
и логической переработкой и завершением
всей предшествующей греческой философии.
Написал более 150 научных трудов и трактатов.
Он описал 158 различных греческих и негреческих
законодательств. Вся V книга его основного
трактата "Метафизика" специально
посвящена философской терминологии,
и каждый термин у него выступает в 5 - 6
значениях.
Увлечения Аристотеля
В своей жизни Аристотель уделял
очень много времени исследованию жизни
животных: изучал жизнь насекомых, вскрывал
земноводных и пресмыкающихся, составил
множество томов описания моллюсков, рыб
и млекопитающих. Одно из высказываний
Аристотеля гласит: «Тот, кто познает начало
вещей и следит за их постепенным развитием,
узнает их лучше всего».
Труд «История животных» Аристотеля
стал одним из самых известных произведений
Античности. А систематика животного мира,
созданная Аристотелем, была обязательным
предметов в школах до времен К. Линнея
(1707-1778).
Во времена Аристотеля был период веры
в переселение душ. Сам Аристотель считал,
что главнее всего в организме человека
— это сердце, которое формируется раньше
других органов. Именно оно, по убеждениям
ученого, является мыслительным центром
живого существа. Мозг же только вырабатывает
жидкость, охлаждающую сердце.
У Аристотеля достаточно много
учений, последователи которых до сих
пор отстаивают их правоту и, надо сказать,
не безрезультатно. Например, одно из них,
с которым сложно поспорить:
Учение о четырёх
причинах
Интересным фактом Аристотеля
является его учение о четырех причинах
всего сущего:
Материя— то, из чего. Материя вечна,
её не может стать больше или меньше. Все
вещи состоят из материи, которая соединяется
друг с другом в разных пропорциях и при
разных условиях. Первичными (не измененными)
материями являются воздух, вода, земля,
огонь и эфир (небесная субстанция).
Форма— то, что. То, в каком виде существует
объект. Формы создает сам Бог, либо ум
живого существа.
Производящая причина— то, откуда. Момент времени,
с которого начинает существовать вещь.
Цель— то, для чего. Каждая вещь
существует для чего-то. Конечная (общая)
цель всех вещей является Благо.
Интересные факты:
- Так, например, известно, что у него была
жена, которую звали Пифиада. Вскоре в
их семье появилась на свет дочь, которую
назвали в честь матери.
- А когда у него родился сын, он прозвал
его Никомахом. В результате печального
стечения обстоятельств парень погиб
еще в юности, а по прошествии многих лет
в честь него Аристотель называет свое
собрание лекций. Кстати, отца греческого
философа также звали Никомахом.
- Предметы, которые эрудит любил более
всего: биология, зоология и астрология.
- Области, в которые философ внес наибольший
вклад, - это математика, этика, логика,
музыка, поэзия, политика и театр.
- Такая наука, как причинность, придуманная
Аристотелем, объясняет, почему могут
происходить те или иные вещи.
- Александр Македонский и древнегреческий
деятель были хорошими друзьями. Известно
также, что специально для него император
привозил образцы почв с завоеванных земель.
После его смерти философ потерял свою
известность.
Аристотель был сильным человеком.
И когда оказалось, что деваться
уже некуда, и с ним могут расправиться
как до этого с Сократом
он, как можно предполагать,
принял яд. Так кончилась жизнь
Аристотеля. И всё же его искания,
вся его жизнь свидетельствуют о
небывалом мужестве великого
человека, для которого даже сама смерть
стала актом мудрости и невозмутимого
спокойствия.
Список использованной
литературы:
- Античная философия: В. Ф. Асмус — Москва,
Высшая школа, 2009 г.- 400 с.
- Аристотель. В поисках смысла: А. Лосев,
А. Тахо-Годи — Санкт-Петербург, Молодая
гвардия, 2014 г.- 320 с.
- Аристотель. Человек. Наука. Судьба наследия:
В. П. Зубов — Санкт-Петербург, Едиториал
УРСС, 2009 г.- 368 с.
- Исследования по греческой истории: В.А.
Маклаков — Санкт-Петербург, Книга по
Требованию, 2012 г.- 138 с.
- Метафизика (Аристотель): Джесси Рассел
— Санкт-Петербург, Книга по Требованию,
2013 г.- 100 с.