Философия Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 23:30, реферат

Краткое описание

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:
367-347 гг. до н.э. (20 лет) – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);
347-335 гг. до н.э. (12 лет) – жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;
335-322 гг. – основал собственную философскую школу – Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia_Aristotelya.docx

— 20.36 Кб (Скачать файл)

 
Философия Аристотеля                                                               1. Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) –  древнегреческий философ классического  периода, ученик Платона, воспитатель  Александра Македонского. В своей  философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

367-347 гг. до н.э. (20 лет) –  работал, начиная с 17-летнего  возраста, в Академии Платона  и был его учеником (до момента  смерти Платона);

347-335 гг. до н.э. (12 лет) –  жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

335-322 гг. – основал собственную  философскую школу – Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.

К наиболее известным произведениям  Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

2. Классификация  философии, данная Аристотелем.

Философию Аристотель разделил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

практическую – о деятельности человека, устройстве государства;

поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть  философии была выделена логика.                                                                                                                                    3. Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии  Платона, согласно которой, окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой  идеи».

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку  данной проблемы:

не существует «чистых  идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых  являются все вещи и предметы материального  мира;

существуют только единичные  и конкретно определенные вещи;

данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея  лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся  в конкретном месте и имеющий  свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и  т.д.; 

индивидуумы являются первичной  сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) –  вторичной.                                                                                                                            4. Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.

Поскольку бытие  не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с  древнегреческого – высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий  говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

Сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение  и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.                                                                             5. Проблема материи в философии Аристотеля

Важное место в философии  Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

реальность – это последовательность перехода от материи к форме и  от формы к материи;

потенция (материал) есть пассивное  начало, форма – активное;

высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне  мира.

6. Проблема души  и человека в философии Аристотеля.

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три  уровня души:

растительная душа; животная душа; разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря  ей организм дополняется функциями  ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все  вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения  и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически  подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

отличается от животных наличием мышления и разума;

имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося  производством материальных благ и  их распределением, проживающего на одной  территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание  внутреннего порядка, содействие экономике  и т.д.) является государство.

7. Классификация  Аристотеля форм государства.

Аристотель выделяет шесть  типов государства:

монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и  охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

8. Историческое  значение философии Аристотеля в том, что он:

внес существенные коррективы в ряд положений философии  Платона, критикуя учение о «чистых  идеях»; дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; выделил 10 философских категорий; дал определение бытия через категории; определил сущность материи; выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии; внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).


Информация о работе Философия Аристотеля