Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 11:48, реферат
Философия Буддизма. Казалось бы, что каждый знает , что существует такое религиозное учение как Буддизм, но не каждый до конца понимает и осознает, что же все таки представляет из себя это учение. Актуальность темы заключается в том, чтобы проследить постоянное совершенствование человека, трансформации его ценностного мира являются решающим условием развития общества и культуры. Духовное совершенствование человека, обогащение его новыми знаниями становятся условиями гармонического развития личности. Важную роль в этом играют ценности, и в первую очередь религиозно-духовные.
1.Введение………………….……………….….…………….………………..3
2. Учение Будды – четыре благородные истины……….…………….……..4
2.1 Отрицательное отношение к метафизике.……….…………….…….5
2.2 Первая благородная истина — о наличии страданий………………..5
2.3 Вторая благородная истина — о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев………….….…………….………………….….………...7
2.4 Третья благородная истина— о прекращении страданий…………...7
2.5 Четвертая благородная истина — о пути к освобождению………..10
2.6 Философский смысл этического учения Будды……………………13
3. Школы Буддийской философии…………………………………………16
3.1 Школа шунья-вады мадхьямиков……………………………………18
3.2 Школа субъективного идеализма йогачаров………………………..20
3.3 Школа саутрантиков…………………………………………………22
3.4 Школа вайбхашиков………………………………………………….24
4. Религиозные школы буддизма – Хинаяна и Махаяна………………….24
5. Заключение………………………………………………………………..27
6. Список литературы……………………………………………………….28
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
Реферат
по философии
на тему:
“Философия Буддизма”
Выполнил :
студент 1 курса
ф-та ИНЭК, гр. ЭК-133
Кузнецов В.А.
Уфа _ 2014
Содержание:
1.Введение………………….……………….….………
2. Учение Будды – четыре благородные истины……….…………….……..4
2.1 Отрицательное отношение к метафизике.……….…………….…….5
2.2 Первая благородная истина — о наличии страданий………………..5
2.3 Вторая благородная истина
— о причине страданий. Цепь из
двенадцати звеньев………….….…………….………………….….
2.4 Третья благородная истина— о прекращении страданий…………...7
2.5 Четвертая благородная истина — о пути к освобождению………..10
2.6 Философский смысл этического учения Будды……………………13
3. Школы Буддийской философии…………………………………………16
3.1 Школа шунья-вады мадхьямиков……………………………………18
3.2 Школа субъективного идеализма йогачаров………………………..20
3.3 Школа саутрантиков………………………………………………
3.4 Школа вайбхашиков…………………………………………………
4. Религиозные школы буддизма – Хинаяна и Махаяна………………….24
5. Заключение……………………………………………………
6. Список литературы…………………………………
1.Введение
Философия Буддизма. Казалось бы, что
каждый знает , что существует такое религиозное
учение как Буддизм, но не каждый до конца
понимает и осознает, что же все таки представляет
из себя это учение. Актуальность темы
заключается в том, чтобы проследить постоянное совершенствование человека, трансформации
его ценностного мира являются решающим
условием развития общества и культуры.
Духовное совершенствование человека,
обогащение его новыми знаниями становятся
условиями гармонического развития личности.
Важную роль в этом играют ценности, и
в первую очередь религиозно-духовные.
Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Таутамы Будды, «Света Азии», известна довольно хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской семье в Капилавасту (север Бихара, у предгорий Гималаев) и еще в юности отказался от светской жизни. Болезни, старость и смерть, которые он увидел, показали молодому царевичу, что мир полон страданий, а жизнь странствующего монаха дала ему возможность найти путь к освобождению. Став аскетом, он без устали искал разрешения вопроса о действительном источнике всех страданий и о путях к полному избавлению от них. Будда искал ответ у многих религиозных учителей и во многих школах своего времени, подвергал себя тяжелым аскетическим испытаниям, но ничто не удовлетворялоего. Тогда он решил положиться на свои собственные силы. С железной волей, освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей, он стремился раскрыть путем постоянных сосредоточенных размышлений тайну земных страданий, пока наконец его усилия не увенчались успехом. Сид-дхартха стал Буддой, или Просветленным. Его просветление заложило основы буддийской религии и философии, которые с течением времени распространились на Цейлон, Бирму, Сиам, Тибет, Китай, Японию и Корею.
Подобно всем великим учителям древности, Будда облекал свои поучения в форму бесед и в течение долгого времени, из поколения в поколение, они устно передавались от одних учеников к другим. Источником нашего знания об учении Будды в настоящее время является главным образом «Трипитака» («Три корзины учений»),о которой говорят, что они содержат мысли Будды, переданные самыми близкими его учениками.
Эти три канонические работы называются «Виная-питака», «Сутта-питака» и «Абхидхамма-питака». Первая работа содержит правила поведения, вторая является собранием проповедей и притч, третья ставит и рассматривает проблемы буддийской философии. Все три работы являются памятниками древней буддийской философии. Они написаны на языке пали.
С течением времени число последователей Будды настолько возросло, что это привело к разделению их на различные школы. Самые известные религиозные школы буддизма — хинаяна и махаяна. Первая утвердилась на юге, и ее оплотом в настоящее время являются Цейлон, Бирма и Сиам. Обширная литература этой школы написана на языке пали. Она претендует на наибольшую ортодоксальность и верность учению Будды. Махаяна распространилась главным образом на севере — в Тибете, Китае и Японии. Свои философские труды она излагала на санскрите, благодаря чему и на этом языке появилась обширная буддийская литература. Большая часть ее была переведена на тибетский и китайский языки, и в этих переводах она сохранилась в странах, где утвердился буддизм. Благодаря этим переводам теперь открыты и восстановлены многие из ценнейших санскритских текстов, утерянных в Индии.
Так как буддизм процветал во многих странах, он приобретал национальный колорит этих стран и изменялся под влиянием прежней религии и убеждений обращаемых. Возникшие в результате этого религиозные школы буддизма были так многочисленны и общая масса философских работ на различных языках настолько велика, что для полного ознакомления с буддийской философией не хватило бы жизни даже такого человека, который сочетал бы в себе эрудицию лингвиста и глубину мышления философа. Наше описание буддийской философии по необходимости будет кратким и потому не дающим исчерпывающего представления. Сначала мы попытаемся осветить главные стороны учения Будды в том плане, как они изложены в приписываемых ему беседах, а затем ознакомим читателя с некоторыми системами буддийской философии, разработанными позднее его последователями в различных школах, и закончим кратким очерком главных направлений религиозных школ хинаяна и махаяна.
2. Учение Будды – четыре благородные истины
2.1 Отрицательное отношение к метафизике
Будда был главным образом учителем этики и реформатором, но не философом. Знакомство с его просветлением указывает человеку путь в жизни, который ведет к освобождению от страдания. Когда кто-нибудь задавал Будде метафизические вопросы о том, отлична ли душа от тела, бессмертна ли она, конечен или бесконечен мир, вечен он или невечен и т. д.,— он отказывался отвечать. Он считал, что обсуждение проблем, для разрешения которых нет достаточных возможностей, приводит лишь к образованию различных пристрастных мнений, напоминающих противоречивые односторонние описания слона, сделанные слепыми, которые ощупали различные части его тела.
Будда, приводя в пример ряд метафизических взглядов предшествовавших ему мыслителей, показал, что все они отличаются друг от друга, так как они основывались на неопределенном чувственном опыте, желаниях, надеждах и опасениях. Будда неоднократно указывал, что следует избегать умозрений подобного рода, ибо они не только не приближают человека к его единственной цели — архатству (состоянию освобождения от всякого страдания), но, наоборот, запутывают его в им же самим сплетаемую сеть теорий. Самая настоятельная задача — положить конец несчастьям.Тот, кто посвящает себя теоретическим умствованиям оду-ше и мире,изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того, чтобы попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в его бок отравленную стрелу, размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее пустил.
Будда часто упоминает десять вопросов, которые он считает неопределенными и этически бесполезными. Он считает бесполезными следующие вопросы: 1) Вечен ли мир? 2) Или он невечен? 3) Конечен ли мир? 4) Или он бесконечен? 5) Тождественна ли душа с телом? 6) Отлична ли душа от тела? 7) Бессмертен ли познавший истину? 8) Или он смертей? 9) Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным? 10) Будет ли он бессмертным или смертным? Эти вопросы известны в буддийской литературе как «десять неразрешимых вопросов» и являются предметом трактата Авья-ката Саньютты, называемого «Саньютта-никая».
Вместо рассмотрения метафизических проблем, бесполезных для морального усовершенствования и недоступных познанию. Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о пути, ведущем к прекращению страдания. «Это,— говорит Будда,— приносит пользу, способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, познанию высшей мудрости, к нирване».
Ответы на эти четыре вопроса составляют, как мы знаем, сущность просветления Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они стали известны под названием «четырех благородных истин»: 1) жизнь в мире полна страданий, 2) есть причина этих страданий, 3) можно прекратить страдания, 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий. Все учение Будды сосредоточено вокруг этих четырех истин.
2.2 Первая благородная истина — о наличии страданий
Молодой Сиддхартхи был поражен увиденными картинами страданий человека — болезнями, старостью и смертью. Однако просветленный Будда увидел не просто и не только эти картины, но и сами существенные условия жизни людей и животных, вызывающие все без исключения несчастья.
Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние — короче, все, что с' порождено привязанностью к земному, есть страдание.
В первой части мы уже указывали, что пессимизм подобного рода присущ всем индийским философским системам; и в подчеркивании особого значения первой благородной истины Будду поддерживали все крупнейшие индийские мыслители. Чарваки, конечно, могли отвергать осуждение Буддой вообще всякой мирской жизни и указать на различные источники удовольствий, существующие в жизни наряду с источниками страданий. Но Будда и многие другие индий- , ские мыслители могли бы возразить им на это, что мирские радости представляются удовольствием лишь близоруким людям. Кратковременность этих удовольствий, горе, испытываемое при их утрате, вечная боязнь потерять их и другие тяжелые последствия сводят на нет все радости жизни и превращают их в подлинные источники страха и скорби.
2.3 Вторая благородная истина — о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев
Хотя наличие страданий признается всеми индийскими мыслителями, но в определении этого в' ненормального явления они не всегда единодушны. Происхождение зла объясняется Буддой с помощью особой концепции естественной причинной связи. Согласно этой теории, нет ничего необусловленного — все зависит от определенных условий. Так как каждое событие порождается некоторыми условиями, должно существовать нечто, бытие которого порождает страдание.
Земные страдания (старость,
смерть, отчаяние, печаль и т. п., кратко
обозначаемые словом «джара-марана»),
учит Будда, возникают из факта, рождения
(цжатн). Если бы человек не был рожден,
он не знал этих тягостных состояний. Рождение,
в свою очередь, обусловлено стремлением к стан
зрелищами, звуками и т. д. Но
откуда происходит это желание? Мы ведь
не можем стремиться иметь вещи, которые
мы не испробовали, не видели раньше. Предыдущийчувственный опыт, скрашенный
некоторыми приятными ощущениями, является
причиной жажды, страстного стремления.
Но ведь чувственный опыт невозможен безсоприкосновения, то есть
без контакта между органами чувств и
объектами. Эгот контакт, в свою очередь,
не мог бы возникнуть, если бы не было шести органов познания:пяти
чувств и ума (шадаятана). Наличие
Э1их шести органов внешнего познания
зависит от телесно-духовного организма
Вот вкратце формула причинной зависимости: 1) страдание в жизни обусловлено рождением; 2) рождение — стремлением к жизни;
3) стремление к бытию — умственной привязанностью к объектам; 4) привязанность —жаждой, желанием вещей; 5) жажда — чувственным восприятием; 6)чувственное восприятие — чувственным соприкосновением с объектами; 7) чувственное соприкосновение — шестью органами познания; 8) шесть органов познания—эмбриональным периодом развития организма (состоящего из разума и тела); 9) эмбрион не может развиться без первоначального сознания; 10) первоначальное сознаниеобусловлено впечатлениями прошлой жизни; 11) эти впечатления обусловлены двенадцатым звеном цепи — 12) неведением истины.
Таким образом, мы имеем двенадцать звеньев цепи причинной зависимости. Порядок и число звеньев не всегда одинаковы в буддийских проповедях, но в приведенном выше виде они наиболее полно и точно воспроизводят принятые буддистами формулы причинной связи. Среди буддистов она выступает под разными названиями:
например, «12 источников», «механизм существования» и др. Некоторые набожные буддисты ежедневно напоминают себе об этой части учения Будды вращением колеса, которое символизирует механизм причинности. Наряду с перебира-нием четок оно составляет часть их ежедневной молитвы.
«Двенадцать звеньев» иногда представляются как описание прошлой, настоящей и будущей л жизни, которые причинно связаны следующим образом: настоящую жизнь полностью можно объяснить лишь при соотнесении с прошлыми условиями ее существования и ее будущими действиями. Приведенные в расположенном ниже порядке с последовательным переходом от причин к следствиям двенадцать звеньев как бы символизируют этот круговорот бытия.
Прежде чем покончить с этим вопросом, следует отметить весьма важный вклад индийских мыслителей, в частности Будды, в философию — концепцию обусловленности внешних явлений жизни (то есть живого организма) внутренней движущей силой сознательного или бессознательного желания. Современные биологи, как дарвинисты, так и их противники, пытаются объяснить эволюцию жизненного процесса механистически, с помощью материальных условий, как унаследованных, так и условий окружающей среды. Появление рогов на голове коровы или образование глаза представляется биологам не более чем случайным изменением — постепенным или внезапным.
Основной принцип объяснения буддистами жизненного процесса, сводящийся к тому, что бхава (внутреннее предрасположение, стремление к бытию) ведет к рождению (существованию тела), то есть что сознание является условием развития эмбриона, предвосхищает утверждение Бергсона, согласно которому живое тело является не только соединением материальных частей,