Философия Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 00:39, реферат

Краткое описание

Мировой Дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название Абсолютной Идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности. «Начальной ступенью является совершенство, абсолютная тотальность, бог. Он был творцом, и от него исходили искры, молнии, отображения, так что первое отображение было наиболее похоже на него.

Вложенные файлы: 1 файл

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.docx

— 34.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Выполни 
                                                                                                                              
Проверил:

 

 

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте, в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, в 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель-профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое время был ректором.Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Венцом их стала «Философия права» - одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой и политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет. Творчество Георга Вильгельма Фридриха Гегеля по праву считается вершиной немецкого идеализма первой половины XIX века.Георг Гегель является не только завершающим звеном в развитии немецкой философии, но и одной из последних систем классического новоевропейского рационализма.Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). Великая заслуга, которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления.Для Г. Гегеля духовная культура человечества предстаёт в её закономерном развитии как постепенное выявление творческих сил «мирового разума». Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с момента наименования чувственно данных «вещей» и заканчивая « «абсолютным знанием» - знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен в самопознание абсолютного разума (идеи), который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому и развитие действительности у него предстает как логико-рациональный процесс, в котором диалектика понятий довлеет над диалектикой вещей. 
О философии Гегеля следует сказать, что она, с одной стороны, по определению Ф. Энгельса, «…имела огромное влияние на духовное развитие нации». Согласно Дж. Х. Стирлингу, именно «…Гегелю и, в особенности, его философии этики и политики обязана Пруссия своим могуществом и организацией, которую она быстро развивает в настоящее время? Разве не суровый Гегель находится в центре организации, которая, посовещавшись с невидимым мозгом, наносит молниеносный удар своей тяжелой рукой? И если речь заходит о ценности этой организации, то для многих она станет более ощутимой, если я укажу, что в то время как в конституционной Англии обладатели преимущественных прав и правительственных облигаций разоряются господствующей коммерческой безнравственностью, то простые собственники акций прусских железных дорог могут рассчитывать на гарантированный средний доход 8,33%. Вот уж, воистину, аргумент в пользу Гегеля!». 
 
Философия Гегеля

Основу философских воззрений  Гегеля можно представить следующим  образом. Весь мир - это грандиозный  исторический процесс развертывания  и реализации возможностей некоего  мирового разума, духа. Мировой Дух  есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой  и субъектом развития, творцом  мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название Абсолютной Идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие  и результат ее активности. «Начальной ступенью является совершенство, абсолютная тотальность, бог. Он был творцом, и  от него исходили искры, молнии, отображения, так что первое отображение было наиболее похоже на него. Это первое отображение в свою очередь не осталось бездеятельным и породило другие создания, но эти создания были уже менее совершенны, и так  продолжалось дальше в сторону ухудшения…»  Гегель. Система Гегеля с первых лет строилась на понятии духа, абсолюта, тождества бытия и мышления, т.е. была объективно-идеалистической философской системой. Теперь обратимся к этим стержневым понятиям философии Гегеля подробнее и на материале зрелой системы философа. Что Гегель понимал под духом? Что за проблемы решает он в системе философии духа? Здесь ставится много задач.

Главная задача — интерпретация  ключевых для философии понятий, а именно, "дух", (разделенный  на субъективный, объективный, абсолютный дух), логическая идея, мышление, разум, рассудок. Это целая "семья" понятий, характеризующих духовное. В гегелевской  философии есть в какой-то мере единая интерпретация этих понятий, т.е. такая  интерпретация, относительно которой  нужна особая историко-философская  реконструкция. Можно выделить три  среза, три измерения, относящихся  ко всем этим понятиям разума у Гегеля.

Первое измерение, которое  придается у Гегеля и разуму, и  духу, и мышлению, и идее — измерение  субстанциональное. Это значит, что  духовное понимается как первичное, как субстанция, причем субстанция, восходящая к божественной, как то, из чего все рождается, во что все  разрешается, как порождающее начало. Субстанционально и понимание идеи, разума, мышления. Поход к различным  ипостасям духовного в принципе един. Различие смыслов такое: абсолютный дух — так сказать, "самое  субстанциональное", далее идет "менее  субстанциональное", но тоже субстанциональное  — идея, логическая идея, затем разум, а после — мышление. Здесь философия  Гегеля выступает в качестве классического  объективного идеализма, который обосновывается самыми различными способами, причем именно с применением данных понятий. Это  вообще широкий вопрос, и он относится  не только к Гегелю, но и к Платону, к другим формам объективного идеализма. Но в гегелевской философии есть специфические основания объективного идеализма. И их легче понять, если не забыть о втором значении, о второй ипостаси духовного. Второе измерение  состоит в том, что духовное, согласно Гегелю, есть реализующиеся деятельность и активность, причем активность такого субъекта, который сообразуется с  законами самого духа. Оттенок субстанциональности, т.е. первичности, переходит в диалектический активизм.

Третий аспект заключается  в том, что субстанция, а значит и дух, и логическая идея, понимаются как субъект. Иными словами, здесь  вводится — в гегелевском понимании  — проблема субъективности, субъекта, которая, однако, не сводится к человеческому  Я, хотя в определенном аспекте она  соприкасается с вопросом о Я  человека. Итак, в духе, по Гегелю, есть и объективность, и субъективность, благодаря которым дух способен как бы "проходить" через природу, "отчуждать" ее от себя в виде своего инобытия. Благодаря объективности, дух способен "проходить" и  через человека, через все человеческое, выступая и в виде своего рода объективной  субъективности и субъективной объективности. Для Гегеля очень важно не столько то, что все люди разные, но то, что все они — субъекты, принадлежащие к одному роду, к единой субъективности. Еще раз надо упомянуть об объективном духе, о философии права — на этот раз как одном из главных обоснований системы объективного идеализма.Это произведение о праве и правовом государстве, о гражданском обществе, о гласности, печати, об общественном мнении, о вине, наказании, есть, по Гегелю, одновременно рассказ о генезисе и силе объективного духа, проявляющегося в социальном пространстве — о собственности и ее признании, о правовых и моральных нормах, наиболее ярких воплощениях "интерсубъективной", как сказали бы мы сегодня, духовности.

"Абсолютный дух"  — это, для, Гегеля, понятие  всех понятий, объединяющее и  Бога, и "божественно-духовное" начало (закономерность) природы и  человека, и, что очень важно,  высшие этажи самопознания духа (искусство, религия, философия). Поэтому философию Гегеля называют  системой абсолютного идеализма.  Плотность реальных проблем, исследованных  великим Гегелем в его границах, столь велика, что (в относительно  небольшом очерке) можно было  рассказать лишь о некоторых  из них, которые представляются  центральными для гегелевской  системы и наиболее актуальными сегодня. Абсолютный дух последовательно проявляется в искусстве, религии и философии, которые составляют основные ступени его развития. Но при этом они не являются стадиями, последовательно сменяющими друг друга. Эти три формы общественного сознания существуют одновременно. У них разный уровень реализации Абсолютной идеи. В искусстве абсолютный дух выступает в образе, в религии - в представлении, в философии - в понятии.

Философия искусства или  эстетика,  подчиняясь общей триадической схеме, состоит из трех частей:

1.  общая часть или  учение об идее прекрасного вообще 
2.  учение об особых, частных формах искусства 
3.  учение об отдельных видах искусства 
 
Существуют стадии, которые прошло искусство 
1.  Символическое искусство ( Древний Восток - форма не соответствует содержанию) 
2.  Классическое искусство ( совпадение формы и содержания) - античное искусство 
3.  Романтическое искусство ( нарушение совпадения формы и содержания) - христианское искусство.Искусство существует в виде чувственного созерцания, это не адекватная форма выражения абсолютной идеи 
Религия:  У Гегеля существует сближение предмета религии и философии ( предмет - Бог). Гегель рационализирует теологию и религию и поднимает ее до уровня философии. Активно он использует принцип историзма. Высшей формой религии является христианство, но при этом Гегель резко критикует католицизм. 
Философия:  В данной категории абсолютная идея превратилась в абсолютный дух наиболее адекватно. Философия - это форма мышления, осуществляемая через абстрактные категории. Здесь совершается процесс самопознания. Философия проходит длительное историческое развитие. Движение философии - это поиск истины. Наибольшее внимание Гегель уделяет развитию античной философии ( где главной фигурой является Плантон), к тому же большое внимание он уделяет Канту. 
Понятие «абсолютный дух» является спекулятивным, философским определением. Его дает себе мышление, которое уже поднялось на ступень систематической определенности мышления в самом мышлении. Только там, где мышление уже знает себя как всеобщую субстанцию, логически определенную в самой себе, только там выступает и это понятие.

Понятие «абсолютный дух», будучи философским, есть определение, которое философия дает своему предмету. При этом понятие «абсолютный  дух» есть самое высшее и последнее  определение предмета философии. Прежде чем философия достигла возможности  дать своему предмету это последнее  определение, она дает ему более  низшие определения. Например: «бытие», «качество», «материя», «организм», «душа», «объективный дух». Но, развив всю необходимую  последовательность предшествующих определений, философия логически приходит к  необходимости определить свой предмет  и как «абсолютный дух». Это  определение оказывается последним, с которым познание достигает  своего окончательного завершения.

Содержащееся в этом понятии  требование воспринимать его как  венец познания, не может не волновать  наше воображение. Шутка ли, примириться  с сознанием того, что определение  «абсолютный дух» есть самый последний, наивысший пункт познания вообще!

Эта завершенность познания, наступившая с этим определением, не должна пониматься как некая «граница»  в нашем человеческом познании, наподобие  той, которую пытался установить Кант. Здесь речь идет не о границах нашего человеческого познания, а о пределе в самопознании самого вселенского разума, самого бога, если пользоваться религиозным представлением. В определении абсолютного духа всеобщий разум, созидающий и разрушающий галактики, планеты, океаны, горы и моря, если можно так сказать, объективно исчерпывает себя, иссякает, успокаивается. Бог сделал все, что хотел. В определении абсолютного духа он уже не имеет никаких забот. Ему здесь остается только бросить взгляд назад, чтобы убедиться в том, что все проникнуто его волей. Абсолютый дух есть «космическая гармония», «музыка сфер», определение абсолютного блаженства, покоя, при этом еще раз необходимо подчеркнуть, что речь идет не о покое человеческого существа, а о покое самого бога, покое самой вселенной!

После таких высоких слов на ум приходит соображение, что подобное содержание вряд ли возможно выразить научным образом, что если оно  и существует, то о нем можно  только вот так поэтически намекнуть. Ведь выразить научно «покой бога»  — что может быть нелепее?

Вопреки этой кажущейся нелепости, необходимо подчеркнуть, что выражение  «абсолютный дух» при всем его  громадном, всеобъемлющем и глубочайшем  содержании не является неким неопределенным образом, поэтической метафорой, но есть исключительно научное понятие, так как в самом себе оно  очень строго, точно, логично и  поэтому научно определено. Определениями  понятия абсолютный дух являются искусство, религия и философия. Однако, поскольку абсолютный дух  есть понятие, то искусство, религия  и философия в нем содержатся не в качестве неких эмпирических представлений о них, но берутся  в их логическом значении. Это логическое значение состоит в том, что в  абсолютном духе искусство, религия  и философия строго определены как  внутри себя самих, так и по отношению  друг к другу. Если в истории мы находим все эти три вида человеческого  творчества разбросанными и для  нас при историческом изучении без  разницы, начнем ли мы с религии или  с искусства, то в абсолютном духе мы не можем располагать эти моменты  произвольно. В абсолютном духе их связь  между собой имеет необходимый  характер, и эта необходимая связь  состоит в том, что искусство  — первый логический момент абсолютного  духа, религия — второй, а философия  — третьий. Именно таково их расположение в абсолютном духе, потому что только такое положение необходимо, разумно и, следовательно, научно. Искусство, религия и философия в понятии абсолютный дух, таким образом, являются логическими моментами понятия. Разумно и необходимо, следовательно, брать их только так, в этом логическом, понятийном единстве, ибо они не могут раскрыть свой разумный смысл, если их берут в распавшемся состоянии, отдельно друг от друга.

Понятие «абсолютный дух» исторически восходит к философии  Гегеля, что дает основания недостаточно подготовленному в философском  отношении сознанию считать его  лишь исторически преходящим понятием, особенностью субъективной философской  манеры Гегеля, любившего сыпать подобными  выражениями: «абсолютный», «идея», «бесконечный», «дух» и др. Однако в самом этом понятии содержится опровержение подобного  к нему отношения. Абсолютный дух  не может быть особенностью только философии Гегеля хотя бы уже потому, что он включает в себя помимо философии  и такие сферы, к которым Гегель не имел прямого отношения и существование  которых имеет многовековую традицию. С абсолютным духом, следовательно, мы имеем дело уже там, где имеются  хоть какие-то проявления религиозного и художественного творчества, начиная  с незапамятных времен. Само понятие  «абсолютный дух», однако, является философским определением, и поэтому  религию и искусство мы можем  определить как такой абсолютный дух, который еще не знает о  себе, что он есть не только религия, не только искусство, но и абсолютный дух. Искусство и религия есть абсолютный дух в своей «несознательной» стадии. Сознательным абсолютный дух  становится только тогда, когда к  искусству и религии добавляется  их третий момент — философский. Без  него абсолютный дух является незавершенным  и несамосознательным. Но и философский момент, хотя и является самым важным, не может исчерпать собой весь абсолютный дух, а нуждается как в своей предпосылке в искусстве и религии. Таким образом, абсолютный дух для полноты своего бытия необходимо нуждается во всех трех своих моментах, из которых первые два — искусство и религия — являются бессознательными и только третий, философский момент, замыкая собой весь абсолютный дух, приносит абсолютному духу и его вербализацию — именно через философию искусство и религия узнают, что они также суть моменты единого содержания — абсолютного духа.

Вышесказанным мы, однако, ничуть не сняли с понятия «абсолютный  дух» того обвинения, что оно есть всецело плод субъективного произвола  философии Гегеля. Если даже предположить, что искусство и религия, не имея возможности философской саморефлексии, не могут осознать себя в качестве «абсолютного духа», то, ведь, философия не начинается с Гегеля, «философский момент» с древнейших времен сопровождает религию и искусство, тем не менее никто из философов до Гегеля не объединял эти три сферы этим или подобным ему причудливым наименованием. Получается, что «абсолютный дух» все же есть плод разгоряченного воображения Гегеля, а в действительности нет никакого «абсолютного духа», а существуют только сами по себе: религия, философия, искусство. И, может быть, когда мы пытаемся свести эти три сферы человеческого творчества к какому-либо понятийному, логическому единству, мы умертвляем их органическую сущность?

Информация о работе Философия Гегеля