Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 00:39, реферат
Мировой Дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название Абсолютной Идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности. «Начальной ступенью является совершенство, абсолютная тотальность, бог. Он был творцом, и от него исходили искры, молнии, отображения, так что первое отображение было наиболее похоже на него.
Выполни
Проверил:
Георг Вильгельм Фридрих
Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе
Штудгарте, в семье крупного чиновника.
Получив в местной гимназии первоначальное
образование, в 1788 г. был зачислен в число
студентов теологического института в
Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал
домашним учителем, далее служил директором
гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал
в Ненском университете. С 1816 г. Гегель-профессор
Гейдельбергского университета, а с 1818
г. - Берлинского, где некоторое время был
ректором.Творчество Гегеля считается
вершиной классической немецкой философии.
Гегель пошел значительно дальше своих
великих предшественников. Он первым представил
весь естественный, исторический и духовный
мир в беспрерывном развитии.Уже в студенческие
годы Гегель был занят творческим освоением
и осмыслением достижений предшествующей
политической и правовой философии. Венцом
их стала «Философия права» - одна из наиболее
знаменитых работ во всей истории правовой
и политической мысли. Это синтез философских
и политико-правовых исследований Гегеля
на протяжении ряда лет. Творчество Георга
Вильгельма Фридриха Гегеля по праву считается
вершиной немецкого идеализма первой
половины XIX века.Георг Гегель является
не только завершающим звеном в развитии
немецкой философии, но и одной из последних
систем классического новоевропейского
рационализма.Высшим достижением немецкой
классической философии являлась диалектика
Гегеля (1770-1831). Великая заслуга, которого
состоит в том, что он впервые представил
весь природный, исторический и духовный
мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном
движении, изменении, преобразовании и
развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю
связь этого движения и развития. Значение
философии Гегеля заключалось в том, что
в ней в систематической форме было изложено
диалектическое миропонимание и соответствующий
ему диалектический метод исследования.
Гегель разрабатывал диалектику как философскую
науку, обобщающую всю историю познания
и исследующую наиболее общие закономерности
развития объективной действительности.
В особенности же Гегель стремился исследовать
и всесторонне обосновать важнейшие принципы
диалектического способа мышления.Для
Г. Гегеля духовная культура человечества
предстаёт в её закономерном развитии
как постепенное выявление творческих
сил «мирового разума». Духовное развитие
индивида воспроизводит стадии самопознания
«мирового духа», начиная с момента наименования
чувственно данных «вещей» и заканчивая
« «абсолютным знанием» - знанием форм
и законов, которые управляют изнутри
всем процессом духовного развития. У
Гегеля процесс познания превращен в самопознание
абсолютного разума (идеи), который постигает
в мире свое собственное содержание. Поэтому
и развитие действительности у него предстает
как логико-рациональный процесс, в котором
диалектика понятий довлеет над диалектикой
вещей.
О философии Гегеля следует сказать, что
она, с одной стороны, по определению Ф.
Энгельса, «…имела огромное влияние на
духовное развитие нации». Согласно Дж.
Х. Стирлингу, именно «…Гегелю и, в особенности,
его философии этики и политики обязана
Пруссия своим могуществом и организацией,
которую она быстро развивает в настоящее
время? Разве не суровый Гегель находится
в центре организации, которая, посовещавшись
с невидимым мозгом, наносит молниеносный
удар своей тяжелой рукой? И если речь
заходит о ценности этой организации,
то для многих она станет более ощутимой,
если я укажу, что в то время как в конституционной
Англии обладатели преимущественных прав
и правительственных облигаций разоряются
господствующей коммерческой безнравственностью,
то простые собственники акций прусских
железных дорог могут рассчитывать на
гарантированный средний доход 8,33%. Вот
уж, воистину, аргумент в пользу Гегеля!».
Философия Гегеля
Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир - это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой Дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название Абсолютной Идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности. «Начальной ступенью является совершенство, абсолютная тотальность, бог. Он был творцом, и от него исходили искры, молнии, отображения, так что первое отображение было наиболее похоже на него. Это первое отображение в свою очередь не осталось бездеятельным и породило другие создания, но эти создания были уже менее совершенны, и так продолжалось дальше в сторону ухудшения…» Гегель. Система Гегеля с первых лет строилась на понятии духа, абсолюта, тождества бытия и мышления, т.е. была объективно-идеалистической философской системой. Теперь обратимся к этим стержневым понятиям философии Гегеля подробнее и на материале зрелой системы философа. Что Гегель понимал под духом? Что за проблемы решает он в системе философии духа? Здесь ставится много задач.
Главная задача — интерпретация ключевых для философии понятий, а именно, "дух", (разделенный на субъективный, объективный, абсолютный дух), логическая идея, мышление, разум, рассудок. Это целая "семья" понятий, характеризующих духовное. В гегелевской философии есть в какой-то мере единая интерпретация этих понятий, т.е. такая интерпретация, относительно которой нужна особая историко-философская реконструкция. Можно выделить три среза, три измерения, относящихся ко всем этим понятиям разума у Гегеля.
Первое измерение, которое
придается у Гегеля и разуму, и
духу, и мышлению, и идее — измерение
субстанциональное. Это значит, что
духовное понимается как первичное,
как субстанция, причем субстанция,
восходящая к божественной, как то,
из чего все рождается, во что все
разрешается, как порождающее начало.
Субстанционально и понимание идеи,
разума, мышления. Поход к различным
ипостасям духовного в принципе
един. Различие смыслов такое: абсолютный
дух — так сказать, "самое
субстанциональное", далее идет "менее
субстанциональное", но тоже субстанциональное
— идея, логическая идея, затем разум,
а после — мышление. Здесь философия
Гегеля выступает в качестве классического
объективного идеализма, который обосновывается
самыми различными способами, причем именно
с применением данных понятий. Это
вообще широкий вопрос, и он относится
не только к Гегелю, но и к Платону,
к другим формам объективного идеализма.
Но в гегелевской философии есть
специфические основания
Третий аспект заключается в том, что субстанция, а значит и дух, и логическая идея, понимаются как субъект. Иными словами, здесь вводится — в гегелевском понимании — проблема субъективности, субъекта, которая, однако, не сводится к человеческому Я, хотя в определенном аспекте она соприкасается с вопросом о Я человека. Итак, в духе, по Гегелю, есть и объективность, и субъективность, благодаря которым дух способен как бы "проходить" через природу, "отчуждать" ее от себя в виде своего инобытия. Благодаря объективности, дух способен "проходить" и через человека, через все человеческое, выступая и в виде своего рода объективной субъективности и субъективной объективности. Для Гегеля очень важно не столько то, что все люди разные, но то, что все они — субъекты, принадлежащие к одному роду, к единой субъективности. Еще раз надо упомянуть об объективном духе, о философии права — на этот раз как одном из главных обоснований системы объективного идеализма.Это произведение о праве и правовом государстве, о гражданском обществе, о гласности, печати, об общественном мнении, о вине, наказании, есть, по Гегелю, одновременно рассказ о генезисе и силе объективного духа, проявляющегося в социальном пространстве — о собственности и ее признании, о правовых и моральных нормах, наиболее ярких воплощениях "интерсубъективной", как сказали бы мы сегодня, духовности.
"Абсолютный дух"
— это, для, Гегеля, понятие
всех понятий, объединяющее и
Бога, и "божественно-духовное"
начало (закономерность) природы и
человека, и, что очень важно,
высшие этажи самопознания духа
(искусство, религия,
Философия искусства или эстетика, подчиняясь общей триадической схеме, состоит из трех частей:
1. общая часть или
учение об идее прекрасного вообще
2. учение об особых, частных формах
искусства
3. учение об отдельных видах искусства
Существуют стадии, которые прошло искусство
1. Символическое искусство ( Древний
Восток - форма не соответствует содержанию)
2. Классическое искусство ( совпадение
формы и содержания) - античное искусство
3. Романтическое искусство ( нарушение
совпадения формы и содержания) - христианское
искусство.Искусство существует в виде
чувственного созерцания, это не адекватная
форма выражения абсолютной идеи
Религия:
У Гегеля существует сближение предмета
религии и философии ( предмет - Бог). Гегель
рационализирует теологию и религию и
поднимает ее до уровня философии. Активно
он использует принцип историзма. Высшей
формой религии является христианство,
но при этом Гегель резко критикует католицизм.
Философия:
В данной категории абсолютная идея превратилась
в абсолютный дух наиболее адекватно.
Философия - это форма мышления, осуществляемая
через абстрактные категории. Здесь совершается
процесс самопознания. Философия проходит
длительное историческое развитие. Движение
философии - это поиск истины. Наибольшее
внимание Гегель уделяет развитию античной
философии ( где главной фигурой является
Плантон), к тому же большое внимание он
уделяет Канту.
Понятие «абсолютный дух» является спекулятивным,
философским определением. Его дает себе
мышление, которое уже поднялось на ступень
систематической определенности мышления
в самом мышлении. Только там, где мышление
уже знает себя как всеобщую субстанцию,
логически определенную в самой себе,
только там выступает и это понятие.
Понятие «абсолютный дух»,
будучи философским, есть определение,
которое философия дает своему предмету.
При этом понятие «абсолютный
дух» есть самое высшее и последнее
определение предмета философии. Прежде
чем философия достигла возможности
дать своему предмету это последнее
определение, она дает ему более
низшие определения. Например: «бытие»,
«качество», «материя», «организм», «душа»,
«объективный дух». Но, развив всю необходимую
последовательность предшествующих определений,
философия логически приходит к
необходимости определить свой предмет
и как «абсолютный дух». Это
определение оказывается
Содержащееся в этом понятии требование воспринимать его как венец познания, не может не волновать наше воображение. Шутка ли, примириться с сознанием того, что определение «абсолютный дух» есть самый последний, наивысший пункт познания вообще!
Эта завершенность познания, наступившая с этим определением, не должна пониматься как некая «граница» в нашем человеческом познании, наподобие той, которую пытался установить Кант. Здесь речь идет не о границах нашего человеческого познания, а о пределе в самопознании самого вселенского разума, самого бога, если пользоваться религиозным представлением. В определении абсолютного духа всеобщий разум, созидающий и разрушающий галактики, планеты, океаны, горы и моря, если можно так сказать, объективно исчерпывает себя, иссякает, успокаивается. Бог сделал все, что хотел. В определении абсолютного духа он уже не имеет никаких забот. Ему здесь остается только бросить взгляд назад, чтобы убедиться в том, что все проникнуто его волей. Абсолютый дух есть «космическая гармония», «музыка сфер», определение абсолютного блаженства, покоя, при этом еще раз необходимо подчеркнуть, что речь идет не о покое человеческого существа, а о покое самого бога, покое самой вселенной!
После таких высоких слов на ум приходит соображение, что подобное содержание вряд ли возможно выразить научным образом, что если оно и существует, то о нем можно только вот так поэтически намекнуть. Ведь выразить научно «покой бога» — что может быть нелепее?
Вопреки этой кажущейся нелепости, необходимо подчеркнуть, что выражение «абсолютный дух» при всем его громадном, всеобъемлющем и глубочайшем содержании не является неким неопределенным образом, поэтической метафорой, но есть исключительно научное понятие, так как в самом себе оно очень строго, точно, логично и поэтому научно определено. Определениями понятия абсолютный дух являются искусство, религия и философия. Однако, поскольку абсолютный дух есть понятие, то искусство, религия и философия в нем содержатся не в качестве неких эмпирических представлений о них, но берутся в их логическом значении. Это логическое значение состоит в том, что в абсолютном духе искусство, религия и философия строго определены как внутри себя самих, так и по отношению друг к другу. Если в истории мы находим все эти три вида человеческого творчества разбросанными и для нас при историческом изучении без разницы, начнем ли мы с религии или с искусства, то в абсолютном духе мы не можем располагать эти моменты произвольно. В абсолютном духе их связь между собой имеет необходимый характер, и эта необходимая связь состоит в том, что искусство — первый логический момент абсолютного духа, религия — второй, а философия — третьий. Именно таково их расположение в абсолютном духе, потому что только такое положение необходимо, разумно и, следовательно, научно. Искусство, религия и философия в понятии абсолютный дух, таким образом, являются логическими моментами понятия. Разумно и необходимо, следовательно, брать их только так, в этом логическом, понятийном единстве, ибо они не могут раскрыть свой разумный смысл, если их берут в распавшемся состоянии, отдельно друг от друга.
Понятие «абсолютный дух»
исторически восходит к философии
Гегеля, что дает основания недостаточно
подготовленному в философском
отношении сознанию считать его
лишь исторически преходящим понятием,
особенностью субъективной философской
манеры Гегеля, любившего сыпать подобными
выражениями: «абсолютный», «идея», «бесконечный»,
«дух» и др. Однако в самом этом
понятии содержится опровержение подобного
к нему отношения. Абсолютный дух
не может быть особенностью только
философии Гегеля хотя бы уже потому,
что он включает в себя помимо философии
и такие сферы, к которым Гегель
не имел прямого отношения и
Вышесказанным мы, однако, ничуть
не сняли с понятия «абсолютный
дух» того обвинения, что оно есть
всецело плод субъективного произвола
философии Гегеля. Если даже предположить,
что искусство и религия, не имея
возможности философской