Философия Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 11:47, реферат

Краткое описание

Секрет системы философии Гегеля состоит в том, что ее понимание (вне диалектической философии) существенно было и есть в частях. Более того, вне «системы философии Гегеля», понимаемой только как Энциклопедия философских наук, остаются феноменология духа и философия истории – важные составляющие философии Гегеля. Главное, не учитываются положения философии Гегеля, находящиеся в инобытии для нее. Если очень хочется использовать термин «система», то следует признать Энциклопедию философских наук частной системой, подсистемой – это, например, система реальных наук философии или энциклопедическая система. Но это – не система (всей) философии Гегеля, что, надеемся, очевидно.

Содержание

1. Введение. …………………………………………………...................3стр.
2. Основы гегелевской системы………………………………………...4-7 стр.
3. «Феноменология духа…………………………………………...........8-11 стр.
4..Диалектическая логика Гегеля………………………………………12-14 стр.
5.Философия духа……………………………………………………....15-17 стр.
6. Заключение…………………………………………………………...18 стр.
7. Список использованной литературы………………………………..19 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Философии.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

 СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение. …………………………………………………...................3стр.

2. Основы гегелевской  системы………………………………………...4-7 стр.

3. «Феноменология духа…………………………………………...........8-11 стр.

4..Диалектическая логика Гегеля………………………………………12-14 стр.

5.Философия духа……………………………………………………....15-17 стр.

6. Заключение…………………………………………………………...18 стр.

7. Список использованной литературы………………………………..19 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Секрет системы философии Гегеля состоит в том, что ее понимание (вне диалектической философии) существенно было и есть в частях. Более того, вне «системы философии Гегеля», понимаемой только как Энциклопедия философских наук, остаются феноменология духа и философия истории – важные составляющие философии Гегеля. Главное, не учитываются положения философии Гегеля, находящиеся в инобытии для нее. Если очень хочется использовать термин «система», то следует признать Энциклопедию философских наук частной системой, подсистемой – это, например, система реальных наук философии или энциклопедическая система. Но это – не система (всей) философии Гегеля, что, надеемся, очевидно.

Кроме того, понимать систему философии Гегеля, как систему, значит отрывать познание философии Гегеля от объективной совокупности знаний, от системы всеобщих знаний, изложенных конкретным образом Гегелем, т.е. от (системы (знаний) философии), изложенной Гегелем, что есть недопонимание кем-то самого существа знаний или даже преднамеренная акция в целях умаления значения философии Гегеля.

И еще один момент. Если ограничить систему философии Гегеля только Энциклопедией, то его известная фраза из «Науки логики»: «Бытие есть неопределенное непосредственное», устанавливает либо определение бытия из себя, чего не может быть в силу его данной неопределенности, либо наличие чего-то внешнего к бытию, что не входит в Энциклопедию, но не может не входить в систему философии Гегеля. Поэтому Энциклопедию, и то при великом желании, можно назвать только частной системой, подсистемой философии Гегеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основы гегелевской системы

 

Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Собственные этапы диалектической философии – диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия. Они обусловлены различными процессами: соответственно, феноменологизацией духа и феноменологизацией идеи, обуславливающими различные фазы и процессы постижения, а также, соответственно, поэтапную актуализацию науки логики: например, сейчас уже можно говорить о завершенной науке логики, хотя нельзя говорить об ее окончательном наполнении.

Эпистемологически собственные этапы диалектической философии определяются, соответственно, познанием понятия единства различности и неразличности и постижением отсутствия единства различенности и неразличенности.

Единство двух этапов диалектической философии – единство непротиворечия– обуславливает истинностную ее мощь, определяющую ее совершенное познание и мощнейшие технологии. Важнейшей характеристикой философии Гегеля является ее единство с ее диалектической составляющей, с диалектической философией Гегеля. Поэтому достаточно распространенный термин «диалектическая философия Гегеля» имеет два понимания. Первое понимание, в обычном своем значении, соответственно тому, что философия Гегеля диалектична, является диалектическим учением. Второе понимание, которое идентифицировано и имеет свое раскрытие только в современной диалектической философии, определяется собственно диалектической составляющей философии Гегеля, непосредственно освобожденной от личного общественно-политического мировоззрения великого мыслителя и представляющей собою диалектические знания[1,с.220-378].

Диалектическая философия в философии Гегеля – начинающаяся непосредственная актуализация диалектической философии, которая непосредственно в духе, всецело соответствует развитию духа, собственно, почему и была актуализирована грандиозная философия Гегеля. Познание совпало с бытием, в двуединствемогло быть изложено и было актуализировано. Отсюда следует гегелевское представление о познании бытия через понятие, в частности, о том, что оно является истиной нечто; так что в понятии нет никакой мистики.

Таким образом, в современной диалектической философии и в Новейшей философии используются два различающихся термина: «философия Гегеля» – диалектическое учение, и «диалектическая философия Гегеля»– составляющая учения великого мыслителя; а в недиалектическом смысле можно говорить лишь о философии Гегеля и о ее собственном воспроизведении.

Но следует все же отметить, что воспроизведение диалектической философии Гегеля есть продолжение и развитие непосредственно философии Гегеля. Поэтому также можно сказать, что воспроизведение диалектической философии Гегеля есть воспроизведение философии Гегеля например, в объективной сфере.

Иными словами, для Новейшей философии развитие диалектической философии Гегеля есть современная диалектическая философия, в частности, дополняющая исследования бытия Изначальностью и положениями миросоздания, а развитие философии Гегеля есть Новейшая философия, в частности, дополняющая содержания Энциклопедии и областей диалектического познания.

Наука идеи – всеобщее постижение. Если рассмотреть употребление термина «наука» в труде «Наука логики», то следует обратить внимание на то, что, во-первых, Гегель делает акцент на опыте, но не на эксперименте. Иными словами, великий мыслитель, в первую очередь, определяет сверхчувственность некоторой науки, а не ее рациональность,свойственную обычным наукам. Во-вторых, эта, отдельно действующая наука, согласно Гегелю– царство духа, что дает понимание кардинального отличия науки от общепринятых наук и от науки логики или логики как науки. В-третьих, поэтому, в труде «Наука логики» некоторая наука выступает не как исследование, а как «имеющаяся идентификация»: понимание Логики, неизначальной объективности, моментов мышления и т.д.

Таким образом, надо оговаривать особое значение термина «наука», особенно, в приложении к термину «философия».

Наука или наука идеи – система всеобщего постижения, полагаемая идеей и ведущая к философии [2,c.100].

В первую очередь, следует понимать, что наука полагается идеей и включается в науку логики, является ее образующей составляющей. При этом требуется учитывать сложность композиции сфер познания в гегелевской философии. Так, в современной диалектической философии произведена отдельная идентификация взаимно связанных терминов «логика», «диалектическая логика», «феноменология логики», «наука» и синтезирующая «наука логики».

Следует также понимать, что наука диалектически актуализируется не как некоторая конкретная наука, в частности, философская например, этика, а, согласно труду Гегеля «Наука логики», как наука вообще, диалектическая область, ведущая к постижению философии и объективности.

Поэтому наука является началом пути к философии, но и, в определенном смысле, ее опосредованной частью; философия образует науку и науки, но только наука представляет философию. И ясно, что наука – не философия, наука служит актуализации знаний и представляет философию в бытии.

Именно в науке определяется начало для науки логики, т.е. вне последней, но в ее образующей составляющей. Здесь имеется указанная Гегелем, но не раскрытая, хитрость начала, теперь, же следует сказать – одна из его хитростей.

Одним из основных методов науки является метод определенного отрицания. Наука понимается в смысле постижения и в смысле постижения:

в первом смысле наука есть постижение всеобще объективное само, соотносимое с мышлением. Наука, согласно Гегелю, есть духа действительность и царство, которое он создает себе в своей собственной стихии.

Во втором смысле наука есть диалектическое постижение, познание диалектической философии, соотносимое с диалектикой. Наука есть исследование и изложение определенной актуализации философии в бытии.

В Новейшей философии, когда познание движется уже на уровне феноменологий идеи, наука понимается и как движение в действительном разума. Поэтому наука определяет не только науку логики, но в Новейшей философии и науки-логики-продолжение.

Теперь, в силу Второго акта осознания себя идеей, науку следует начинать снова. Началом движения далее является новое начало или порожденное из первого неопределенное непосредственное – неопределенно непосредственная область, включающая наличное бытие в самое себя как часть и обозначенная как «Начала…», - которое, во-первых, является и вторым началом науки, которой придется отразить весь процесс абстракции, проделываемый заново идеей, и началом современной науки, и, во-вторых, есть отрицание отрицания, и пронзающее идею теперь и полагающее, в частности, основание нового движения философии Гегеля – ее воспроизведение[3, с.228-237].

Гегелевская философская система вбирает в себя логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и др. Она вбирает в себя диалектику как систему принципов законов и категорий. Однако его философская система сдерживает диалектику, ибо имеет как бы законченный характер: в его философии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархии обретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества.

Система диалектической философии есть достояние самой философии. Понимание системы диалектической философии Гегеля или диалектической философии, очевидно, относимой к термину «философия» что, собственно, следует из обсуждаемого названия, связано с пониманием, в первую очередь, самой философии.

Но бесспорным является и то, что довлеющее материалистическое мировоззрение и установившиеся в философских науках догмы по ряду причин еще не позволят общественному сознанию а, следовательно, и отдельно личностным сознаниям признать философию саму и выйти из узости восприятия мира, в которой понимание системы диалектической философии Гегеля просто невозможно. Поэтому общедоступное понимание системы диалектической философии пока остается невозможным.

Субстанциальная форма духа перестроилась – современная диалектическая философия, и уже спадают увядающие листья, но многие из них все еще надежно держатся за свои места, не давая возможности расти никакому новому. Но время идет и берет свое – увядающие листья исчезнут. И диалектическое познание займет свое место; а пока, смотря на увядание, спокойно, как почки, набухает.

 

  1. «Феноменология духа»

 

 К концу йенского  периода Гегель склоняется к  тому, что в основу философии  в качестве ее предпосылки  должна быть положена феноменологическая  модель. Это происходит уже после  отъезда Шеллинга из Йены, когда  Гегель пытается выработать свой  оригинальный взгляд на философию. «Феноменология духа» — вершина  философии йенского периода. О  ней написано очень много работ. В кратком резюме о «Феноменологии  духа» можно сказать следующее. Работа делится на три главных  раздела: сознание, самосознание, абсолютный  субъект. Что же касается раздела "сознание", то здесь речь  идет о как будто традиционных  сюжетах: о чувственной достоверности, мнении, восприятии, рассудке. "Самосознание" — тоже довольно традиционная  тема. "Абсолютный субъект", где  речь идет о достоверностях  и истине разума, где героем  становится именно разум, — тоже  раздел на первый взгляд более  или менее традиционный для  тогдашней философии. Понятия духа, истинного духа, нравственности, религии, абсолютного знания также присутствуют  в «Феноменологии духа». Гегель  пытается создать произведение, основанное на понятии являющегося  духа. Это было понятие, в какой-то  мере новое для тогдашней философии. Ведь Гегель уже принял идею  системы. Он понял, что система  должна составиться из разветвленной  целостности философских проблем  и соответственно философских  дисциплин. Но вот подвести к  этому построению системы, например, подвести к логике, нужно с помощью какой-то другой дисциплины, которая как бы вырвет человека, живущего обыденной жизнью и не настроенного на волну науки, из этой стихии обыденности и подведет его через ряд промежуточных этапов к идее науки. Гегель исходит из того, что история уже проделала с человечеством подобную работу. Когда-то развитие человеческого познания протекало так, что человечество постепенно выработало для себя принцип науки и научности, создало науку. И вот пройти через "станции", какие были оставлены духом в истории человечества, но пройти через них как бы на быстром ходу, в ускоренном развитии, — такую задачу и ставит перед собой Гегель в «Феноменологии духа». Нужно подвести и индивидуального субъекта, и систему философии к понятию науки. Но провести их придется через ряд других проявлений или явлений человеческого духа, через разные формы человеческого знания.

 Другая задача состоит  в следующем. Гегель продолжает  развивать хорошо известное немецкой  классической философии, но, как  представляется, по-новому понимаемое  понятие субъекта и субъективности. С одной стороны, идеалист Гегель  исходит из того, что дух образует  основу мира. У Гегеля и у  Шеллинга к этому времени уже  был развит принцип тождества  бытия и мышления, принцип субстанциональности  духа, т.е. один из основных принципов  идеалистической и, в частности, объективно-идеалистической философии. Но Гегель полагает, что нельзя  ограничиться чистой простотой  этого принципа. В связи с чем  в предисловии к «Феноменологии  духа» он делает ряд критических  замечаний в адрес Шеллинга  и шеллингианцев. Правда, замечания  были аккуратные и замаскированные, но Шеллинг, узнав себя и своих  последователей в этом изображении  Гегеля, на всю жизнь обиделся. Тогда и закончилась эта ранее  столь плодотворная дружба. Шеллинг, скорее всего, не простил Гегелю  стремления идти своим путем. Путь же Гегеля состоит теперь  в том, чтобы наука была изложена  как система. Основоположение должно  быть развито, развернуто, или, как  говорит Гегель, истинное надо  выразить "не как субстанцию  только, но равным образом и  как субъект, то, что истинное  действительно только как система, или то, что субстанция по существу  есть субъект, выражено в представлении, которое провозглашает абсолютное  духа — самое возвышенное понятие  и притом понятие, которое принадлежит  времени и его религии". Поразмыслив  над сложным сплавом идей и  подходов «Феноменологии духа»[4,c.74].

Информация о работе Философия Гегеля