Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 17:29, реферат
Целью данной работы является рассмотрение и изучение объективного идеализма и диалектики Гегеля.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть философию Гегеля.
2. Рассмотреть объективный идеализм по Гегелю.
3. Описать сущность и основные принципы диалектического метода мышления, а также рассмотреть законы диалектики.
Введение………………………………………………………………………………….3
1 Философия Гегеля……………………………………………………………………..4
2 Объективный идеализм Гегеля………………………………………………………..8
3 Диалектика Гегеля…………………………………………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………………..….22
Список использованных источников…………………………………………….……24
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Философия Гегеля……………………………………
2 Объективный идеализм Гегеля………
3 Диалектика Гегеля…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….……
ВВЕДЕНИЕ
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте - столице Вюртембергского княжества. Его отец, секретарь казначейства, входил в состав высшего чиновничества. В гимназии Гегель, бывши образцовым учеником, особый интерес проявлял к античной литературе. В семье готовили Гегеля к карьере пастора, для чего он прошел курс обучения в Тюбингенском теологическом институте (1788-1793). В течение первых двух лет обучения здесь преподавалась Лейбнице - вольфианская философия; защитив написанное в ее духе сочинение о границах нравственных обязанностей, Гегель получил степень магистра философии. В течение последующих трех лет он изучал курс теологии, за успешное освоение которого Гегелю была присвоена степень кандидата теологии. Сильное впечатление на Гегеля произвела французская революция. Живой интерес к глубоким социальным преобразованиям, возникший у Гегеля в эти годы и сохраненный им до последних дней, обусловил его внимание к социальной философии, в которой он особенно ценил учение Руссо. Гегель разочаровался в карьере пастора и его интеллектуальные интересы сосредоточились на философии, однако, заниматься только ею он смог лишь спустя несколько лет, в течении которых он, подобно своим предшественникам к немецкой классической философии, вынужден был трудиться домашним учителем и воспитателем- сначала в Швейцарии, в Берне (1793-1796), а затем в немецком городе Франкфурт – на - Майне (1797-1800) [6].
Целью данной работы является рассмотрение и изучение объективного идеализма и диалектики Гегеля.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть философию Гегеля.
2. Рассмотреть объективный идеали
3. Описать сущность и основные принципы диалектического метода мышления, а также рассмотреть законы диалектики.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.
1 Философия Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, – 14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. В 1788‑1793 учился в Тюбингенском теологическом институте (вместе с Шеллингом и Гельдерлином). В 1801‑1806 жил в Йене. В 1808‑1816 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 до конца жизни профессором философии в университетах Гейдельберга (1816‑1818) и Берлина (с 1818) [4].
Мировоззрение Гегеля формировалось под влиянием идей и событий Великой французской революции и отразило в себе основные противоречия буржуазного прогресса. Осуществление буржуазно-демократических требований мыслилось Гегелем в форме компромисса с сословно-феодальным строем, в рамках конституционной монархии. Эта обусловленная экономической и политической отсталостью Германии тенденция в воззрениях Гегеля повлияла и на способ разработки им специально философских проблем, в частности проблем диалектики, придав последней черты терпимости к отжившим формам жизни и мышления и тем самым ослабив ее революционно-критический характер.
Гегель начал как последователь «критической философии» Канта и Фихте, но уже вскоре, под влиянием Шеллинга, перешел с позиций «трансцендентального» (субъективного) идеализма на точку зрения «абсолютного» (объективного) идеализма. Среди других представителей немецкого классического идеализма Гегель выделяется обостренным вниманием к истории духовной культуры. Уже в ранних сочинениях Гегель толкует иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития духа. Свою эпоху Гегель считал временем перехода к новой, исподволь вызревшей в лоне христианской культуры, формации, в образе которой явственно проступают черты буржуазного общества с его правовыми и нравственными принципами. В «Феноменологии духа» (1807) духовная культура человечества представлена в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческой силы «мирового разума». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с акта наименования чувственно-данных «вещей» и кончая «абсолютным знанием», т.e. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития, – науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем. «Абсолютное знание», венчающее феноменологическую историю духа, есть не что иное, как логика. Поэтому заключительная глава «Феноменологии духа» – программа критического преобразования логики как науки, реализованная Гегелем в последующих трудах и прежде всего в «Науке логики» (1812). В этом смысле К. Маркс назвал «Феноменологию духа» – «...истинным истоком и тайной гегелевской философии». Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа» получает у Гегеля название абсолютной идеи, а «Наука логики» определяется как научно-теоретическое «самосознание» этой идеи [2, стр. 237].
Георг Вильгельм Фридрих Гегель начинал свою деятельность как последователь Канта и Фихте, однако под влиянием Шеллинга вскоре отказался от концепции "трансцендентального" (объективного) идеализма и перешел на позиции абсолютного (объективного) идеализма.
Принимая за основу всех явлений природы и общества Абсолют — духовное начало, обозначаемое такими терминами, как "мировой" или "абсолютный дух", "мировой разум" или "абсолютное" как таковое, Гегель объявляет его существующим до действительного мира, природы и общества. Но это предсуществование имеет не реальный, логический характер. Абсолютное, по Гегелю обладает имманентной трансцендентностью то есть одновременно находится и по ту сторону мира, как бы над ним (но не до него), и вместе с тем не нем самом. Гегель наделяет "абсолютное" особым специфическим содержанием, обуславливающим его "конструктивно-созидательную роль в мире. Сутью этого "созидания" является "самотематизирование" Абсолюта.
Послекантовский идеализм достиг высшей формы и был обобщен в философии Гегеля. Кант, как известно, отказал метафизике в претензии на науку, поскольку ум, которому дан всеобщий предмет, без чувственной достоверности впадает в антиномии. Фихте считал, что всеобщее (абсолютное, то есть метафизическое знание) может быть дано уму в интуиции. Этим самым философия возобновила свои права науки о сущем. Однако интуиция как источник философского знания у Фихте и у Шеллинга выступала субъективным и недостаточно обоснованным актом. Гегель преодолел эти недостатки своих предшественников. Две его идеи имели производительное значения при перестройке его философской системы:
- переосмысление соотношения рассудка и ума;
- понимание идей (истины) как системи знания, порождающей себя в процессе развития.
Гегель скептически относился к интуиции как к непосредственному знанию, на котором можно построить философию. По его мнению, всякое знание опосредовано, это касается и философского, умного познания (познания, осуществляемого умом). Философу абсолютное знание дано не как внезапное прозрение, а закономерный результат осмысления наивного рассудочного понятийного, логического нечувственного знания, которое построено по правилам формальной логики и исключает противоречия. Под рассудочным он понимал научное и будничное знания. Это знание, по его мнению, ограниченное, конечное. Его истина предопределена, неизбежна от обстоятельств. Скажем, утверждение "параллельные прямые не пересекаются" теряет истинность в неевклидовой геометрии, а суждение "дождь идет" — как только дождь прекратится. Философия, которая хочет доабсолютного знания не может удовлетвориться такими конечными истинами, она стремится выйти на границу рассудка. Ум, который стремится к бесконечной абсолютизации истины, в концепции Гегеля не противопоставлен рассудку, а удерживает его знания, включает его в себя. Ум вообще не имеет другого источника знания, кроме рассудка. Но он по-своему интерпретирует истины рассудка, приводит это знания в движение, выстраивает на его основе целостную систему. В самом уме Гегель выделяет негативный и позитивный аспекты. Негативный аспект проявляется тогда, когда всеобщие понятия, которыми ум оперирует, переходит друг в друга, отрицают друг друга подобно антиномий Канта. Например, конечное предусматривает бесконечное и включает его в себя (как бесконечную делимость) и наоборот, явление включает сущность, а сущность отсылается к явлению. Здесь противоположности отрицают друг друга, а мысль беспрестанно переходит от одной к другой. "Позитивный", ум (Гегель называет его спекулятивным) состоит в преодолении такой негативности в выходе на бесконечное кружение между противоположными определениями, в схватывании их единства. В результате этого преодоления односторонних и противоположных определений ум строит истину как систему знания. Следовательно, по Гегелю, самые общие понятия (категории) человек берет из рассудка (науки). Это, например, такие понятия, как "бытие", "качество", "количество", "мера," "сущность", "явление", "смысл", "форма". Он понимал, что содержание этих понятий невозможно вывести из конкретного знания, их невозможно определить и формально логично, подведши под общее понятие, поскольку категории — это самые общие понятия. И Гегель находит действительно мудрый выход: эти понятия (категории) можно определить (раскрыть их смысл) через соотношение между собой. Именно такое отношение, которое переростает в систему категорий, и изучает диалектическая логика Гегеля. Категории он понимал как моменты, ступени развития идеи (абсолютного знания) [4].
2 Объективный идеализм Гегеля
Гегель является наиболее ярким представителем объективного идеализма в истории мировой философии. Как и все объективные идеалисты, Гегель полагал, что в основе реальности лежит некое нематериальное начало, не зависящее от сознания человека. Учение Гегеля получило название абсолютного идеализма. По Гегелю, в основе мироздания находится Абсолютная идея, Понятие, Мировой дух. Всё остальное является результатом развития этого первоначала. Абсолютное начало Гегель представлял в виде мирового разума. Поэтому Гегель является одним из самых последовательных рационалистов в онтологии (в основе мироздания находится разум), гносеологии (разум является главным средством познания, источником и критерием истины), этике (разум должен определять поведение человека) и других философских дисциплинах. Гегель поддерживает выдвинутую Кантом идею активности субъекта, творящего реальность в процессе познания. Однако он применяет эту мысль в рамках объективного (а не субъективного) идеализма, утверждая бытие развивающегося верховного рационального субъекта, в процессе своего совершенствования создающего всё более совершенную реальность.
Итак, идея является первичной по отношению к материи, веществу. Материя же рассматривается в философии Гегеля в качестве инобытия Идеи, одной из стадий её развития, результатом деятельности идеального первоначала.
Первоначало (Абсолютная идея) – есть тождество бытия и мышления. По Гегелю принцип тождества бытия и мышления заключается в том, что вначале все – и природа, и человек, и общество присутствуют в Абсолютной идее потенциально. Затем Абсолютная идея сама становится природой, человеком, обществом, моралью, искусством и т.д. [3, стр. 144].
Гегель понимает реальность (или бытие в целом) как некую абсолютную идеальную сущность – Мировой разум, Логос, Дух, Сознание, Субъект, которую он называет Абсолютом. Важнейшее свойство Абсолюта – творческая активность, развитие, развертывание. В самом развитии он проходит различные стадии, проявляясь или развертываясь в различных формах существования и стремясь при этом к своей высшей цели – к самопознанию.
Дух в самопорождении создает и преодолевает собственную определенность, становясь бесконечным. Дух как процесс последовательно создает нечто определенное, а значит, и отрицательное. Бесконечное – позитивность, реализуемая через отрицание отрицания, свойственное всему конечному. Конечное как таковое имеет чисто идеальную, или абстрактную, природу, ибо его нет в чистом виде, в противовес бесконечному. Это, по мнению Гегеля, основное положение любой философии. Гегелевский бесконечный Дух кругообразен, начало и конец совпадают в динамике: частное всегда разрешается во всеобщем, сущее – в должном, реальное – в разумном.
Материя это отчуждённое, превращённое бытие абсолютной идеи. Для философии Гегеля характерен панлогизм, то есть представление о том, что вся реальность и происходящие в ней процессы определяются законами логики изначально присущими абсолютному идеальному началу, имеющему рациональный характер. Всё существующее в действительности имеет разумное основание. С другой стороны, всё разумное обладает высшей степенью существования, действительности. Чем в большей степени что-либо является разумным, тем в большей степени оно может считаться утверждённым в реальности, обусловленным онтологически рационализированной основой мира. Поэтому Гегель заявляет: «Всё действительное разумно, а всё разумное действительно». Именно в этом выражении ярче всего проявляются панлогистские воззрения Гегеля. Панлогизм в целом обосновывает консервативные тенденции в философии Гегеля, поскольку ведёт к оправданию существования всего имеющегося в действительности как изначально разумного [5].
Философская система Гегеля состоит из 3 частей, отражающих этапы развития лежащего в основе мира идеального первоначала:
Первая часть – «Наука логики» - изучает идею в её первичном бытии, в мире идеального, логического.
Логика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом. Однако откуда бы Гегель смог узнать мысли Бога, да еще до сотворения мира? Этот тезис философ просто постулирует, т.е. вводит без доказательств. Фактически же свою систему логики Гегель черпает не из священных книг, а из великой книги самой природы и общественного развития. Поэтому самая, казалось бы, мистическая часть его философии - логика - опирается на огромный естественнонаучный, исторический материал, который был в распоряжении энциклопедически образованного мыслителя.
«Мыслями Бога» оказываются наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Диалектический идеализм Гегеля именно в логике ближе всего стоит к диалектическому материализму. По сути дела это перевернутый и поставленный с ног на голову материализм. Дело, разумеется, нельзя сводить к простому «переворачиванию». Между идеалистической диалектикой Гегеля и материалистической диалектикой имеются существенные различия, о чем будет сказано ниже.
Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления и бытия. Вещи и мысли о них совпадают поэтому мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей -- это одно и то же.