Философия Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:40, доклад

Краткое описание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – выдающийся представитель немецкой классической философии. Главная заслуга гегелевской философии – диалектика, т.е. «учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи». Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
2. Философия Гегеля………………………………………………..4-8
2.1. Философия истории…………………………………………4-5
2.2. Логика Гегеля…………………………………………………5
2.3. Философия природы…..……………………………………6-7
2.4. Философия духа………………………………………………7-8
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………10

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Гегеля.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Уральский институт экономики, управления и права

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по философии:

«Философия Гегеля»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Группа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каменск-Уральский

2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3

2. Философия Гегеля………………………………………………..4-8

 2.1. Философия истории…………………………………………4-5

 2.2. Логика Гегеля…………………………………………………5

 2.3. Философия природы…..……………………………………6-7

 2.4.  Философия духа………………………………………………7-8

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………10

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Никогда еще, с тех пор как люди мыслят, не было такой всеобъемлющей системы философии, как система Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – выдающийся представитель немецкой классической философии. Главная заслуга гегелевской философии – диалектика, т.е. «учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи». Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания, метафизике, так как, по его мнению, явление не менее объективно, чем сущность.  Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслителей, Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории познания, вне  реального ее применения как бесплодную схоластическую.

 

 Глава 2.  Философия Гегеля.

 

2.1. Философия истории.  

 Свои воззрения на философию и ее историю Гегель изложил в «Лекциях по истории философии». Философию Гегель определяет как мыслящее рассмотрение предметов. Это означает, что философия ставит своей основной целью разработку логических категорий и подведение под них эмпирических данных. У Гегеля явно обнаруживается тенденция поставить философию над специальными знаниями, изобразить ее как «науку наук». Рассматривая вопрос о понятии истории философии, Гегель отмечал наличие в этом понятии противоречия: философия стремится познать истину, т.е. нечто неизменное, а история дает нам изображение ряда минувших образов познания. В целях разрешения этого противоречия Гегель вводит понятие развития и понятие конкретного. Развитие есть движение от потенциального состояния к актуальному; конкретное – это «единство различного», «единство различных определений». Отсюда делается важнейший вывод: «…история философии есть по своему существу внутренне необходимое, последовательное поступательное движение». История философии есть, следовательно, закономерный процесс развития, а не простой перечень различных мнений. Все философские системы необходимо внутренне связаны.

 Каждая философская система есть изображение особой ступени в процессе развития идеи, т.е. ограничена историческими условиями познания и в то же время содержит момент абсолютного. Следовательно, история философии представляет собой поступательное движение к абсолютной истине.

Исходя из своей концепции, Гегель устанавливает и вполне определенный критерий общественного прогресса, на основании которого он строит свою периодизацию истории. Это прогресс в сознании свободы. Человечество, развиваясь, постепенно приходит все к более глубокому пониманию свободы.

 2.2. Логика Гегеля.

Основные  части  философской  системы  Гегеля   -    логика, философия природы и философия  духа,  к  которой  непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии, составляет  важнейшую  часть  его системы, поскольку  тождество  мышления  и  бытия  означает,  что законы мышления, которыми и  занимается  логика,  суть  подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории  и  познания. 

 Логику Гегель подразделяет  на  учение  о  бытии,  сущности, понятии. Начало всего - чистое ничто, так как оно есть  в  то  же время и чистая мысль. В этом случае оно есть  в  то  же  время  и ничто,  лишённое  каких-либо  определений.    Бытие    и    ничто переходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие и ничто  сняты,  т.е.  они  одновременно  и  упразднены,  и сохранены. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада:  утверждение  (тезис),  отрицание  этого  утверждения (антитезис)   и,    наконец,    отрицание    отрицания, снятие противоположностей (синтез). Вот  пример  такого  диалектического цикла, приведённый Гегелем: "Почка исчезает,  когда  распускается цветок, и можно было бы сказать, что она  опровергается  цветком; точно  так  же  при  появлении  плода  цветок  признаётся  ложным наличным билетом растения, а в качестве его истины вместо  цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то  же  время  моментами  органического  единства,  в котором они не только не противоречат друг другу, но один  так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость  и составляет жизнь целого".

 

2.3.Философия природы.

 Если логика, по Гегелю, есть "наука об идее  в  себе  и  для себя", то философия природы характеризуется им как "наука об идее в ее инобытии". Гегель не объясняет, как  происходит  переход  от "чистой" логической идеи к природе, он  просто  декларирует,  что "абсолютная идея", познав вое собственное  содержание,  "решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы". Значит ли это, что было время,  когда  еще  не  существовало  природы  и "абсолютная идея" существовала  сама  по  себе,  так  сказать,  в чистом,  обнаженном  виде?  На  этот  вопрос  у   Гегеля  нет сколько-нибудь  убедительного  ответа.  "Абсолютная  идея", по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала  во времени. Как же можно в таком случае утверждать, что  "абсолютная идея" предшествует природе? Ведь и сам Гегель вынужден  признать, что "дух есть дух, лишь будучи опосредствован природой". Главными формами природного бытия "абсолютной идеи" являются механика,  физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает пространство, время, материю, движение, всемирное тяготение.  Идеалистически  истолковывая  эти  основные   понятия  механики, Гегель пытается логически вывести материю из времени  и пространства. При этом  он  все  же  вынужден  признать,  что  не существует пустых, незаполненных времени и пространства, из чего, вопреки его идеалистическому утверждению, следует,  что  время  и пространство представляют собой формы существования материи. Гегель также признает, что  материя  и  движение  неотделимы друг от друга. Но при  этом  материя  остается  для  Гегеля  лишь внешним,  доступным чувственному восприятию проявлением, обнаружением  "абсолютной  идеи".  Да  и  само  движение  материи изображается Гегелем не как изменение, ведущее к развитию, а  как простое перемещение в пространстве, круговорот, повторение того, что существовало раньше. В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет,  теплоту, химизм, и.т.п., пытаясь вскрыть связь между  этими  процессами  и показать, что все они образуют последовательный иерархический ряд обнаружений,  порождающей  их  духовную сущность. 

 Философия  природы Гегеля, несмотря на отдельные  содержащиеся в  ней  глубокие  диалектические догадки, весьма далека от действительно  диалектического  понимания  природы  как единого связного целого, изменяющегося, развивающегося на  основе внутренне присущих ей противоречий.

2.4. Философия духа.

 Третья часть философской системы Гегеля - философия  духа  - посвящена рассмотрению "абсолютной идеи" на заключительном  этапе ее развития, когда она, покидая природу, "возвращается"  к  самой себе в  качестве  "абсолютного  духа",  т.е.  "абсолютной  идеи", преодолевшей свое "отчуждение", снявшей свое отрицание  (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем  протяжении всемирной истории. Философия духа Гегеля  есть  идеалистическое учение о развитии индивидуального и  общественного  сознания,  об умственном  развитии  человечества  вообще.    Поэтому история человечества,  сведенная  к  истории  его  духовного развития, оказывается в конечном счете историей познания и самопознания.

 Философия  духа  состоит  из  учения  о  субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об  объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об  абсолютном духе  как  высшей  ступени   самопознания    "абсолютной    идеи" (искусство, религия, философия).  В  антропологии  речь  идет  об   индивидуальном    развитии человеческой личности,  об  отношении  души  и  тела,  о  расовых различиях,  различии  человеческих  возрастов,  о   здоровье и болезненном  состоянии  человеческого  организма,  о   характере, темпераменте и.т.п. Характеризуя отличие человека от животного, Гегель  вслед  за  французскими просветителями указывает на первостепенное  значение  прямохождения,  давая,  однако,   чисто идеалистическое объяснение этому факту.  Правильно  отмечая,  что расовые различия не дают никаких оснований  для  расизма,  Гегель тем не менее  полагает,  что  расы  и  нации  образуют  различные ступени самоопределения "абсолютного духа", ввиду  чего  различия между  ними  в  области  культурного развития в принципе непреодолимы. Исследуя человеческие возрасты, Гегель  приходит к ошибочному выводу, что выступление личности  против  существующих общественных порядков  представляет собой  юношеское  увлечение, которое исчезает вместе с переходом к зрелому возрасту. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Гегель впервые поставил вопрос о связи философии с современной ей эпохой, с историческими условиями, с государством, культурой, искусством. А поскольку исторические условия меняются, то претерпевают изменения и философские теории. Так возникает у Гегеля концепция истории философии. Без преувеличения можно сказать, что Гегель первый подошел к философии исторически и тем самым поставил вопрос об истории философии как науке.

 Гегель показал,  что  познание  есть  исторический  процесс. Поэтому истина - это  не  готовый  результат  познания,  навсегда данный, она постоянно развивается; логические  формы,  в  которых развивается истина, имеют объективный характер.

 Заслуга Гегеля состоит в том, что он  развил  диалектический метод понимания  мира.  Гегель  разработал  вопросы  взаимосвязи, движения,  развития  и  превращения  количественных  изменений  в качественные,  вопросы  природы  теоретического мышления, о логических формах и  категориях,  в  которых  осуществляется  это теоретическое мышление.

Большой вклад  сделан  Гегелем  в  понимании  метода  науки.

 Гегель относится к тем великим мыслителям, интерес к которым с течением  времени не угасает, что свидетельствует об огромной ценности его философского наследия для современности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. «Философия истории Гегеля», А.М. Каримский, М., 1988.
  2. «Философия», А.Г. Спиркин, М., 2004.

 


 



Информация о работе Философия Гегеля