Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 13:58, реферат
Ныне, вряд ли кто-то будет оспаривать, что произведения философов удаленной от нас исторической эпохи воспроизвести в полном объеме таковым, какими они были созданы невозможно. Часть трудов просто исчезла в глубине времени, часть просто потеряла свою актуальность многие годы назад. Но любой крупный философ всегда оставит что-то, что будет полезно не только его поколению, но и все последующим. В тоже время отыскать эти крупинки знаний не всегда просто. Если даже оставить в стороне случаи явной недобросовестности и фальсификации по отношению к философскому наследию Гегеля, нельзя не признать, что вся последующая человеческая философская мысль, за исключением, может быть, небольшого числа правоверных гегельянцев, полагавших, что только они понимают систему учителя целиком, только и занималась, что отрывала кусочки от его учения, выборочно и по частям принимая и опровергая положения гегелевской философии, делая это односторонне, фрагментарно и неадекватно.
1. Введение……………………………………………………………3
2. Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии…………………………………………………………………….....4
3. Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля…………………………………………………………………………….5
4. Логика Гегеля………………………………………………………9
5. Философия духа…………………………………………………...13
6. Заключение………………………………………………………...17
7. Библиографический список……...……………………………….18
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральное
государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Уральский федеральный
университет имени первого
Высшая школа экономики и менеджмента
Центр заочного
и дистанционного обучения.
Реферат по дисциплине
«Философия»
на тему:
«Философия
Георга Гегеля»
Преподаватель:
Профессор, доктор
философских наук
Студент группы
ЭМЗ-112407
Екатеринбург
2012
Содержание.
1. Введение……………………………………
2. Диалектика
Гегеля - высшее достижение немецкой классической
философии………………………………………………………
3. Тождество
бытия и мышления – исходный пункт философии
Гегеля………………………………………………………………
4. Логика Гегеля………………………………………………………9
5. Философия духа…………………………………………………...13
6. Заключение………………………………
7. Библиографический
список……...……………………………….18
1. Введение.
Ныне,
вряд ли кто-то будет оспаривать, что
произведения философов удаленной
от нас исторической эпохи воспроизвести
в полном объеме таковым, какими они
были созданы невозможно. Часть трудов
просто исчезла в глубине времени,
часть просто потеряла свою актуальность
многие годы назад. Но любой крупный
философ всегда оставит что-то, что
будет полезно не только его поколению,
но и все последующим. В тоже время
отыскать эти крупинки знаний не всегда
просто. Если даже оставить в стороне
случаи явной недобросовестности и
фальсификации по отношению к
философскому наследию Гегеля, нельзя
не признать, что вся последующая
человеческая философская мысль, за
исключением, может быть, небольшого
числа правоверных гегельянцев,
полагавших, что только они понимают
систему учителя целиком, только
и занималась, что отрывала кусочки
от его учения, выборочно и по
частям принимая и опровергая положения
гегелевской философии, делая это
односторонне, фрагментарно и неадекватно.
Я считаю так: или принимаешь философское
учение целиком, либо целиком его
отвергаешь, но так к сожалению
в истории философской мысли
не бывает. Всего лишь одна иллюстрация.
В нашем веке наиболее цитируемым
стал отрывок из введения к «Философии
истории», где Гегель обратил внимание
на индивидуальность, неповторимость
исторического состояния и
2.
Диалектика Гегеля - высшее достижение
немецкой классической
Высшим
достижением немецкой классической
философии являлась диалектика Гегеля
(1770-1831). Характеризуя историческое место
Гегеля в развитии философии, Энгельс
писал: «Свое завершение эта новейшая
немецкая философия нашла в системе
Гегеля, великая заслуга которого
состоит в том, что он впервые
представил весь природный, исторический
и духовный мир в виде процесса,
т.е. в беспрерывном движении, изменении,
преобразовании и развитии, и сделал
попытку раскрыть внутреннюю связь
этого движения и развития.... Для
нас здесь безразлично, что Гегель
не разрешил этой задачи. Его историческая
заслуга состояла в том, что он
поставил ее». Как видно из слов Энгельса,
выдающееся значение философии Гегеля
заключалось в том, что в ней
в систематической форме было
изложено диалектическое миропонимание
и соответствующий ему
Опираясь
на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга,
развивая их, Гегель вместе с тем
отвергает ряд ошибочных
Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.
Исходя
из диалектического положения о
единстве сущности и явления, Гегель
отверг кантовское учение о непознаваемости
«вещи в себе»; в природе вещей
нет никаких непреодолимых
Гегель
резко критиковал Шеллинга за недооценку
роли логического мышления и логики
вообще, за интуитивизм, который в
конечном итоге привел Шеллинга к
откровенному иррационализму. Однако,
будучи идеалистом, Гегель не смог подвергнуть
критике основной идеалистический
порок своих ближайших
Он
полагал, что ни материя, ни сознание
человека не могут рассматриваться
как первичное, ибо сознание невозможно
логически вывести из материи, а
материя также не выводима из человеческого
сознания, которое само должно быть
понятно как результат
3. Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля
Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие - диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.
Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличествует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю - это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.
Мышление,
утверждает Гегель, «отчуждает» свое
бытие в виде материи, природы, которая
есть «инобытие» этого объективно существующего
мышления, именуемого Гегелем абсолютной
идеей. С этой точки зрения разум
не специфическая особенность
Стремясь
последовательно провести принцип
тождества мышления и бытия, Гегель
рассматривает мышление (абсолютную
идею) не как неподвижную, неизменную
первосущность, а как непрерывно
развивающийся процесс
Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее). Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно. Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки), по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением. Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне мышления; это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познают свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно.
Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, - объективную реальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений, этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности, и называется им «абсолютной идеей», с одной стороны, наполняется совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.
Основной
формой мышления является понятие. Поскольку
Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно
обожествляет и понятие. Оно, по его
учению, «есть начало всякой жизни»
и представляет собой «бесконечную
творческую форму, которая заключает
внутри себя всю полноту всякого
содержания и служит вместе с тем
его источником». Выступая против материалистического
учения о понятии как высшей форме
отражения объективной
Итак, исходный пункт гегелевской философской системы - идеалистическое отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу мышления. Действительная история сводится к истории познания, а рост и углубление знаний о мире рассматриваются как развитие самой действительности. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за познание человечеством Бога и тем самым самого себя.
4. Логика Гегеля
Основные
части философской системы
Гегель
объявляет логику учением о сущности
всех вещей. Поэтому в гегелевской
«Науке логики» кроме обычных
для логики вопросов и понятий, суждений,
умозаключений рассматриваются
такие вопросы, которыми формальная
логика никогда не занималась: вопросы
о закономерностях самой
Гегелевская
постановка вопроса о диалектической
логике носит идеалистический