Философия Георга Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 12:30, лекция

Краткое описание

Идеи – суть и вещей, и понятий, суть объекта и субъекта, а значит – нет противопоставления субъекта и объекта в идее, оно преодолено. (Природа и общество – инобытие, различные формы развития абсолютной идеи, поэтому по своей сущности не отличаются друг от друга)

Содержание

1. Мировой Разум или Абсолютная Идея.
2. Диалектика.
3. Философия Духа и Философия Истории

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Георга Гегеля.(1).pptx

— 505.91 Кб (Скачать файл)

Философия Георга Гегеля 
(1770 – 1831)

План:

 

 1. Мировой Разум или      Абсолютная Идея.

2. Диалектика.

 3. Философия Духа и Философия Истории.

Георг Гегель 
(1770 – 1831)

 

Труды Гегеля:

«Феноменология  духа»,

«Наука  логики»,

«Философия  права».

 

Объективный идеализм Г.Гегеля

 

Главная идея онтологии – отождествление бытия и мышления.

 Идеи  – суть и вещей, и понятий,  суть объекта и субъекта, а  значит – нет противопоставления  субъекта и объекта в идее, оно преодолено. (Природа и общество  – инобытие, различные формы развития  абсолютной идеи, поэтому по своей  сущности не отличаются друг  от друга) 

 

Вывод: Субъект и объект – тождественны (одинаковы).

Абсолютная  идея как первооснова всех явлений, процессов, предметов

 

 

    • Абсолютная идея – это мировой дух, чистая сущность, душа, взятая сама по себе, абстрактная мысль, мыслящая себя в самопознании на той стадии, когда объект и субъект совпадают.

Стадии  развития Абсолюта

 

    • Логика – безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;
    • Природа – понимаемая как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие».
    • Дух – история собственно человеческой духовной жизни (как продолжение развития абсолютной идеи).

 Смысл и цель

 всех  приключений

 мирового  духа, разума –

     в самопознании…

Принципиальная  новизна гегелевской философской  мысли в :

 

    • 1)  представлении о поступательном, последовательном и закономерном, (а не произвольном) движении мирового духа;
    • 2) усмотрении в движении духа диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий;
    • 3) последовательном проведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческого знания.

Диалектика

 

    • В философии Гегеля понятие диалектики играет существенное значение. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…». и разрешение противоречий.

Развитие  и его механизм:

 

    • Существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
    • Антитезис как его противоположность, отрицание;
    • Синтез как снятие противоположностей, новое утверждение, новый тезис.

   («Снятие» означает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены в новом качестве)

Развитие  и его механизм:

Саморазвитие  понятий от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному:

 

 

    • «Чистое бытие»             -         «Ничто»

«Ничто» отрицает «чистое бытие вообще»

    • «Становление» как их синтез.

Оно может быть как разрушительным, так и созидательным  и разделяется на категории «уничтожение»  и «возникновение».

Как результат  – категория «наличное бытие».

«Качество» - «количество» – «мера».

Понятие «отчуждение»:

 

    • Абсолют отчуждает себя в виде

-окружающего мира;

-природы;

-человека,

 а затем  после отчуждения через мышление  и деятельность человека возвращается  снова к самому себе, т.е. происходит  круговорот Абсолютного духа .

Философия Духа, философия истории 

 

 Триада духа:

 

 

Абсолютная  идея

 

Объективный дух

 

Субъективный  дух

 

Абсолютный  дух

Субъективный  дух:

 

    •  антропология (душа человека),
    • феноменология духа (бестелесный дух),
    • психология (дух, овладевший внешним миром)

Объективный дух:

 

    • Право
    • Мораль
    • Нравственность

Абсолютный  дух:

 

    • Искусство (отображение человеком абсолютной идеи, «увиденной» гениями и талантами);
    • Религия (антитезис искусства как абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения);
    • Философия (открывает таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею, т.о. она возвращается к себе самой, познает самое себя).

 История как процесс самореализации Абсолютного духа

 

 

«Всемирная история  есть прогресс в  сознании свободы»

 Периоды всемирной истории:

 Восточный мир,

Греческий мир,

Римский мир,

Германский мир

 

Политическая  философия

 

    • «… Государство – это – шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».
    • Общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;
    • Противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса.

Все разумное действительно, а все    действительное разумно.

Значение  философии Гегеля: это классика первой пол. XIX в.

 

    • Безграничная вера в «рацио» – разум как человеческий, так и природный, мировой.
    • Убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно.
    • Отсутствие сомнений в том, что разум как человека, так и мира в целом открыт, доступен для анализа

Все это принципы торжествующего     рационализма.

Спасибо за внимание!


Информация о работе Философия Георга Гегеля