Философия Гераклита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:03, реферат

Краткое описание

Геракли́т Эфе́сский (544—483 гг. до н. э) — древнегреческий философ-досократик. Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, — книга «О природе», состоявшая из трех частей («О природе», «О государстве», «О боге»).

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Гераклита.docx

— 23.16 Кб (Скачать файл)

Девятов И.А., Гасанов  Т.А. ОЛД-207

 

Философия Гераклита

Геракли́т Эфе́сский (544—483 гг. до н. э) — древнегреческий философ-досократик. Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, — книга «О природе», состоявшая из трех частей («О природе», «О государстве», «О боге»).

Он родился  и жил в малоазийском городе Эфесе, его акме приходится на 69 олимпиаду (504—501 гг. до н. э.). Гераклит отвергал традиционное неписанное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон, за который должно сражаться как за родной город. По некоторым данным, принадлежал к роду басилевсов (царя-жреца), однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата.

Биографы подчёркивают, что Гераклит «не был ничьим слушателем». Он, по-видимому, был знаком с воззрениями  философов Милетской школы, Пифагора, Ксенофана. Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно. С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем одноименного платоновского диалога.

Мрачные и противоречивые легенды об обстоятельствах смерти Гераклита («велел обмазать себя навозом  и, лёжа так, умер», «сделался добычей  собак») некоторые исследователи  интерпретируют как свидетельства  о том, что философ был погребён по зороастрийским обычаям. Следы зороастрийского влияния обнаруживаются и в некоторых фрагментах Гераклита.

Гераклит является  основателем первой исторической или  первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.

Учение об огне и логосе.

Согласно его  учению, все произошло из огня и  пребывает в состоянии постоянного  изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.

Логос имеет функцию управления вещами, процессами, космосом.

Идея всеобщей изменчивости и движения.

Гераклит считал, что всё  непрерывно меняется. Положение о  всеобщей изменчивости связывалось  Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности  вещей и процессов на противоположные  стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает  из противоположностей и познается  через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. «Из Единого все происходит и из всего — Единое».

Начиная с античности, в  первую очередь, благодаря свидетельствам Аристотеля, Гераклит известен пятью доктринами, наиболее важными для общей интерпретации его учения:

1. Огонь есть  первоначальная материальная причина мира.

2. Существуют периодические  эпизоды  мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова .

3. Всё есть поток (т.н. Доктрина или Теория потока) .

4. Тождество противоположностей .

5. Нарушение закона противоречия . Данная доктрина является скорее следствием из (3) и (4), чем самостоятельным положением учения Гераклита.

Современные интерпретации  зачастую строятся на признании несостоятельными частично или полностью всех этих положений у Гераклита и характеризуются опровержением каждой из этих доктрин.

В целом же учение Гераклита  можно свести к следующим ключевым позициям, с которыми согласно большинство  исследователей:

  • Люди стараются постичь подлежащую связь вещей: это выражено в Логосе как формуле или элементе упорядочивания, установления общего для всех вещей.

Гераклит говорит о  себе как о том, кто имеет доступ к важнейшей истине об устройстве мира, частью которого является человек, знает, как эту истину установить. Главная способность человека –  распознать истину, которая есть «общее». Логос - критерий истины, конечный пункт  метода упорядочения вещей. Технический  смысл слова – «речь», «отношение», «расчет», «пропорция». Логос, вероятно полагался Гераклит, как актуальный компонент вещей, и во многих отношениях соотнесенный с первичным космическим компонентом, огнем.

Геракит устанавливает 4 различных вида связи между очевидными противоположностями:

а) те же самые вещи производят противоположный эффект

«Море - вода чистейшая и  грязнейшая: рыбам — питьевая и  спасительная, людям — негодная для питья и губительная»

«Cвиньи грязью наслаждаются больше, чем чистой водой»

«Прекраснейшая из обезьян  безобразна в сравнении с другим родом»

б) различные аспекты тех же самых вещей могут находить противоположные описания (письмо – линейно и округло).

в) хорошие и желательные вещи, такие как здоровье или отдых, выглядят возможными только если мы распознаем их противоположность:

«Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых»

г) некоторые противоположности сущностно связаны, поскольку они следуют друг за другом, преследуются друг другом и ничем кроме самих себя. Так горячее-холодное – это горяче-холодный континуум, у этих противоположностей одна сущность, одно общее для всей пары - температура. Также пара день-ночь - общим для включенных в нее противоположностей будет темпоральное значение "сутки".

Все эти типы противоположностей можно свести к двум большим группам:

  1. противоположности, которые присущи или одновременно производятся одним субъектом;
  2. противоположности, которые соединены через существование в разных состояниях в один стабильный процесс.

Каждая пара противоположностей т.о. формирует как единство, так  и множественность. Различные пары противоположностей формируют внутреннюю взаимосвязь

В отличие от учения Ксенофана, у Гераклита бог выглядит как имманентный вещам или как сумма пар противоположностей. Гераклит не ассоциировал бога с необходимостью культа или служения. Бог сущностно не отличен от логоса и логос среди других вещей собирает вещи и делает их противоположностями, отношения между ними пропорциональны и сбалансированы. Бог – общий соединяющий элемент для всех противоположных концов любых оппозиций. Тотальная множественность вещей таким образом формирует единый, связанный, определенный комплекс – единство.


Информация о работе Философия Гераклита