Философия Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской.
Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.

Вложенные файлы: 1 файл

философия древного востока.docx

— 22.70 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования.

Автодорожный  колледж.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу «Философии».

Вопросы №70 и №70

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнил: Борисов А.В.

                                                                                   

                                                                                     Проверил: Курилов И.П.

                                                                                  

 

2012 г.

 

 

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

1. Общая характеристика  древневосточной философии.

Философия как теоретическая  дисциплина о мире и человеке практически  одновременно возникает на Западе и  на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской.

Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.

 

2. Ортодоксальные  и неортодоксальные школы древнеиндийской  философии: принципы, идеи и категории.

Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники текстов - фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).

Веды состоят из четырех  отдельных корпусов: "Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа" (сборник песнопений), "Яджурведа" (сборник жертвенных формул), "Атхарваведа" (сборник заклинаний).

В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады' представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба) и перерождении.

Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен, вечен и непостижим. Проявлением Брахмана является Атман "Мировая душа" (Атман) идентична  индивидуальной человеческой душе. Подлинная  цель человеческой жизни - в уничтожении  причин, которые препятствуют освобождению атмана от внешних покровов, физических и духовных оболочек. Сансара - цепь зависимых перерождений – определяется кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.

С VI в. до н. э. начинается время  классических философских систем. Принято различать ортодоксальные системы мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов. К неортодоксальным системам причисляют буддизм и джайнизм. Шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем это нъяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта и миманса.

Неортодоксальные учения индийской классической философии: джайнизм, буддизм.

Учение джайнизма (599-527 гг. до н. э.) зародилось в русле (от санскр. "аскетов" или "странствующих  отшельников". Доктрина джайнизма развивает ряд идей Упанишад. Так, концепция о перерождении души приводит к выводу о существовании души у всего, что существует в мире: животных и насекомых, растений и листьев. Благой целью является освобождение души и достижение статуса совершенного человека. Для этого человек должен вести добродетельную жизнь.

Философия буддизма (I тыс. до н.э.) восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы (560-480 гг. до н. э.) (Будда) или «просветленный». Буддизм формируется на основе положений, высказанных этим мыслителем. Годы жизни Сиддхартхи Гаутамы принято определять в рамках 560-480 гг. до н. э.

Будда считал категорической лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем - страдающее существо. Следовательно, все, что нужно  знать о существовании мира и  человека это, что они основаны на страдании. Страдание - конечная реальность существования. Основа буддийского  вероучения - четыре "благородные истины". Первая, "истина страдания", - истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесное и душевное существование человека.

Вторая истина, "истина возникновения страдания " исходит  из того, что страдание обусловлено  желанием: желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Поэтому страдание - это рождение, старость, болезни, смерть, соединение с тем, что нежеланно, разъединение с тем, что желанно, недостижение всего, чего хочешь достичь.

Третья истина ("истина прекращения страдания"): страдание  можно прекратить, освободившись  от желания.Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий – нирваны (состояние полной отрешенности от окружающего мира).

Четвертая истина, "истина пути", гласит: путь к прекращению  страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния, совершенствование в нравственности, медитацию, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване.

В идеале все это исполнимо  лишь в отречении от мира как полный отказ от убийства, лжи, воровства, употребления алкогольных напитков, участия в  развлечениях, использования денег.

 

 

Классические ортодоксальные системы

Классические системы  возникают в результате споров с  буддистской точкой зрения на природу  человека, характер спасения и возможность  познания мира.

Ньяйя ("вхождение в предмет") - философская школа, основанная брахманом Гаутамой около III в. до н. э., сходна с западной логикой. Ньяйя изучала механизм познания и определяла правила ведения дискуссии, что делало знание ее принципов обязательным для всякого, занимавшегося систематическим фило¬софствованием. Данное учение исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает всякое знание как раскрытие реальности. По природе своей человек способен воспринимать объекты, сравнивать их между собой и делать выводы из сходства. Познание может быть правильным и неправильным. Задача учения ответить на вопрос о том, как достичь правильного познания.

Вайшешика ("философия различий"), созданная Канадой (III в. до н. э.), - система, родственная ньяйя. Так же, как и ньяйя, вступая в полемику с буддизмом, вайшешика исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное познание в качестве основной цели систематического мышления. Ос¬новная тема этой школы - классификация и характеристика рассматриваемых объектов. Различая объективно существующие предметы, вайшешика разделяет их на категории и подробно характеризует каждую из них.

«Йога» В основе методики йоги лежит убеждение в том, что  человек с помощью концентрации духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может  достичь освобождения от материального  мира. Йога - это упорядоченная методика, направленная на разрыв связей между  духом и телом. Она охватывает восемь восходящих ступеней совершенствования, первые пять из которых направлены на совершенствование тела, в то время как три последних обращены на понимание:

Таким образом, особенности  индийской философии связаны  со специфическим пониманием места  человека в мире. Идеалом человеческой жизни в этой традиции выступает  нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир.

 

3. Основные философские  школы древнего Китая: конфуцианство,  даосизм, легизм.

В развитии китайской философии  выделяют следующие периоды:

I.Протофилософский - период зарождения философских представлений относится к XII – VIII вв. до н. э., когда происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Книга истории», «Книга песен»; «Книга перемен», из которых в последующем черпали свои идеи философские мыслители Древнего Китая. В эту эпоху сложился культ предков и культ поклонения Небу – всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка.

II. Натурфилософский период, когда возникли первые философские  учения в VIII – VI вв. до н.  э. Оформляется важнейшая идея  древнекитайской философии –  идея перемен (последовательность  перемен, их ритмичность и направленность);и складывается учение об инь и ян (женское и мужское начало), которая объясняется взаимопревращениями этих двух противоположных начал и круговоротом жизненной энергии.

III. «золотой век китайской  философии». (VI – III вв. до н. э.). Сформировалось более ста философских  школ, выделяют важнейшие из них:  конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу и школу имен.

IV.Период кризиса классической древнекитайской философии связан с правлением деспотический империи (221 – 207 гг. до н. э.), во время которой была установлена цензура и духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства. Тогда были физически уничтожены многие философы, сожжены их рукописи и трактаты.

V.Возрождение древнекитайской философии (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), в данный период был осуществлен синтез важнейших философских учений и разработана неоконфуцианская идеология. Она предопределила традиционный характер развития Китая на протяжении двух тысячелетий.

Специфика китайской философской  традиции:

Развитие китайской философии  нельзя рассматривать без учета  специфики иероглифического письма. В китайском языке значение слова  особенно сильно зависит от контекста. При помощи китайского письма удобно выражать комплекс идей, но зато намного  сложнее выстраивать цепочки  выводов и логических доказательств. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских  текстов, образность, метафоричность языка.

Для всей китайской философии  характерна приверженность традициям. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские  новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они  претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции. Для древнекитайской  философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись  Небу как принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние  китайцы почитали установленный  Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного  существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной  и политической жизни, разработку эффективных  методов управления государством. Философы Древнего Китая стремились к практической реализации собственных концепций, в частности, к идеологическому  влиянию на государственную власть и систему воспитания китайского общества. Многие из них в тот  или иной период жизни становились  советниками императора, получали должности  в аппарате древнекитайского государства. В результате ценностные ориентации китайского философа часто совпадали  со статусными ориентациями государственного чиновника, что, в свою очередь, поддерживало и укрепляло консервативный характер философствования в Китае.

 

4. Основные философские  школы древнего Китая: конфуцианство,  даосизм, легизм.

Даосизм

Основателем является философ  Лао-цзы (около V-III вв. до н. э.) который развивает учение о правильном пути и добродетели". Основной категорией даосизма является дао.

Понятие дао многозначно. Дао - это субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия мира, общества, человека. Дао - это вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где не существует границ и разделений.

В даосизме разрабатывается "Доктрина об обретении бессмертия", рассматривая человека как единое целое, даосы разрабатывали ряд практик, которые могли бы способствовать обретению "одухотворенного" тела. Эти практики были направлены на гармонизацию тела человека и представляли собой медитативные упражнения, дыхательный и гимнастический тренинг, диеты..

При жизни человеку следует  придерживаться доктрины "недеяния "(у-вэй). "Не-деяние" понимается в даосизме не как бездействие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активности.

Конфуцианство

Конфуцианство восходит к  учению Конфуция (551-479 гг. до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиций. Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позднее собраны его учениками в книге "Беседы и суждения".

Основная тема философствования Конфуция - отношения человека, семьи  и государства. Прочное государство  основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал принципиальной разницы  между такими институтами, как государство  и семья. Управление государством описывалось  им в семейно-родственных кате¬гориях. Конфуцианство сводит проблемы государства и семьи к проблеме человека, проблеме его праведной жизни и самосовершенствования.

Конфуций предписывает стремление каждого человека к идеалу благородного мужа, который должен обладать следующими пятью основными качествами: 1) человечностью, 2) порядочностью, 3) знанием приличий, 4) мудростью, 5) лояльностью. Проявить эти  качества можно лишь в отношениях с другими людьми. Таким образом, отношения между людьми имеют  различные градации в за¬висимости от степеней родства и социальных ролей.

"Если хотят управлять  страной, нужно, прежде всего,  содержать в порядке семью.  Если хотят содержать семью  в порядке, нужно, в первую  очередь, образовывать характер.

Легизм («Школа почитателей или любителей закона») (конец VIII-VII вв. до н. э.)

В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты утверждают принцип  единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный  правитель. В отличие от традиции, закон не имеет сакрального характера  и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства. Согласно легистам, отношения верховной власти с  народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в  ослаблении народа. Они предложили ввести контроль над образом мысли  подданных, систему надзора за чиновниками, круговой поруки и групповой ответственности.

Информация о работе Философия Древнего Востока