Философия Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:00, контрольная работа

Краткое описание

Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды.Хотя в них содержится полусуеверное,полумифическое,полурелигиозное объяснение окружающего человека мира,тем не менее их рассматривают в качестве философских,а точнее предфилософских,дофилософских источников.Собственно,первые литературные произведения,в которых делаются попытки философствования,т.е. толкования окружающего человека мира,по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение,первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни

Содержание

1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ..2
1.1 ВЕДЫ…2
1.2 РИГВЕДЫ... 3
1.3 УПАНИШАДЫ... 4
1.4 ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.. 5
1.4.1 НЬЯЯ/ВАЙШЕШИКА.. 6
1.4.2 САНКХЬЯ.. 6
1.4.3 ЙОГА.. 7
1.4.4 МИМАНСА.. 8
1.4.5 ВЕДАНТА.. 9
1.4.6 ДЖАЙНИЗМ... 9
1.4.7 БУДДИЗМ... 10
1.4.8 ЛОКАЯТА (ЧАРВАКА) 11
2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 11
2.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ. 11
2.2 КОНФУЦИАНСТВО.. 12
2.3 ДАОСИЗМ... 14
2.4 МОИЗМ... 14
2.5 ЛЕГИЗМ... 16
3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 16

Вложенные файлы: 1 файл

Философия. Философия Древнего Востока.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ.Г.Р.ДЕРЖАВИНА»

 

Институт права

Кафедра Теории государства  и права 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Философия»

на тему: «Философия Древнего Востока»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 1 курса 

Заочного отделения

Лобанова Анастасия Олеговна

Проверил: к.ю.н. доцент

Забавников А.Е.

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                      

                                  Тамбов 2013г.

Тема: «Философия Древнего Востока»                                                                                                                                     

 

ПЛАН:                                                                                                                                                                                                

1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ  ..2                                    

1.1  ВЕДЫ…2

1.2  РИГВЕДЫ... 3

1.3  УПАНИШАДЫ... 4

1.4  ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.. 5

1.4.1   НЬЯЯ/ВАЙШЕШИКА.. 6

1.4.2   САНКХЬЯ.. 6

1.4.3   ЙОГА.. 7

1.4.4   МИМАНСА.. 8

1.4.5   ВЕДАНТА.. 9

1.4.6   ДЖАЙНИЗМ... 9

1.4.7   БУДДИЗМ... 10

1.4.8   ЛОКАЯТА (ЧАРВАКА) 11

2   ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 11

2.1  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ. 11

       2.2  КОНФУЦИАНСТВО.. 12

2.3  ДАОСИЗМ... 14

2.4  МОИЗМ... 14

2.5  ЛЕГИЗМ... 16

3   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 16

 

 

1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

1.1 ВЕДЫ

 

Веды – первый памятник мысли древних индийцев."Веда",в  переводе с санскрита означает "знание".Веды,возникнув  между вторым и первым тысячелетием до нашей эры,сыграли огромную,определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества,включая развитие философской мысли.

Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды.Хотя в них содержится полусуеверное,полумифическое,полурелигиозное объяснение окружающего человека мира,тем не менее их рассматривают в качестве философских,а точнее предфилософских,дофилософских источников.Собственно,первые литературные произведения,в которых делаются попытки философствования,т.е. толкования окружающего человека мира,по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение,первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы (или части). Древнейшая из них – Самхиты (гимны). Самхиты,в свою очередь, состоят из четырех сборников.Самый ранний из них – Ригведа,сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч лет до нашей эры). Вторая часть Вед – Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма,господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть Вед – Араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть Вед – Упанишады,собственно философская часть,возникшая около тысячи лет до нашей эры.Уже в это время возникли первые элементы философского сознания,началось формирование первых философских учений (религиозно-идеалистических и материалистических).

 

1.2 РИГВЕДЫ 

                                                                                                                                                                                                                                        Гимны Ригведы являют собой попытку древних индийцев постичь тайны бытия.Основным способом постижения мира является миф.Модель мира в Ригведе ориентирована на Космос: с ним все соотносится,к нему все причастно.Пространство и время понимаются как единство синхронии и диахронии.Рита-закон круговращения Вселенной - предполагает синхроническое ее развитие,а в диахронии предполагаются циклические смены хаоса и космоса,что отражено в годовых циклах ритуала.

Космология Ригведы очень  динамична. Солнце в разных аспектах представляет ряд богов: Сурья - основной бог солнца, Савитр - солнечный бог-побудитель, Митра - бог дружбы, договора и одновременно бог солнца, света (в противоположность  мраку), Пушан - бог солнечной энергии, дающий процветание людям, скоту, пастбищам; Ушас - богиня утренней зари, Агни - бог  огня (во всех его проявлениях). Кроме  того, общее понятие «бог» связано  с понятием света и дня, слово  «дэва» «бог» происходит от корня  «div» - «сверкать», «сиять». Кругооборот  солнца воспринимается как солнце дневное  и ночное, Ушас сменяет свою сестру Ночь и они движутся правильной чередой. В определенные промежутки времени  проливается дождь - Парджанья, грохочет гроза и сверкают молнии, которые  олицетворяют грозный бог Индра  и Маруты - страшные боги бури. Сома - бог вдохновения, дающий бессмертие, поднимается с земли в виде жертвоприношения и возвращается на землю в виде дождя.

Гимн Насадии - это выдающаяся попытка осмыслить мир в разрыве  со старыми мифологическими представлениями. Это не проявленное до конца философское  мировоззрение, которое возможно трактовать с тех позиций, которые близки интерпретаторам Вед. Кроме гимна  Насадии в Ригведе мы можем  найти и другие представления  о происхождении и структуре  Вселенной.

Так, одна из космогонических  моделей Ригведы основывается на уподоблении процесса «оформления» мира изготовлению изделий в процессе труда ремесленника. Эта модель носит  социоморфный характер. Демиург мира - высший бог, которым может выступать  то Брахманаспати, то Вишвакарман, сравнивается либо с кузнецом, выковавшим мир  из металла, либо с плотником, изготовившим его из дерева.

В гимне Пуруше возникновение  мира уподобляется жертвоприношению. Пуруша - вселенский человек, олицетворение  космического начала, не ограниченный ни во времени, ни в пространстве, «сам порождает себя», несет в себе источник своих дифференциаций. В  ходе космического жертвоприношения Пуруши, где он выступает и как объект почитания, и как жертва, и как  результат жертвоприношения, происходит разделение и оформление трех миров: космического, мира животных и людей. Особый интерес представляют те стихи  гимна, где обосновывается социальная структура Индии, происхождение  каст.

Таким образом, изучение гимнов Ригведы необходимо для правильной оценки индийской мысли. Они служат основанием для поздних философских  систем. В гимнах Вед зарождаются  термины и понятия, которые играют важную роль не только в Упанишадах, но во всей философии Индии. Символика  Упанишад, Бхагавадгиты, Брахма-сутры  немыслима без образов Ригведы.

 

1.3 УПАНИШАДЫ

 

Философскими произведениями, соответствующими нашим представлениям о характере постановки проблем, да и форме изложения материала  и их решения, являются “Упанишады”, что буквально означает сидеть у  ног учителя и получать наставления. Они появились приблизительно в IX — VI вв. до н. э. и по форме представляли, как правило, диалог мудреца со своим  учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности  известно около сотни “Упанишад”. Религиозно-мифологическое толкование окружающей среды в наиболее знаменитых “Упанишадах” перерастает в определенной мере в дифференцированное осмысление явлений мира. Так, появляются идеи о существовании различных видов  знаний, в частности, логики, риторики, грамматики, астрономии, науки чисел  и военной науки. Зарождаются  идеи и о философии как своеобразной области знаний. И хотя полностью  избавиться от религиозно-мифологического  толкования мира авторам “Упанишад” не удалось, можно считать их самыми ранними из известных философских  произведений. В “Упанишадах”, в  первую очередь в упомянутых выше сочинениях, сделана попытка постановки и обсуждения таких существенных философских проблем, как выяснение первоосновы природы и человека, сущности человека, его места и роли в окружающей его среде, познавательных способностей, нормы поведения и роли в этом человеческой психики. Разумеется, толкование и объяснение всех этих проблем очень противоречиво, а порой встречаются суждения, исключающие друг друга. Главенствующая роль в объяснении первопричины и первоосновы явлений мира, т. е. среды обитания, отводится духовному началу, которое обозначается понятием “брахман” или же “атман”. В большинстве текстов “Упанишад” “брахман” и “атман” трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека. Красной нитью через все “Упанишады” проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение в знаменитом изречении: “Ты есть то”, или “Ты — одно с тем”.  

Одна из важнейших проблем  в “Упанишадах” — исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. В этой области древнеиндийские мудрецы  добились успехов, непревзойденных  в других мировых центрах философии. Уделяя значительное внимание этическим  проблемам, авторы “Упанишад” фактически призывают к пассивно-созерцательному  поведению и отношению к окружающему  миру, считая высшим блаженством для  человека полное отстранение от всех мирских забот. К высшему блаженству они относят не чувственные удовольствия, а благостное, спокойное состояние  души. Кстати, именно в “Упанишадах” впервые ставится проблема переселения  душ (самсара) и оценка прошлых действий (карма), что впоследствии получило развитие в религиозных вероучениях. Разумеется, эту проблему нельзя оценивать  однозначно, например, только в религиозно-богословском ракурсе. Здесь делается также попытка  с помощью нравственных принципов (дхармы) скорректировать поведение  человека на каждой стадии его существования. Роль “Упанишад” в истории всей индийской философии чрезвычайно  велика. Они, по существу, становятся фундаментом  для всех или почти всех последующих  философских течений, появившихся  в Индии, так как в них ставились  или разрабатывались идеи, которые  длительное время “питали” философскую  мысль в Индии. Можно сказать, что в истории Индии, а в  известной мере и некоторых ближайших  странах Среднего и Дальнего Востока, “Упанишады” были тем же, чем  для Европы философия Древней  Греции.

 

1.4 ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

 

Философские течения индуистской  мысли подразделяются на ортодоксальные – астика (основанные на ведицских  знаниях) и оппозиционные - настика. К последним относятся буддизм  и джайнизм. Ортодоксальных школ шесть, и, как правило, они представлены попарно: ньяя/вайшешика, санкхья/йога и миманса/веданта.

 

1.4.1   НЬЯЯ/ВАЙШЕШИКА

 

Эти два учения возникли как самостоятельные школы примерно в IV в. до н. э. и впоследствии объединились в одну философскую систему.

Ньяя представляет гносеологическую школу. Адепты этого учения занимались теорией познания. Так, были определены четыре основных источника знания: восприятие, умозаключение, свидетельство  и аналогия. Согласно учению, именно эти четыре аспекта определяют мотивацию  поступков человека. Вайшешика является школой, тяготеющей к метафизическому  осмыслению бытия и представляет космологические аспекты познания. В рамках этой школы был предпринят структурный, анализ базовых элементов  — земли, воды, огня и воздуха  — и сопряженных с ними понятий  — вкуса, цвета, осязания и запаха. Это течение провозгласило параману — невидимую субстанцию, составляющую все сущее, ибо это подтверждает последовательная фрагментация любого объекта на все более мелкие компоненты.

За основу философской  системы принимается личный опыт, приобретенный на чувственном уровне. Полученный опыт анализируется, и определяется категория проявления падартха, которая  поддается познанию и вербальному  описанию. Таких категорий семь: вещество, качество, действие, общность, особенность, присущность и небытие. Все семь признаются как реальные. Иными словами, реально все, что  поддается эмпирическому изучению, представляет субстанциональное начало, конкретные характеристики и находится  во взаимосвязи с другими объектами. При этом характеристики и взаимосвязи  не менее реальны, чем само материальное проявление. Все вышеперечисленное  принадлежит феноменальному миру и  постижимо через опыт.

Философская система ньяя/вайшешика  рассматривает качественные характеристики объектов как безусловную реальность. Например, каждой вещи присущи качества «древовидности», порождающие уже  иные качественные категории. Так, любое  дерево в соответствующий период года становится зеленым, то есть приобретает  конкретное качество, которое, в свою очередь, становится самостоятельной  категорией.

 

1.4.2   САНКХЬЯ

 

Санкхью принято считать  древнейшей из ортодоксальных философских  систем в индуизме. В санкхье утверждается, что всё на самом деле происходит от взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Существует бесконечное количество душ, обладающих индивидуальным сознанием. Пракрити или материи, присущи три основных качества: устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы. Взаимодействие душ и гун природы является причиной деятельности в материальном мире. Освобождение (мокша) достигается после того, как душа освобождается от влияния гун материальной природы. Хотя санкхья является дуалистической философией, существуют определённые различия между санкхьей и другими формами дуализма. На Западе, дуализм существует между умом и телом, тогда как в санкхье — между «Я» и материей. Понятие «Я» в санкхье имеет некоторое сходство с западной концепцией ума. Принято считать, что изначально санкхья была атеистической философией, которая позднее испытала влияние йоги и развилась в теистическое направление индийской философии.

 

1.4.3   ЙОГА

 

Йога представляет собой  совокупность религиозно-философских  дисциплин, ведущих к освобождению. Основоположником учения считается  Патанджали (живший ок. 200 или ок. 400 г. н. э.), систематизировавший основные методики в своей «Йога-сутре», древнейшем письменном руководстве по йоге.

Несмотря на то,что в основном позиции йоги и санкхьи совпадают, существует и принципиальное расхождение. В отличие от последней, йога придерживается концепции личного божества (Ишвары).

Информация о работе Философия Древнего Востока