Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:49, реферат
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
Введение............................................................................................................. 3
1.Философия Древнего Китая............................................................................ 5
1.1. Классические книги китайской образованности....................................... 6
1.2. Особенности развития философии Китая.................................................. 7
1.3. Конфуцианство............................................................................................ 9
1.4. Конфуций. Учение Конфуция в России...................................................... 12
2. Основные проблемы, которые были поставлены
древнегреческими мыслителями..................................................................... 15
2.1. Небо и происхождение всего сущего........................................................ 15
2.2. Общество и человек.................................................................................... 17
2.3 Природа и человек...................................................................................... .19
2.4. Природа знания и логической идеи.......................................................... 20
Заключение ........................................................................................................ 21
Список используемой литературы.................................................................... 22
Реферат
По дисциплине: Философия
На
тему: «Философия Древнего
Китая»
Выполнила: Санько Оксана Игоревна
Студентка:
гр № БТ-3 За
г. Белово
Содержание:
Введение......................
1.Философия Древнего
Китая.........................
1.1. Классические
книги китайской
1.2. Особенности развития
философии Китая...............
1.3. Конфуцианство.................
1.4. Конфуций. Учение
Конфуция в России........................
2. Основные проблемы, которые были поставлены
древнегреческими
мыслителями...................
2.1. Небо и происхождение
всего сущего........................
2.2. Общество и человек.......................
2.3 Природа и человек.......................
2.4. Природа знания и
логической идеи..........................
Заключение ..............................
Список используемой
литературы....................
Введение
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.
В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа - инь и ян, которые занялись упорядочением мира.
В мифах о происхождении Вселенной налицо смутные, робкие зачатки натурфилософии.
Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала вплоть до первого тысячелетия до н. э.
Разложение
Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. “Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной истории”. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для проповеди конфуцианского учения.
Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии.
Философия Древнего
Китая тесно связана с
Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”.
Наряду с появлением космогонических концепций, в основе которых лежали силы ян и инь, возникает наивно-материалистические концепции, которые, прежде всего, были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь, металл, земля, дерево.
Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.
Глубокие политические
потрясения - распад древнего единого
государства и укрепление отдельных
царств, острая борьба между крупными
царствами за гегемонию - нашли свое
отражение в бурной идеологической
борьбе различных философско-
В таких литературно
- исторических памятниках как «Ши цзин», «Шу
цзин», мы встречаем определенные философские
идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной
трудовой и общественно-исторической
практики людей. Однако подлинный расцвет
древней китайской философии приходится
именно на период VI-III в до н. э., который
по праву называют золотым веком китайской
философии. Именно в этот период появляются
такие произведения философско-социологической
мысли, как “Дао дэ цзин”, «Лунь юий»,
«Мо-цзы», «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы». Именно
в этот период выступают со своими концепциями
и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций,
Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы. Именно в этот
период происходит формирование китайских
школ - даосизма, конфуцианства, моизма,
легизма, натурфилософов, оказавших затем
громадное влияние на все последующее
развитие китайской философии. Именно
в этот период зарождаются те проблемы.
Те понятия и категории, которые затем
становятся традиционными для всей последующей
истории китайской философии, вплоть до
новейшего времени.
1.Философия
Древнего Китая.
Философия и религия древнего Китая уникальна. Не случайно философия и религия стоят рядом, ибо два основных направления философии древнего Китая – конфуцианство и даосизм трудно отделить от религии. Это два основных направления философии и в тоже время, по мнению многих видных ученых – это две основных веры Китая. Более того, на протяжении исторически длительного периода конфуцианство и даосизм были господствующей верой Китая. И в этом смысле философия Древнего Китая является уникальной. Частично это объясняется тем, что философия Древнего Китая начало свое развитие и формировалось в изоляции, не испытывая влияния со стороны. Правда В.Ф. Асмус в работе Античная философия отмечает, что ряд фактов соответствия между некоторыми явлениями в развитии античной философии и аналогичными явлениями в развитии философии весьма отдаленных от Греции Древнего Китая и Древней Индии. Существует, например, некоторое соответствие между развитием софистики и логики в древнегреческой философии 4 в. до н. э. и приблизительно одновременным развитием логической школы «моистов» в древней китайской философии.
К концу II тысячелетия до н. э. на территории Китая сложился ряд самостоятельных государств, наиболее сильное из которых - Чжоу - поглотило государство Шан (Инь). Длительный и неоднородный этап, растянувшийся с XI по III век до н. э. и получивший название периода Чжоу, отмечен целым рядом важнейших культурных преобразований. Особенно значительные изменения в социальной и духовной жизни страны произошли в середине I тысячелетия до н. э. и на протяжении так называемого периода Чжаньго (Воюющих царств; У-Ш вв. дон. э.). Иньские культурные традиции к этому времени уступили место новым веяниям.
Замена к середине
1 тысячелетия до н. э. каменных и
бронзовых орудий железными открыла
новые возможности для развития земледелия
и ремесел. Усовершенствовались ирригационные
сооружения, улучшилась техника земледелия,
появились в обращении монеты. В древнекитайских
государствах возникли новые города. Накопились
и неразрывно сплетенные с мифологией
и древнейшими культами научные сведения
о мире. Они воплотились в VII веке н. э. в
создании лунно-солнечного календаря,
а в IV веке до н. э. звездного каталога.
1.1
Классические книги
китайской образованности.
Эти книги возникли в первой половине 1-го тысячелетия до н. э. и в период ста школ (VI-II столетия до н. э.). Целый ряд этих книг содержит древнейшую поэзию, историю, законодательство и философию. В основном это произведения неизвестных авторов, написанные в разное время. Особое внимание им уделяли конфуцианские мыслители, и, начиная со II столетия до н. э. эти книги стали основными в гуманитарном воспитании китайской интеллигенции.
Книга песен (Ши цзин - XI-VI вв. до н. э.) - является сборником древнейшей народной поэзии; содержит также культовые песнопения и, согласно мнению некоторых комментаторов «Книги перемен», мистическое объяснение происхождения племен, ремесел и вещей. Она стала образцом для китайской поэзии в ее дальнейшем развитии.
Книга истории (Шу цзин - начало 1-го тысячелетия до н. э.) - известна также как Шан шу (Шанские документы) - является собранием официальных документов, описаний исторических событий. Имела большое влияние на формирование официальной позднейшей письменности.
Книга порядка (Ли шу - IV-I вв. до н. э.) включает три части: Порядок эпохи Чжоу (Чжоу ли), Порядок церемоний (И ли) и Записки о порядке (Ли цзи). Заключает в себе описание правильной организации, политических и религиозных церемоний, норм социальной и политической деятельности. Идеализирует древнейший период китайской истории, который считает образцом и мерой дальнейшего развития.
Книга Весны и осени (Чунь цю) вместе с комментарием Цзо (Цзо чжуань - IV в. до н. э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. до н. э.), впоследствии служила в качестве образца и меры для решения этических и формально-литературных вопросов.
Книга перемен (И цзин - XII-VI вв. до н. э.) является наиважнейшей. В ней содержатся первые представления о мире и человеке в китайской философии. В ее текстах, написанных в разное время, прослеживается начало перехода от мифологического изображения мира к его философскому осмыслению. В ней нашли отражение, древнейшие решения онтологических вопросов, разработан понятийный аппарат, используемый последующей китайской философией: Мир, однако, в ней не понимается как мир рациональных операций.
Все познание человека
направлено на обозначение и понимание
всего сущего. Человек должен думать
о своем месте в мире природы,
должен «соединять свою силу (дэ) с небом
и землей, свое сияние с солнцем и луной,
с четырьмя временами года свою деятельность».
Должен «знать как становление, так и упадок»
и «не терять правду всего этого».
1.2.
Особенности развития
философии в Китае.
Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
Период складывания философских воззрений древних народов, которые жили в бассейнах рек Хуанхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.
Одновременно история становления и развития философии неразрывно связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силами прогресса и реакцией, цеплявшиеся за все старое, освящавшее авторитетом традиции, нерушимость и вечность своего господства. В конечном итоге столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных направлений в философии - материалистического и идеалистического - с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.