Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:26, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли – этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
I. Введение 4
II. Особенности развития философии в Китае. 7
III. Школы китайской философии. Конфуцианство и законники. 9
Конфуцианство 9
Легисты (школа “законников”) 12
Список использованной литературы: 15
Оглавление
I. Введение 4
II. Особенности развития философии в Китае. 7
III. Школы китайской философии. Конфуцианство и законники. 9
Конфуцианство 9
Легисты (школа “законников”) 12
Список использованной литературы: 15
I. Введение
Китай – страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.
Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.
В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа – инь и ян, которые занялись упорядочением мира.
В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии.
Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала вплоть до первого тысячелетия до н. э.
Разложение
Многие мифологические образы
переходят в позднейшие философские
трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н.
э., часто обращаются к мифам для
того, чтобы обосновать свои концепции
истинного правления и свои нормы
правильного поведения
Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.
Китайские мифы содержат сравнительно
мало материала, отражающие взгляды
китайцев на становление мира и его
взаимодействие, взаимосвязь с человеком.
Поэтому натурфилософские идеи не занимали
в китайской философии в
На ряду с появлением космогонических
концепций, в основе которых лежали
силы ян и инь, возникает наивно-
Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.
Глубокие политические потрясения – распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию – нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется рассветом культуры и философии.
В таких литературно-исторических
памятниках как “Ши цзин”, “Шу
цзин”, мы встречаем определенные философские
идеи, возникшие на основе обобщения
непосредственной трудовой и общественно-исторической
практики людей. Однако подлинный расцвет
древней китайской философии
приходится именно на период VI-III в до
н. э., который по праву называют золотым
веком китайской философии. Именно
в этот период появляются такие произведения
философско-социологической
II. Особенности развития философии в Китае.
Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли – этапу соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
Период складывания
Одновременно история
становления и развития философии
неразрывно связана с классовой
борьбой в обществе, отражает эту
борьбу. Противостояние философских
идей отражало борьбу различных классов
в обществе, борьбу между силами
прогресса и реакцией, цеплявшиеся
за все старое освящавшее авторитетом
традиции, нерушимость и вечность
своего господства2. В конечном итоге
столкновения взглядов и точек зрения
выливались в борьбу двух основных
направлений в философии –
материалистического и
Специфика китайской философии
непосредственно связана с ее
особой ролью в той острой социально-политической
борьбе, которая имела место в
многочисленных государствах Древнего
Китая периодов “Весны и осени”
и “Сражающихся Царств”. Развитие
социальных отношений в Китае
не привело к четкому разделению
сфер деятельности внутри господствующих
классов. В Китае своеобразное разделение
труда между политиками и философами
не было ярко выражено, что обусловило
прямую, непосредственную подчиненность
философии политической практике. Вопросы
управления обществом, отношения между
различными социальными группами, между
царствами – вот что
Другая особенность развития
китайской философии связанно с
тем, что естественнонаучные наблюдения
китайских ученых не находили, за небольшим
исключением, более или менее
адекватного выражения в
Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, призираемое официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей оставались древнее наивно-материалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.
Этот взгляд возник в Древнем Китае на рубеже VI и V веков и просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день руководствуется этими идеями.
Таким образом оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузило ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития.
Обособленность
Наконец, для китайской философии была характерно тесная связь с мифологией.
III. Школы китайской философии. Конфуцианство и законники.
В “Ши цзи” (“Исторические записки”) Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там названо шесть школ: “сторонники учения об инь и ян” (натурфилософы), “школа служилых людей” (конфуцианцы), “школа моистов”, “школа номиналистов” (софисты), “школа законников” (легистов), “школа сторонников учения о дао и дэ” – даосистов.
Позже, на рубеже нашей эры, эта классификация была дополнена еще четырьмя “школами”, которые, однако за исключением цзацзя, или “школы эклектиков”, собственно, к философии Китая не имеют отношения. Одни школы названы по характеру общественной деятельности основателя школы, другие – по имени основателя учения, третьи – по главным принципам понятия этого учения.
Однако мы рассмотрим лишь два философских учения Китая, т.к. именно конфуцианство и школа законников, а речь пойдет именно о них, оказали наиболее значительное влияние на развитие китайской философии в целом.
Конфуцианство
Итак, как уже было сказано,
фундаментальную роль во всей истории
этической и политической
Опираясь на традиционные
воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую
концепцию государства. Государство
трактуется им как большая семья.
Власть императора (“сына неба”) уподобляется
власти отца, а отношения правящих
и подданных – семейным отношениям,
где младшие зависят от старших.
Изображаемая Конфуцием социально-
Правда, его политический
идеал состоял в правлении
аристократов добродетели и
знания, а не родовой знати и
богатых, так что предлагаемая им
идеальная конструкция
Будучи сторонником
Основная добродетель
подданных состоит, согласно Конфуцию,
в преданности правителю, в послушании
и почтительности ко всем “старшим”.
Политическая этика Конфуция в целом
направлена на достижение внутреннего
мира между верхами и низами общества
и стабилизации правления. Помимо чисто
моральных факторов он обращает внимание
и на необходимость преодоления
процессов поляризации
Отрицательно относился
Конфуций также и к внешним
войнам, к завоевательным походам
китайских царств друг против друга
или против других народов (“варваров”).
Не отвергая в принципе сами гегемонистские
претензии китайских