Философия Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 00:41, контрольная работа

Краткое описание

Мо-цзы, Мо Ди (479-400 до н. э.), древнекитайский философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун. Мо-цзы-ц. и его последователи отражали интересы свободных низших слоёв китайского общества - земледельцев, ремесленников, торговцев. Моисты вели идейную борьбу против конфуцианства, обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды Мо-цзы-ц. и его учеников собраны в книге «Мо-цзы», которая в завершённом виде сложилась к концу 3 - началу 2 вв. до н. э.

Содержание

Задание 1 3
Теория познания в философии моизма. Книга «Мо–цзы»
Задание 2 4-6
Понятия

Задание 3 7
Что такое дао? Приведите различные трактовки этого понятия
Задание 4 8
Тест
Список литературы 9

Вложенные файлы: 1 файл

философия котрольная.docx

— 32.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-

СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

 

 

 

 

 

Контрольная работа по философии

 

Вариант № 4 «Философия Древнего Китая»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 2 курса

Группа УП

Заочной формы обучения

Заложук А.А.

 

Проверила:

к.ф.н., зав. кафедрой

Сарпова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2014г.

 

Содержание

 

Задание 1 3

Теория познания в философии моизма. Книга «Мо–цзы»

Задание 2  4-6

Понятия

 

Задание 3  7

Что такое дао? Приведите различные трактовки этого понятия

Задание 4  8

Тест

Список литературы  9

 

Задание 1

Теория познания в философии моизма. Книга «Мо–цзы».

Мо-цзы, Мо Ди (479-400 до н. э.), древнекитайский философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун. Мо-цзы-ц. и его последователи отражали интересы свободных низших слоёв китайского общества - земледельцев, ремесленников, торговцев. Моисты вели идейную борьбу против конфуцианства, обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды Мо-цзы-ц. и его учеников собраны в книге «Мо-цзы», которая в завершённом виде сложилась к концу 3 - началу 2 вв. до н. э.

Центральной идеей учения Мо-цзы-ц. и его учеников является призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах «всеобщей любви и взаимной выгоды». Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским принципам разделения общества на «простолюдинов» и «благородных мужей», «правящих» и «управляемых», представлял собой попытку своеобразного этического обоснования идеи равенства людей и отражал стремление привлечь к участию в политической жизни государства широкие слои населения.

Из тезиса о «всеобщей любви и взаимной выгоде» вытекают все остальные принципы учения Мо-цзы-ц.:

  • «почитание мудрости»,
  • «почитание единства»,
  • «против нападений»,
  • «за экономию в расходах» и т. д.

Для обоснования принципа «всеобщей любви» и придания ему значения космического закона Мо-цзы-ц. прибегал к использованию традиционных китайских верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов о существовании «небесной судьбы». Впервые в китайской философии Мо-цзы-ц. выдвинул категорию причины (гу), принципы классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди; соответствие пользе людей; соответствие свидетельствам древних книг). Поздние моисты углубили классификацию знаний по их источнику и характеру и разработали довольно цельную для своего времени систему категорий логики.

 

Задание 2

Понятия

 

Конфуцианство

Исходным положением конфуцианства является концепция Неба (Тянь) и небесного веления (приказа, т. е. судьбы). Небо  это часть природы, но вместе с тем и высшая духовная сила, которая определяет саму природу и человека. Человек, наделенный Небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними и с высшим моральным законом дао, а также совершенствовать эти качества посредством образования.

Особое место в учении Конфуция занимает концепция сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Сяо считается не только основой жэнь и связанных с ним добродетелей, но и самым эффективным методом управления страной (страна - это большая семья). Немалое значение придается и юе - музыке, как лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующая роль отводится ли (этикету) - правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Основой учения о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе, а также о правильном понимании вещей и их применении стала концепция чжэн мин - "исправления имен", т. е. приведения вещей в соответствие с их названием.

Конфуция  почти не интересовали проблемы космогонии. Он уделял мало внимания учению о духах и потустороннем мире ("Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?" "Не умея служить людям, как можно служить духам?"). Но, наряду с этим Конфуций выступал за сохранение существующих обычаев и настаивал на тщательном и скрупулезном выполнении обрядов и церемоний, из которых особо выделял обряд жертвоприношения предкам как важнейший способ выражения к ним почтения. Он считал, что путем точного соблюдения традиций, освященных древностью, можно вернуться к изначальным истокам и таким образом достичь возрождения "золотого века" и вновь построить общество гармонии и справедливости.

 

Даосизм

В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как "путь", "дорога" (второе его значение — "метод" и "высший принцип"). Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Досизм учит, что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом "пассивность" или понятием "плыть по течению". С ним тесно увязывается принцип дэ, т.е. добродетель, но не в смысле высокой моральной чистоты, а в смысле качеств, проявляющихся в повседневной жизни, когда принцип дао осуществляется на практике. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Мужское начало — ясность мысли, активность и возвышенность — считается присущим силам ян, тогда как женское начало — все слабое, темное и пассивное в жизни — приписывается действию сил инь.

    

Инь

Женское, тёмное и пассивное начало. Управляет землёй.

 

Ян

 Мужское, светлое и  активное начало (дух). Управляет  небом. Это противоположность  инь. Ян и Инь совершенно естественно  дополняют друг друга, хотя в  каком-то смысле и противостоят  друг другу. Важно тут то, что  без Ян невозможно существование  Инь, а без Инь невозможно существование  Ян. Только их взаимодействие  дает полноценную, разностороннюю  и самовоспроизводимую жизнь. В  жизни всегда чередуются или  же существуют одновременно преобразование  и сохранение, творчество и использование  плодов этого творчества, бодрствование  и сон, руководство и подчинение, и все это нормально, без этого  нельзя.

Дао

Путь вещей и путь мира в движении. Чередование Ян и Инь. Дао - это наивысшее состояние бытия в его трансцендентной функции, как не дифференцируемая пустота и мать космоса. Под наивысшим в даосизме понимается главное, высший уровень нашего понимания, а не сила, которая сильнее всех остальных сил. Под пустотой понимается то, что мы не видим, а не отсутствие чего-то. В современной трактовке это могут быть мельчайшие уровни микромира, "тёмное" вещество Вселенной, которое ищут сейчас астрофизики, нечто ещё более невидимое и неизвестное, но пронизывающее всё , как, например, магнитные поля или гравитационные волны, но ещё более фундаментальное, или, возможно, всё фундаментальное, взятое вместе, как бездна единичностей, составляющая творческую силу существования.

Ли

Правила этикета. Это понятие связано с понятиями нормы, правила, ритуала. Это также принцип, порядок вещей, форму,  истолковывалось как идеальное, духовное, нематериальное начало.

 

Ци

Противоположность ли. Это материальная сила, энергия, а также жизненная сила и в этом качестве участвует в процессе становления вещей и людей.

В китайской философии Ли и Ци (принцип и материальная сила) выступали как два связанных друг с другом аспекта, как проявления единого пути.

 

 

Жень

Высшая добродетель, доброта, гуманность, милосердие.

В конфуцианстве понятие Жэнь. сразу стало центром, категорией, определявшейся, с одной стороны, как спокойно-самодостаточная "любовь к людям", рождающая правильный баланс любви и ненависти. С другой - как "преодоление себя и возвращение к ритуальной благопристойности", реализующее "золотое правило" морали: "не навязывать другим того, чего не желаешь себе", "упрочивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам, и подвигать их на то, на что желаешь подвигнуться сам".

У Конфуция Жэнь. представлялось специфическим атрибутом "благородного мужа" (цзюнь цзы), не присущим "ничтожному человеку" (сяо жэнь). Но уже у его ближайших последователей стало универсальным началом, образующим человеческую личность, усмотрев источник Жэнь. в реагирующем чувственной непосредственностью соболезнующем и сострадающем "сердце", без которого человек перестает быть человеком. Следствием "гуманного отношения к людям" Жэнь считал "любовь к миру вещей" (т.е. всему сущему)- ай у. Он также обобщил мысли "Лунь юя" о социально-политической значимости Жэнь. в понятии Жэнь. чжэн- "гуманное правление", ставшем впоследствии идеологическим штампом конфуцианской ортодоксии.

В раннем даосизме Жэнь подверглось критике как искусственное образование, не свойственное природе ("Небу и Земле") и явившееся результатом деградации дао и дэ  ("благодати/добродетели"). В "Дао дэ цзине" Жэнь признано благотворной основой общения людей, а в "Чжуан-цзы"  распространено и на неживую природу в качестве "принесения пользы вещам". Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) сделал шаг к онтологизации Жэнь, объявив его воплощением "воли Неба" (тянь чжи, см. Тянь) в человеческом теле и результатом "трансформации" (хуа) "пневмы" крови. В позднем даосизме, философии сюанъ сюэ и буддизме Ж. стало играть роль одной из важнейших добродетелей - милосердия, преодолевающего барьер между "я" и "не-я".

 

Задание 3

Что такое дао? Приведите различные трактовки этого понятия.

Дао – это с одной стороны путь, а с другой – отношение к жизни, т.е. часть мировоззрения. И разорвать эти две части невозможно

У разных философов, в разных философских школах понятие дао могло могло отличаться друг от дуга.

По учению «И цзин» («Книга перемен») дао генерируется вселенскими энергетическими ритмами инь и ян, трансформируется в добро (шань) и завершается природой/натурой (син) человека и вещи. Умственный взор усматривает в этой трехступенчатой генерации принципы человеколюбия (жэнь) и знания (чжи).

В философии Лао-цзы дао — невидимый вездесущий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им. Дао порождает тьму вещей; бездействует, тем самым делая всё; дао вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо; неследование дао ведёт к гибели. У Чжуан-цзы дао неактивно и бесформенно; его можно передать, но нельзя взять, можно постичь, но нельзя увидеть; оно само для себя начало и основа, не зависит ни от времени, ни от пространства, у него нет начала, нет конца, оно существует везде и во всём; познать дао — значит постигнуть закон природы и умение соответствовать ему.

Иначе трактуется дао в конфуцианстве. У Конфуция дао лишено космологической окраски и обретает смысл морального закона, этического принципа, пути поведения, долга, поэтому оно зависит от образованности: небо наделяет человека натурой, поведение в согласии с нею называется дао. Дао совершенствуется через обучение, а также через жэнь — гуманность. Дальнейшее развитие эта идея получила у Хань Юя: всеобщая любовь называется гуманностью; осуществление гуманности называется справедливостью; поведение, согласующееся с ними, называется дао.

Т.е. выстраивание правильных отношений и с самим собой и с окружающим миром разумным и неразумным, одушевленным и неодушевленным, материальным и нематериальным – это элемент нормальной даосской философии. А правильными можно считать такие отношения, когда и свои действия и мысли и все окружающее способствует непрерывности и оптимальному ускорению потока, а не становится плотиной на пути, способной затормозить реку или напрочь перекрыть ручеек.

 

 

Задание 4

Тест

1. Какое философско-религиозное  направление в Китае было основано  Лао-цзы?

1)Конфуцианство

  • 2)Даосизм

3)Легизм

 

2. Какое понятие древнекитайской  философии обозначает женское, темное, пассивное начало?

  • 1)Инь

2)Янь

3)Дао

 

3. Какой тип общества  соответствует восточному типу  цивилизационного и культурного  развития?

  • 1)Традиционное общество

2)Реформационное общество

3)Первобытное общество

 

4. Какое древнекитайское  направление характеризуется философией  «недеяния»?

1)Конфуцианство

  • 2)Даосизм

3)Легизм

 

5. Одна из центральных  категорий конфуцианства – это  …

1) «премудрый человек»

  • 2) «благородный муж»

3) «восмеричный путь»

Список литературы

  1. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов /  Чанышев А.Н.– М., 2003.
  2. Гриненко Г.В. История философии: Учебник / Г.В. Гриненко. – М., 2006.
  3. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь  / В.А. Бачинин. – М., 2005.
  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов /А.Г.Спиркин. – М.,.2006.
  5. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учебное пособие / В.Т. Звиревич. – М., 2004.

Информация о работе Философия Древнего Китая