Философия Древнего Мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 02:40, контрольная работа

Краткое описание

История философии освящает закономерности становления и развития самой философии, определяющих ее условий и факторов. Так что обращение к наследию прошлого помогает оценить путь, пройденный философией и предположить тенденции ее развития в будущем. Пройденный философией путь можно с некоторой долей условности разделить на периоды:
1) древняя философия Древнего Востока, античной Греции и Рима;
2) средневековая;
3) эпохи Возрождения;
4) новая, включая и воззрения философов-просветителей;
5) классическая немецкая и марксистская философия;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Зарождение философии…………………….…………………………………5
2.Философия Древневосточных цивилизаций………………………………..7
2.1. Философия Древней Индии………………………………………………….8
2.2. Философия Древнего Китая………………………………………………10
3. Античная философия…………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

История философии.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Институт гуманитарных и социальных наук

 

Кафедра философии, социологии и психологии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по теме: «Философия Древнего Мира»

 

 

 

 

 

 

студента Трофимовой Н.А.

курс 1; заочная форма обучения

направление – юриспруденция

группа №   443-2/1-1

 

 

 

Санкт-Петербург

2014 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Зарождение  философии…………………….…………………………………5

2.Философия Древневосточных цивилизаций………………………………..7

2.1. Философия  Древней Индии………………………………………………….8

2.2. Философия  Древнего Китая………………………………………………10

3. Античная  философия…………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………………..26 
Введение

 

 

Изучение философии невозможно без обращения к истории философской мысли, поскольку благодаря истории философии предшествующие идеи связывают с настоящими, происходит приобщение нас к выдающемуся наследию мыслителей прошлого. Новейшими философскими и научными достижениями мы во многом обязаны мыслителям прошлого, которыми высказывались оригинальные догадки, послужившие в дальнейшем основой выдающихся теорий и целых учений и получивших в настоящее время практическое подтверждение.

История философии освящает закономерности становления и развития самой философии, определяющих ее условий и факторов. Так что обращение к наследию прошлого помогает оценить путь, пройденный философией и предположить тенденции ее развития в будущем. Пройденный философией путь можно с некоторой долей условности разделить на периоды:

1) древняя  философия Древнего Востока, античной  Греции и Рима;

2) средневековая;

3) эпохи  Возрождения;

4) новая, включая  и воззрения философов-просветителей;

5) классическая  немецкая и марксистская философия;

6) новейшая.

Данная периодизация связана с тем или иным характерным для определенного периода способом философствования. Особенности эпохи выражаются в самой личности философа, восприятии и понимании им своей роли в обществе, в его жизненных приоритетах. Объединяя не столько единомышленников, сколько современников, исторически тип философствования формируется в едином социальном пространстве и времени, в определенной событийной среде.

Многие философы, в качестве основных типов философствования выделяют космоцентризм , преобладавший в древние и античные времена; теоцентризм , господствовавший в средневековье; антропоцентризм , доминировавший в эпоху Возрождения и Новое время; социоцентризм , присущий марксизму и новейшей философии XX и XXI веках. А многосложному новейшему времени присущи, так или иначе, пожалуй, все вышеназванные типы. Философский мир сегодня стремится к синтезу, но пока, это скорее, эклектика, и время подлинного синтеза, надо полагать, ещё предстоит.

А. И. Герцен писал: «Для того чтобы понять современное состояние мысли, вернейший путь вспомнить, как человечество дошло до него». Я с ним полностью согласна и хотела рассмотреть первые этапы становления философских мыслей, а именно самые первые рождения философских мыслей, философские концепции Древних Китая и Индии, а также античные взгляды на философские проблемы. Цель моей работы – доказать, вечность и постоянство философских вопросов, что  у людей еще в Древности стали возникать такие мысли, которые волнуют нас и сейчас. Для этого мы рассмотрим период зарождения философии, древневосточную философию и античную философию, проанализируем их и затем подведем итоги.

 

1. Зарождение философии

 

 

Возникла философия на заре мировой цивилизации в Египте и странах Древнего Востока задолго до нашей эры. Так в космологии Месопотамии говорится, что праокеан Тиамат смешался с пресной водой, образуя этот мир. Немало по сути философских суждений, размышлений можно встретить и в «Повести о Гильгамеше» (III тыс. л. до н.э.), где рассматривается вопрос о смысле жизни человека, его смерти и бессмертия. В космологических и иных преданиях порядок часто противостоит хаосу, тогда как хаос враждебен людям, обществу. Высказывалась мысль, что ограниченность во времени земной жизни человека заставляет его сосредоточиться на земных делах как следует, реализовывать поставленные цели. И все же, видимо, следует согласиться с трактовкой этих воззрений как предфилософии. В Месопотамии, как и в иных сопредельных областях древнего Востока, не произошло еще отделения философии и науки от универсального мифологического миропонимания. И было так не потому, что отсутствовали предпосылки такого отделения, но потому что социально-экономические условия складывания авторитарной государственности, смешения родоплеменных патриархальных отношений и рабовладения, авторитет жрецов и накопленный уровень знаний этого не требовали.

В мировую науку мыслители Месопотамии внесли позиционную систему чисел и точную систему измерения времени. Ими первыми час был разделен на шестьдесят минут, а минута – на шестьдесят секунд. Они научились отличать звезды от планет, наряду с астрономическим наследием оставили и астрологию как область знаний о предполагаемой связи небесных светил с судьбами людей. Занимались астрономией, астрологией и египтяне. Они разделили год на триста шестьдесят пять дней, сутки- на двадцать четыре часа. Египтяне были искусными математиками (использовавшими десятичную систему счета, дроби, арифметическую и, видимо, геометрическую прогрессию, вычислившими поверхность шара и т.д.) и химиками (создававшими различны сплавы, краски и т.д.), врачевателями тела и души. Размышления о мире и человеке содержатся в «Беседе разочарованного с его душой», явившейся замечательным памятником ищущей человеческой мысли. В «поучениях» древних мудрецов содержатся различные житейские мудрости, моральные ценности и предписания.

 

2. Философия Древневосточных цивилизаций

 

 

Под «древневосточной философией» понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Классическую форму древневосточная мысль обрела в Индии и Китае. Сохранилось достаточное количество письменных источников, дающих возможность, на основе анализа религиозно-философских систем Индии и Китая, составить представление о сущности и содержании древневосточного способа философствования. В основе специфики восточной философии лежит своеобразие Востока как типа культуры. Причины этого лежат в климате и географическом положении этих стран, традиционализме культуры, громадной роли религии в общественной и индивидуальной жизни. Можно выделить следующие особенности древневосточной философии: Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются: Размытость границ между философским и религиозным дискурсами; ярко выраженный иррационализм; приоритет онтологической проблематики над гносеологической; интровертность мышления;отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.  
2.1. Философия Древней Индии

 

Древнеиндийские религиозно-философские воззрения выражены в ведах – сборниках гимнов и брахманах – руководствах по осуществлению ритуалов (XII-X в.в. до н.э.) «Ригведа», «Шаанатхабрахмана» и т.д. Эти тексты представляют собой не монолитную систему взглядов и идей, а различные мысли и взгляды на мир и человека. Ведическим религиозно-философским текстам присущи антропоморфизм, стремление найти некий общий принцип, который руководит ходом человеческой жизни, может объяснить процессы и явления окружающего мира. Этот универсальный космический порядок, принцип «рта» властвует над всем сущим, ему подчинены даже божества. Рта - безличный принцип, но иногда его носителем выступает поместивший солнце на небо бог Варуна. А когда-то было некое аморфное единое положившее начало миру- небу и земле, дню и ночи, смерти и бессмертию. В позднейших текстах ведического периода «Упанишадах» духовная сущность человека, душа (атман) отождествляется с универсальным принципом мира (брахма). Круговорот жизни, бесконечная цепь перерождений (сансара) и связанный с этим закон воздаяния (карма), представленные в данных учениях и текстах связаны, судя по всему, с наблюдением за цикличностью природных изменений и попытками их столкновения. Человек, совершавший благие поступки, живший морально, обретает возможность родиться представителем высших варн. Здесь налицо попытка этического обоснования социальных различий, имущественного неравенства.

Путь к вечному блаженству человека пролегает через осознание тождества души и мирового духа – атмана и брахмы, когда прекращается бесконечная череда перерождений в материальном мире и преодолевается влияние кармы. Это отразилось и в «Законах Ману» - сборниках, которые определяют жизнь человека, его деятельность. В этот же период возникает и такое течение как джайнизм. Его приверженцы говорили о двух субстанциях – дживе (душе) и адживе (не-душе, неживом), – а также совершенном и несовершенном как формах бытия дживы. Согласно воззрениям джайнистов, человек с помощью своей духовной сути способен управлять своей материальной сутью, контролировать ее. Для джайнизма бог представляет собой не творца мира, вмешивающегося в человеческие дела, а всего лишь душу, которая когда-то жила в человеческом теле, но потом высвободилась из кармы и череды перерождений. В этике джайнизма выражены такие черты как непричинение вреда живым существами и презрение к мирскому богатству. Джайнизм представляет карму с воздаянием каждому по делам и помыслам его как некую основу нравственной законосообразности всего существующего.

В отличие от джайнизма такое течение как локаята и его разновидность – чарвака (имя Чарвака носил некогда и основатель локаяты) явили собой материалистическую философию. В буквальном смысле «лока» - это люди, признающие только чувственно-воспринимаемый мир. Они отрицали существование какой-либо высшей силы и загробной жизни, считали, что весь мир состоит из материальных элементов. Человеческая жизнь должна быть обращена к земным удовольствиям, чувственным радостям, приятные стороны жизни могут уравновесить зло и страдание.

 

2.2. Философия Древнего Китая

 

 

В древнекитайской философии центральное место занимает даосизм. Внимание в нем сосредоточено на природе, космосе и человеке, но постижение их осуществляется не рациональным путем, а путем прямого интуитивного проникновения в природу существования. По даосизму цель мышления в слиянии человека с природой, поскольку и человек есть часть природного целого. Главная категория - Дао (путь). Под дао понимается универсальный закон мира, который является движущей силой всего. Смысл жизни человека можно определить как недеяние «у вэй» – следование естественности, так как дело Дао изменить невозможно, о нем можно только знать, слиться с ним, следовать ему. В даосизме человек сливается с природой, хотя «у вэй» – это не пассивное созерцание, а действие, но осуществляемое в соответствии с космическим порядком. Движущийся, изменяющийся, развивающийся мир есть причина самого себя, неким корнем его является вселенский закон, своего рода путь, которым все идет – Дао. Дао существует независимо от воли и сознания людей, и человек не в силах ему противостоять. «Человек следует Земле. Земля следует Небу. Небо следует Дао, а Дао следует самому себе или естественности». В мире сосуществуют и сталкиваются диалектические противоположности «инь» к «ян», которые имеют место в каждом явлении, процессе и выступают причиной из изменений и движения. Так происходит развитие вещей и мира в целом.

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV – III вв. до н. э.). В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао – своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао. Пути Дао присуща сила Де. Именно через силу “У вэй” Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. “У вэй” – означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния - принципа увей. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма – это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

 

 Родоначальник даосизма Лао Цзы (старый учитель) явился старшим современником жившего в 6-5 в.в. до н.э. Конфуция - виднейшего китайского философа основателя конфуцианства. Эта философия организации жизни общества и человека, где этические проблемы несравненно важнее онтологических. Она пережила и тяжелые времена, однако, последние две тысячи лет она достигла почти обожествления и почитания Конфуция как первого мудреца. Воспитание человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. В социальной этике конфуцианства индивид является существом не «для себя», а для общества. И воспитание – это подведение человека к осуществлению им своей социальной функции. В отношении человека к природе, отношениях между людьми создается порядок жизни, где глубокое отношение связано и с внешним поведением, в том числе и этикетом. Добродетель становится содержанием такого порядка. «Если благородный муж (цзюнь дзы) точен, – говорит Конфуций, - и не растрачивает зря времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями». Точность, вежливость, человечность и справедливость – характерные черты благородного мужа. В жизни следует помогать другим достичь того, чего хотел бы достичь и сам, и не следует делать другим то, что не желаешь себе. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем – «сыном неба». Благородный муж – это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей – воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. Воспитание подданных – важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять – значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Основа в конфуцианстве - уважение старших, взаимоотношения подчиненного и начальника, подданного и правителя строятся подобно отношениям младшего брата к старшему, сына к отцу. Таким путем (дао) идут образованные, обладающие нравственной силой (дэ), которые достойны осуществлять управление обществом.

Информация о работе Философия Древнего Мира