Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:48, контрольная работа
Каждое время живет своими проблемами. Часть их уходит корнями в глубину веков и соединяет различные эпохи в интеллектуальную историю человечества, другая их часть относится к прогнозируемому будущему. Тем самым каждая эпоха связана с прошлым и будущим именно благодаря осмыслению этих проходящих через времена и народы проблем. Несмотря на внешнюю непохожесть многих философских систем, между ними существует глубокая внутренняя связь, поскольку они, каждая по-своему, стараются ответить на одни и те же смысложизненные вопросы.
Введение………………………………………………………………………………3
Становление, основные этапы, учения и особенности древнеиндийской философии. Общие мотивы философии Древней Индии…………………………4
Онтология древнеиндийской философии. Виды реальности………………9
Гносеология в философии Древней Индии как философия самопознания. Виды сознания……………………………………………………………………………11
Проблема человека: понятия души, сансары, кармы, мокши и ахимсы……………………………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………14
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Становление,
основные этапы, учения и особенности
древнеиндийской философии. Общие
мотивы философии Древней Индии…………………
Онтология древнеиндийской философии. Виды реальности………………9
Гносеология
в философии Древней Индии как
философия самопознания. Виды сознания…………………………………………………………
Проблема человека:
понятия души, сансары, кармы, мокши
и ахимсы…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………14
Введение.
Каждое время живет своими проблемами. Часть их уходит корнями в глубину веков и соединяет различные эпохи в интеллектуальную историю человечества, другая их часть относится к прогнозируемому будущему. Тем самым каждая эпоха связана с прошлым и будущим именно благодаря осмыслению этих проходящих через времена и народы проблем. Несмотря на внешнюю непохожесть многих философских систем, между ними существует глубокая внутренняя связь, поскольку они, каждая по-своему, стараются ответить на одни и те же смысложизненные вопросы.
Существует неразрывное
Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений на периферию культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. Во всех трёх указанных очагах цивилизации переосмысливаются прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, зачастую противоположные, направления мысли.
Вместе с тем Восток в определённом отношении старше Европы, поскольку первые цивилизации появились именно там. В различных регионах Востока сформировались мировоззренческие концепции, в которых своеобразно были сплавлены религиозные и философские представления. Наиболее известными и влиятельными оказались философские учения, которые возникли в Индии и Китае.
Будучи по духу восточными, они имели не только общие моменты, но и существенные различия, которые оказали огромное влияние на культуру этих стран и тех народов, которые соприкасались с ними. Эти различия позволяют говорить отдельно об индийском типе философии.
Становление, основные этапы, учения и особенности древнеиндийской философии. Общие мотивы философии Древней Индии.
Становление древнеиндийской
философии.
В середине I тысячелетия до нашей эры
одновременно с Грецией возникает философия
в Индии. На основе экономических, социальных,
политических и духовных предпосылок
складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая
рождению философии. Философия возникает
как разрешение противоречия между мифологической
картиной мира, построенной по законам
воображения, и новым знанием и мышлением.
Однако философия появляется не непосредственно
из мифологии как таковой, а из переходных
мировоззренческих форм, которые можно
назвать предфилософией. В ней, наряду
с мифологическими формами, возникают
и функционируют своеобразные «философемы»,
неразвитые философские формообразования.
Существуют общие закономерности развития
древнеиндийской философии. Во-первых,
самосознание древних индийцев конструируется
по типу родовых связей. Род объективирует
своё сознание в природе, но себя из неё
не выделяет. Такое соотношение природы,
человека и сознания в первоначальной
или первой индийской философии реализуется
в мировоззренческих концепциях о духовном
и телесном единстве человека и природы.
Во-вторых, род выступает движущим основанием
структурно-функциональных трансформаций
родового сознания. В-третьих, телесно-духовные
оппозиции категорий верха и низа предваряют
активную познавательную работу мышления
во всех сферах возникающей философии.
Выбор предфилософского типа фиксации
сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве
исходной основы и философского направления
диктуется не произволом философа, а его
социальными условиями и классовыми интересами.
Предфилософия начинается в родовом обществе
коллективными формами сознания. Каждый
этап её развития сопровождается качественными
изменениями самосознания. В классовом
обществе с государственным устройством
предфилософия сменяется философским
познавательным творчеством, первой философией.
Понятийные образы предфилософии попадают
в философскую разработку и выливаются
в абстрактную всеобщность. При этом философия
сохраняет в своём категориальном арсенале
понятийный образ первопредка, хотя и
трансформирует его, придавая ему другие
значения.
Первая философия закладывает прочные
основания традиционализма в сознании.
Тем самым она начинает обслуживать устойчивые
социально-экономические системы, сохранившиеся
в Индии вплоть до ХХ века. На каждом историческом
этапе развития индийского общества духовная
древность тесно соседствовала с современностью.
Отмечу некоторые, наиболее общие черты
древнеиндийской философии, которые отличают
её от философии древнегреческой. Индийская
философия характеризуется неполной отчленённостью
от предфилософии. В древнеиндийской философии
преобладало религиозно-мифологическое
мировоззрение, задававшее древним индийцам
свои высшие ценности.
Этапы развития.
Развитие древнеиндийской философии позволяет
выделить три основных этапа, в течение
которых философская мысль претерпела
существенные метаморфозы.
1. Ведический период – 15-16 вв. до нашей
эры. Это период написания ранних «Вед»,
характеризующийся привнесением концепции
Дхармы – универсального закона, устанавливающего
правила общественной и личной жизни и
нацелённого на достижение гармонии и
счастья. Веды (дословно знания) – религиозно-философские
трактаты, которые создавались пришедшими
в Индию после 15 века до нашей эры из Средней
Азии, Поволжья и Ирана племенами ариев.
Наибольший интерес у исследователей
древнеиндийской философии вызывают заключительные
части вед упанишады, в которых даётся
философская трактовка содержания вед.
Как правило, веды состояли из нескольких
частей. Это «священное писание», религиозные
гимны «самхиты». Далее шло описание ритуалов
«брахманы», написанные брахманами жрецами
и используемые ими при отправлении религиозных
культов. Книги лесных отшельников «араньяки»
и философские комментарии к ведам «упанишады».
В ведах запечатлены все знания Ариев
того времени о самих себе и об окружающем
мире. Известны четыре веды: Ригведа (веда
гимнов), Самаведа (веда напевов, священных
мелодий), Яджурведа (веда жертвенных формул)
и Атхарведа (веда магических заклинаний).
2. Эпический этап – 6-2 вв. до нашей
эры. Приземлённая концепция Дхармы трансформируется
в стремление освобождения от бесконечного
цикла перерождений. Прежняя смысловая
нагрузка Дхармы не отбрасывается, но
обогащается понятием личного духовного
освобождения (мокши), которое становится
доминирующим. Наиболее известными источниками
периода являются две поэты – эпосы «Махабхарата»
и «Рамаяна», в которых затрагиваются
многие философские проблемы эпохи. Также
это период становления основных классических
школ философии и деления их на ортодоксальные
– астика (основанные на ведийских знаниях)
и оппозиционные – настика. К первой группе
принадлежат шесть главных философских
систем: миманса, веданта, санкхья, йога,
ньяя и вайшешика. К числу неортодоксальных
систем относятся главным образом три
основные школы – локаята - чарвака, буддийская
и джайнская.
3. Эра сутр – 2 век до нашей эры-7 в.
н.э. В середине 1-го тысячелетия нашей
эры вводится понятие бхакти – служение
и любовь к личному божеству. В этот период
основной целью становится не столько
уход от череды земных воплощений, сколько
достижение единения с божеством ещё при
жизни. Сутра – краткий философский трактат,
рассматривающий отдельные проблемы (например,
«нама-сутра» и др.). Эра сутр завершает
период древнеиндийской философии.
В дальнейшем (в средние века) господствующее
положение в индийской философии заняло
учение Гаутамы Будды – буддизм. В 18-20
вв. индийская философия обогатилась достижениями
европейской философской мысли (в частности
английской).
Учения древнеиндийской
Ортодоксальные учения:
Веданта. В свою очередь она образует два направления:
1. Адвайта, не признающая никакой реальности в мире, кроме Брахмана – единой духовной высшей сущности;
2. Вишишта-адвайта, поклоняющаяся трём реальностям: материи, душе и Богу.
Миманса. Учением признаётся существование духовного и материального начал во вселенной.
Санкхья. В основе – признание во вселенной двух первоначал: духовного – пуруши (сознание) и материального – пракрити (природа, материя).
Ньяя. Учение говорит о существовании вселенной, состоящей из атомов.
Вайшешика. Обосновано на убеждении, что мир состоит из субстанций, обладающих действием и качеством. Всё существующее подразделяется на семь категорий, а именно: субстанция, общность, действие, качество, присущность, особенность, небытие.
Йога. Согласно ему – основная цель человека и всех его поступков должна заключаться в полном освобождении от материального существования. Добиться этого можно, следуя йоге (созерцание) и войрагье (отрешённость и бесстрастие).
Основные неортодоксальные школы:
Джайнизм. Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности её безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несёт в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души – в её привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передаётся учителями, которые победили собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий.
Буддизм. Зародился в 6-5 вв. до н.э., в 3 в. до н.э. провозглашён официальной религией. Основатель учения – Сиддхартха, прозванный Буддой (просветлённым). Выдвинул три положения: жизнь исполнена страданий, существует причина возникновения страданий, есть возможность избавления от страданий. Проповедует избавление от страданий путём отказа от желаний и достижение “высшего просветления” – нирваны. Нирвана – состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от мыслей, внешнего мира. Единого бога не существует. Душа как особая сущность не существует. Существует лишь поток постоянно сменяющихся состояний сознания. Всё существующее в мире временно.
Локаята - чарвака. Возникновение данного учения связывают с мифическим мудрецом Брихаспати, ряд постулатов приписывают Чарваке (поэтому иногда это учение называют “Чарвакой”).
В основе Локаяты лежит учение о том, что все предметы состоят из четырёх элементов: земли, огня, воды и воздуха. Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств тоже возникают в результате сочетания этих элементов. После смерти живого существа это сочетание распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей разновидности неживой природы. Единственный источник познания – ощущение. Органы чувств могут воспринимать предметы, так как они сами состоят из тех же элементов, что и предметы. На этом основании учение отрицает существование внечувственных и сверхчувственных объектов, и, прежде всего бога, души, воздаяния за дела, рая, ада и т.д. Т.е. отрицает существование какого-либо другого мира, кроме материального.
Особенности древнеиндийской философии.
Древнеиндийская философия, в первую очередь, опирается сама на себя, она самобытна и по-своему оригинальна. Основной вопрос, на который она пытается ответить, заключается в постижении законов развития человека и достижения абсолютного блаженства. Не мало важно отметить, что Индусы не верят в то, что жизнь начинается с рождения и заканчивается смертью. Так например, человек, в следующей жизни, может стать растением, животным и т.д.
Общие мотивы философии Древней Индии.
Обратим внимание на общие тенденции в развитии философии Древней Индии.
Всем философским направлениям
была присуща специфическая
Характерной чертой индийской философии была вера в существование вечного миропорядка. При этом важную роль играло представление о колоссальности мирового пространства и времени. Мысль о том, что земля мала, земные блага ничтожны, а жизнь - просто зыбь на поверхности океана времени, характерна для многих философских концепций. Процветание и упадок, цивилизация и варварство, подъём и падения идут одно за другим и вращаются подобно колесу времени, поэтому не стоит принимать быстротекущее как вечное.
В философии важную роль играет идея кармы. Утверждается, что существующее зло - следствие поступков человека; можно надеяться на лучшее будущее, которое должно прийти в результате самоусовершенствования в настоящем. Следует освободиться от ошибочных заблуждений, размышлять о правильных идеях и их применении в жизни. Необходим самоконтроль над низшим Я человека, над его слепыми животными наклонностями (любовью и ненавистью), а также над инструментами познания и действия - индриями (это ум, зрение, осязание, обоняние, вкус, органы движения, речь, испражнения и размножение).