Философия Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 12:32, реферат

Краткое описание

В эпоху особой актуализации тех или иных философских идей прошлого возникает вызов и для них самих, некоторые из философских идей – в том виде, в каком они были первоначально выдвинуты и сформулированы, – подвергаются уточнению, критике; им на смену приходят существенно отличные философские идеи.
Философские идеи не рождаются и не существуют в неком изолированном самостоятельном царстве "чистого духа", "чистой мысли". Они живут и обновляются в контексте действительной исторической жизни вполне определённых, реальных индивидов. "Место" их существования – проблема", вокруг которой, было так много споров и фантастических, хотя и не беспочвенных вымыслов, – это и есть мир сознания, общения, действия индивидов, мир человеческих цивилизации и культуры.

Содержание

Введение………………………………………………………...…........................3
Глава 1. Немецкая классическая философия …………………………………...4
Глава 2. Иммануил Кант ………………………………………..……..................6
2.1. Личность Канта……………………………...…………………………6
2.2. Творчество в докритический период ………………………………...6
2.3. Бессмертные идеи "Критики чистого разума"……………………….8
2.4. "Революция в способе мышления"………………………………….10
2.5. Возможно ли свобода? Как она возможна?.......................................11
Заключение…...…………………………………………………………………..14
Список использованной литературы …………………......................................16

Вложенные файлы: 1 файл

Философия (Философия И.Канта).docx

— 34.94 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На тему: «Философия И.Канта».

 

 

Предмет: Философия

 

Преподаватель:

 

Рецензия и подпись 

преподавателя:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

г. Выборг

2010 г.

 

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………...…........................3

Глава 1. Немецкая классическая философия …………………………………...4

Глава 2. Иммануил Кант ………………………………………..……..................6

2.1. Личность Канта……………………………...…………………………6

2.2. Творчество в докритический период ………………………………...6

2.3. Бессмертные идеи "Критики чистого разума"……………………….8

2.4. "Революция в способе мышления"………………………………….10

2.5. Возможно ли свобода?  Как она возможна?.......................................11

Заключение…...…………………………………………………………………..14

Список использованной литературы …………………......................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На нынешнем этапе истории  осуществляется коренная ломка привычных  стереотипов, устоявшихся, догматизированных  представлений. Рождается новое  мышление. И ведь это происходит не первый и не последний раз в  человеческой истории. В такие времена  философия, откликаясь на ускорение  исторического процесса, обычно рождала, применяла и усовершенствовала  диалектические идеи приёмы, методы, позволяющие  овладевать в мысли всё более  стремительным развитием общества и истории.

В эпоху особой актуализации тех или иных философских идей прошлого возникает вызов и для  них самих, некоторые из философских идей – в том виде, в каком они были первоначально выдвинуты и сформулированы, – подвергаются уточнению, критике; им на смену приходят существенно отличные философские идеи.

Философские идеи не рождаются  и не существуют в неком изолированном  самостоятельном царстве "чистого  духа", "чистой мысли". Они живут  и обновляются в контексте  действительной исторической жизни  вполне определённых, реальных индивидов. "Место" их существования – проблема", вокруг которой, было так много споров и фантастических, хотя и не беспочвенных вымыслов, – это и есть мир сознания, общения, действия индивидов, мир человеческих цивилизации и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Немецкая классическая философия

Иммануила Канта (1724 – 1804) считают родоначальником немецкой классической философии – грандиозного этапа в истории мировой философской мысли. Охватывающего более чем столетие духовного развития – напряжённого, очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан с великими именами: наряду с Кантом это И. Г. Фихте (1762 – 1814), Г. Гегель (1770 – 1831), Л. А. Фейербах (1804 – 1872) – все они в высшей степени оригинальные мыслители.

Прежде всего, мыслителей немецкой классики, объединяло исходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова: "Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении". И представителям немецкой классики удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени – периода грандиозных социально-исторических преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности.

Кант, Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят её как  строгую и систематическую науку, как специфическую по сравнению  с естествознанием.

Особенность немецкой классической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной, отдельные звенья, которой взаимосвязаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Именно немецкая классика, несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальное действие.

Кант и другие представители философски рассуждают о мире – о мире в целом, о закономерностях его развития. Это так называемый онтологический аспект философии – учение о бытие. В тесном единстве с ним строится учение о познании, т. е. теория познания, гносеология. Философия разрабатывается и как учение о человеке, т. е. философская антропология. Вместе с тем, классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии. Еще задолго до Канта охватывалось понятие "метафизика". Немецкой классической философии была присуща метафизика в смысле целостного мировоззренческого подхода.

В трактовке развития общества прилагаются рациональные мерки  и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с  помощью прозрения – интуиции, а научно - теоретически. Законы истории понимались как принципы исторической "разумности". Немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей.

Объединяет немецкую классику в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия чётко и ясно сконцентрирована на  принципах свободы и других гуманистических ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Иммануил Кант

2.1. Личность Канта

Иммануил Кант родился в 1724 году в Пруссии в семье шорника, труд которого считается почётным.

Рождение и воспитание в семье шорника наложило на становление  личности Канта свои особенности: уважительное отношение к другим людям и их труду. Поэтому сыну ремесленника Иммануилу Канту был открыт доступ в университет, окончить его, а затем стать университетским профессором, выдающимся философом и учёным. В годы учёбы в университете Кант уже думает над тем, каким путём нужно формировать новую философию. Он внимательно изучает философские системы предшествующих философов. В особенности его привлекает английская философия – учения Локка и Юма. Он вникает в систему Лейбница, осваивает произведение Вольфа. Проникая в глубину истории философии, Кант осваивает одновременно такие дисциплины, как медицина, география, математика настолько профессионально, что впоследствии преподавал их. После окончания университета в 1746 году Кант становится домашним учителем. Годы учительства не прошли бесследно. В 1755 году Кант своими оригинальными произведениями занял особое место в философском творчестве. Его мысль начинает участвовать в обновлении философии.

 

2.2. Творчество  в докритический период

Самая первая работа Канта  – трактат "Мысли об истинной оценке живых сил" (1746 г.). Эта работа содержит в себе то, что можно назвать искренним и страстным определением жизненной ориентации молодого ученого, обоснованием и защитой ценностей творческого новаторского труда.

Кант как начинающий философ  пытается ответить на такие вопросы; как: может ли он посягнуть на критику великих ученых, великих философов? Имеет ли он право судить о том, что сделано Декартом и Лейбницем, не заключена ли тут немыслимая дерзость – встать вровень с ними?

В связи с этим в личностном облике Канта проявляются такие  качества: как смелость и дерзость новатора, его доверие к своему творческому порыву, самоуважение и достоинство.

В 1755 году Кант пишет и  защищает три диссертации. Одна из них  посвящена проблеме огня (июнь 1755 г.). Подобно Гераклиту, у которого огонь был первоначалом диалектики, Кант подходит к проблеме огня, пытается исследовать в естественнонаучном и одновременно в философском ключе. Эта работа своего рода была пособием для студентов. В сентябре 1755 году он пишет вторую диссертацию "О принципах метафизического познания".

Она подтверждала право на звание приват-доцента философии. Здесь  Кант выходит на тему философской  метафизики. Защитив вторую диссертацию, Кант приобрел право читать лекции в университете.

В 1755 году написана третья диссертация "О философской монадологии". Только в 1780 году он стал профессором  Кёнисберского университета. Кант все больше находит себя в философии, которая связана как естественнонаучными сюжетами, так и с проблемами человека.

Большую роль для становления  самого Канта и для всей мировой  философии сыграла его работа под названием "Всеобщая естественная история и теория неба". Исследование Канта заключает в себе интерес  и для современного человека, для  современного мышления. Прежде всего, это относится к борьбе нового типа мышления против религиозной и философской догматики, к борьбе ученого, философа, который имел возможность использовать ростки нового критического мышления человечества.

Канту с самых его первых шагов в философии было важно  и интересно построить картину  подвижного и одушевлённого, динамичного  мира. Омертвение мира, которое получается при построении механистической картины, Канта не может удовлетворить. Главный результат, достигнутый Кантом в данной работе, состоит как раз в том, что мир действительно предстает как динамический, подвижный, исполненный живых сил и тенденций. Его невозможно постигнуть и тем более представить себя в генезисе, если ограничится чисто механическими силами. Таким образом, Кант встает на путь исследования мира согласно принципам диалектики. Кант ещё увереннее пойдет по пути одушевления мира, придания ему диалектического динамизма, внутренней спонтанности, развития по законам внутренних противоречий. Это и будет начало диалектической концепции развития. В 70 – 80 годы Кант ищет новые пути в философии, – фундаментальные основания философии. В "докритическом" развитии Канта (до 1781 г.) наиболее интересны теоретические точки роста, из которых потом родились "Критика чистого разума" и "Критика практического разума".

 

2.3. Бессмертные идеи "Критики чистого разума"

"Критика чистого разума" Кант опубликовал в двух изданиях. "Критика чистого разума" принадлежит  к числу великих произведений  философии, – содержание и смысл которой всегда остаются неисчерпаемыми. Почти каждая эпоха "читает" "Критику чистого разума" по-своему, видит в ней свою актуальность.

"Критика чистого разума" – крупное событие не только в истории философии, но и в истории человеческой цивилизации и культуры. Он исследует проблемы, которые принадлежат к самой сердцевине творчества, новаторства в культуре, в философии, в науке. Кант высказывает суждения, которые имеют отношения к некоторым вечным измерениям человеческого духа и человеческой культуры.

В предисловии к первому  изданию своего произведения Кант объясняет  его смысл, раскрывает самый главный  интерес, который побудил его  написать "Критику чистого разума".

Кант поставит вопрос о  чистом разуме в двух формах: о чистом теоретическом разуме и о чистом практическом разуме. Для Канта это  две способности разума. Одна состоит  в способности мыслить и познавать  какие-то предметы, – это и есть теоретический разум. А практический разум – это способность некоторые предметы производить, создавать. Критика чистого разума для Канта не что иное, как критика теоретического чистого разума. Её главные сюжеты – человеческое познание и человеческое мышление.

Кант строя учение о  чистом разуме, следует духу основательности  и доказательности, который черпает из математики и естествознания, а они, согласно Канту, самые прочные достижения человеческого разума за всю его историю. Ведь и наша эпоха – время большой основательности, достигнутой естественными, математическими науками. Сегодня не завершено выполнение задач критики чистого разума, его способностей, его возможностей – эти задачи не поставлены так широко и глубоко, как в кантовской критики. Кант констатирует, что есть области, которые сопротивляются духу свободной критики. В его время это были религия и законодательства. Замечание Канта не устарело. Религия всегда заключает в себе дух догматизма, сопротивляясь духу свободной критики, а законодательство "на основе своего величия хотят поставить себя вне критики".

Кант видит задачу философии  как раз в том, чтобы осуществить  критику чистого разума. Он разъясняет: "Я разумею под этим не критику книг и систем, а критику способностей разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта, стало быть, решения о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объёма и границ метафизики на основании принципов". Кант призывает отыскать корни всей проблематики, всего исследования чистого разума, этого общечеловеческого дара, чтобы выяснить, что чистый разум может и чего не может, каковы его основания, как рождаются его принципы, формируются понятия. Если удастся выполнить такую задачу, то, согласно Канту, результаты станут постоянным достоянием человечества.

 

2.4. "Революция в способе мышления"

Мысли, высказанные Кантом в предисловии к первому изданию "Критики чистого разума", проясняются  и оттачиваются в предисловии ко второму изданию.

В предисловии ко второму  изданию "Критики чистого разума" Кант с самого начала стремиться выразить своё отношение к коренной проблеме: мир и познание, мир и человек, не оставлял при этом никаких сомнений в том, почему его так интересует данная проблематика. Им движет не чисто  академический, теоретический интерес, как бы он ни был важен для Канта. Кант покажет, что здесь заключен единственный способ теоретически обнаружить истоки человеческой свободы, понять человека как свободное существо. Путь доказательства – тщательное обнаружение того, что человек есть по природе своей творческое существо, способное производить новые знания, делать то, чего не делает природа, или, по крайней мере, вносить некоторые существенные дополнения к миру природы. Нельзя понять человека ни как свободное существо, если просто связать его в качестве пассивного и зависимого предмета с природой, её вещами и процессами.

Информация о работе Философия Канта