Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:58, контрольная работа
Цель работы - изучение философии Платона в свете дальнейшего развития философии.
Достижение цели возможно путем решения следующих задач:
1) изучить биографию Платона;
2) рассмотреть основные моменты философии Платона:
- теорию идей – основные положения;
- учение о душе – ее взаимосвязь с человеческим телом, ее способности к познанию;
- политическое учение – мысли о государственном устройстве;
- теория о познании;
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Биография Платона и его вклад в развитие философской науки ….………….5
2. Теория идей ………………………………………………………………………6
3. Учение о душе …………………………………………………………………...9
4. Учение о познании ……………………………………………………………..11
5. Политико-правовое учение …………………………………………………….12
6. Этические взгляды Платона ……………………………………………………15
Заключение ………………………………………………………………………...17
Список использованной литературы ………………………………………….....18
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская Государственная Медицинская Академия Министерства Здравоохранения и Социального развития Российской Федерации»
кафедра Социально-гуманитарных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема контрольной работы: философия Платона
По дисциплине: философия
По специальности фармация
Работу выполнила: Гырдымова С.Н.
Домашний адрес: Челябинская обл., Чебаркульский
р-он.,
С.Алтын-Таш, ул.Школьная,9
Факультет фармацевтический
Курс 3 № группы 399
Преподаватель: доцент Волкова Т.И.
Оценка
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Биография Платона
и его вклад в развитие
2. Теория идей ………………………………………………………………………6
3. Учение о душе …………………………………………………………………...9
4. Учение о познании ……………………………………………………………..11
5. Политико-правовое учение …………………………………………………….12
6. Этические взгляды Платона ……………………………………………………15
Заключение ………………………………………………………………………...
Список использованной литературы ………………………………………….....18
Введение
Платон оказал огромное влияние на развитие философской мысли. Его теории являются фундаментальными для философской науки. Его идеи прослеживаются не только в философии, но и в мировой культуре.
Важны открытия Платона, обозначившие
дуализм человеческого
Значение философских открытий Платона подтверждается его плодотворными интерпретациями на протяжении всей последующей истории культуры. При этом образ Платона и его учения меняется в зависимости от характера интереса к нему.
Античные последователи его подчеркивали религиозно-мистический компонент его учения и считали его «божественным учителем»; средневековые мыслители – называли предтечей христианского мировоззрения; мыслители возрождения – философом идеальной любви и политическим утопистом; классические немецкие философы – рациональным идеалистом; мыслители XIX – XX в.в. – предтечей некоторых методов современной философии; политический экономист XIX в.
К. Маркс высоко оценил учение Платона о государстве, назвав гениальным для своего времени изображение разделения труда; социалист и лидер революционного движения в России начала XX века В.Ленин назвал всю идеалистическую традицию в философии «линией Платона». Изучение истории развития философии и других наук дает понятие об актуальности платоновских идей и в настоящее время.
Цель работы - изучение философии Платона в свете дальнейшего развития философии.
Достижение цели возможно путем решения следующих задач:
1) изучить биографию Платона;
2) рассмотреть основные моменты философии Платона:
- теорию идей – основные положения;
- учение о душе – ее взаимосвязь с человеческим телом, ее способности к познанию;
- политическое учение – мысли о государственном устройстве;
- теория о познании;
3) проанализировать значение философии Платона для развития философской мысли.
Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из шести параграфов, и заключение.
Для написания работы использовались источники: учебники по философии, авторские статьи, монографии, периодические издания.
1. Биография Платона и его вклад в развитие философской науки
Платон жил в 427 - 347 годах до н.э. Это крупнейший философ Древней Греции. Он являлся учеником Сократа.
Платон родился в Афинах. Он принадлежал к древним аристократическим родам как по линии матери (родство с законодателем Солоном), так и по линии отца (родство с последним аттическим царем Кодром). Это происхождение предполагало неизбежное политическое участие в жизни Афин, чему способствовали также образование и личные склонности Платона. Однако знакомство с Сократом изменило эту перспективу. Первоначально Платон обучался у Сократа политическим наукам. Затем увлекся философией. У него появилось стремление радикально изменить существующий строй. После казни Сократа в 399 г. до н.э. Платон покидает Афины и окончательно возвращается в город только в 360 г. до н.э. В этом интервале он путешествует (с продолжительными остановками и обучением у жрецов и ученых) в Египет, Кирену, Италию. Трижды за это время он пытается осуществить на Сицилии, в Сиракузах, политический эксперимент по установлению государственного строя во главе с правителем-философом. Все три попытки оказываются неудачными1. По возвращении из Сиракуз в Афины Платон основывает там (в 387г. до н.э.) философскую школу. Школа утвердилась очень быстро и стала собирать множество талантливых мыслителей. Создание философской школы – Академии – является огромным вкладом в развитие философских учений. Платон считается основоположником идеалистического направления в философии. Основные его идеи2:
- материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
- окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
- реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
- чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
- любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи;
- весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Платон оставил ряд фундаментал
Сохранилось порядка 70 античных свидетельств о том, что Платон в последние годы жизни излагал некоторое систематическое учение («неписанное учение» как называет его Аристотель). Это незаписанное учение, называвшееся, предположительно «О благе как таковом», Платон излагал в последние годы преподавания в Академии.
Вывод:
Платон является основоположником идеалистического направления в философии. Он оказал большое влияние на развитие философской мысли. Оставил после себя собрание трудов по философии.
2. Теория идей
Согласно теории Платона есть три вида сущего: вечные идеи, конкретные вещи, подверженные изменениям, и пространство, в котором существуют вещи:
«Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли3. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно». Эта теория подробно рассматривается Платоном в диалоге «Тимей». Исследователи работ Платона неоднозначно воспринимают его отношение к идеям и статус идей. Под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования.
В диалоге «Парменид» Платон критикует
кардинальное противопоставление «мира
идей» и «мира вещей». В этом
диалоге персонаж, призванный изображать
исторически существовавшего
Идея Блага.
Идея блага – это высший объект познания, по мнению Платона. Он разработал целую концепцию об идее блага. Речь о ней идет в диалоге «Государство». Благо, согласно теории Платона, это не только явление, которое оценивается положительно с точки зрения этики4. Оно еще и является в некотором смысле онтологическим совершенством, например добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо – это не удовольствие и не то, что приносит пользу. Благо Платона — это «благо само по себе». Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому.
В трудах Платона Благо сравнивается с Солнцем. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием, как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины».
Важное место в философии Платона занимает учение о триаде. По его мнению в ощутимом мире присутствует три субстанции: единое, ум и душа. Единое – это основание для бытия. У него нет никаких характеристик: начала, окончания, цельности, содержания, формы. Это то, что выше любого бытия и сознания. Это основа для всего – идей, вещей, явлений, свойств предметов.
Ум происходит от единого. Связан с единым. Противоположен «единому». Является сущностью всех вещей. Ум обобщает все живое на Земле5.
Душа – это подвижная субстанция. Она связывает между собой различные категории жизни, явления, вещи. В философии Платон есть понятие отдельной человеческой души и души целого мира6. Душа отдельного человека является частью мировой души. Душа сама по себе бессмертна. Умереть может только тело. Душа при этом обретает новую телесную форму. Все это происходит по закону Космоса.
Вывод:
В теории идей Платон характеризирует взаимосвязь вещей, идей и пространства. Также в теорию идей включаются явления, сопутствующие всему сущему: теория познания, идея блага.
3. Учение о душе
Учение о душе излагается в философском труде «Государство». Противопоставляются тело и душа: тело - разложимо и смертно, а душа - вечна.
Таким образом, обнаруживается дуализм души и тела. В отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно7.
Три части души.
В своём диалоге «Федр» Платон даёт знаменитый образ колесницы души. Рисуется следующая картина: «Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него — один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь - его противоположность и предки его - иные. Неизбежно, что править нами - дело тяжкое и докучное» Возница изображает здесь разум, добрый конь - волевую часть души, а дурной конь - страстную или эмоциональную часть души.
Платон выделяет три начала души:
1. Разумное начало - обращено на познание и всецело сознательную деятельность.
2. Яростное начало - сремится к порядку и преодолению трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых вожделений и даже зачастую спорят с ними: «мы замечаем, как человек, одолеваемый вожделениями вопреки способности рассуждать, бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нем насильников. Гнев такого человека становится союзником его разуму в этой распре, которая идет словно лишь между двумя сторонами».
3. Страстное начало - выражается в бесчисленных вожделениях человека8. В диалоге Платона «Государство» говорится, что начало, «из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений».
Платон разработал теорию о бессмертии души. В диалоге «Федон» Платон излагает четыре аргумента в пользу этой теории.
1) Циклическое доказательство.
Существует взаимная
2) Учение о знании как о припоминании. В сознании человека наличествуют универсальные понятия, такие, как «красота сама по себе» или «справедливость сама по себе». Эти понятия указывают на абсолютные сущности, существующие вечно. Если душа знает о них, то душа человека существовала и до того, как сам человек рождается на свет. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной. В соединении с первым аргументом доказывается и продолжение существования души и после смерти человека.