Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 00:05, доклад
В то время, когда в Англии закладывались основы эмпирико-индуктивного метода, во
Франции начал формироваться иной, дедуктивно-рационалистический метод научного познания, качественно отличающийся от средневекового псевдорационализма. Крупнейшим представителем рационализма XVII в. был Рене Декарт.
1. Особенности рационалистического метода той эпохи
2. Рене Декарт (1596-1650)
Особенности рационалистического метода той эпохи:
Она должна быть непременно абсолютной, полной, вечной и неизменной. Ей присущ всеобщий и общеобязательный характер, т. е. она необходима по своему содержанию и столь же необходимо должна быть принята всеми людьми. Поэтому идеалом знания является математика с ее точными построениями.
Истина может быть выведена только из разума, она состоит лишь в логических связях и содержаниях, она может быть почерпнута только из мышления и подтверждена им. Главный способ развития знания и построения его системы – дедукция, был сделан акцент на всеобщий (безличный) характер логической структуры знания. Отсюда пренебрежение к коллективному процессу постижения и умножения истин, и Декарт, например, был убежден в том, что «от самого себя» человек всегда может научиться больше, чем от других.
Реальная причина (causa) и логическое основание (ratio) рассматривались как синонимы.
Дедуктивные построения логики в определенной мере отражают реальные связи объективного мира. Но превращение этих реальных связей в логические, а значит, подмена их последними были метафизической и идеалистической ошибкой.
Согласно рационализму нового времени, субстанции могут обладать только такими свойствами, которые логически вытекают из их сущности. Само бытие субстанций рассматривалось при этом как нечто производное от их сущности, чем и объясняется реставрация Декартом и Спинозой онтологического доказательства бога. Пытались вывести существование рациональной, умопостигаемой причины мира, логически необходимой.
Истина оказывалась своим собственным критерием, а мысль — не только побудителем к познанию, но и источником знания и мерилом его результатов.
Отсюда - устойчивый познавательный оптимизм и вера во всесилие человеческого ума, убеждение в единстве законов мира и его познания, упование на высокую миссию
дедуктивного развития наук.
Декарт признавал
Рене Декарт (1596-1650)
В то время, когда в Англии закладывались основы эмпирико-индуктивного метода, во
Франции начал формироваться иной, дедуктивно-рационалистический метод научного познания, качественно отличающийся от средневекового псевдорационализма. Крупнейшим представителем рационализма XVII в. был Рене Декарт.
Декарта часто
и не без оснований называют отцом
философии нового времени. Он очертил
рамки философских задач нового
времени и определил его
Рене Декарт родился в 1596 году в дворянской семье, в небольшом городе Ляэ. Обучался в одной из лучших школ, отдавая все силы математике – он мечтал преобразовать философию с ее помощью. Затем перебрался в Париж, где под влиянием монаха Мерсенна ушел с головой в изучение наук на два года. Для путешествий он записался добровольцем в армию, но в сражениях участия почти не принимал. Свой теоретический метод Декарт разработал именно в этот период: поздней осенью 1619 года сидя в одиночестве в сельском баварском домике, он сформулировал сразу все основные положения своего философского учения, а заодно и принципы сведения физики к геометрии, а геометрии — к алгебре. В 1628 году он уехал в Голландию, где «можно было быть отшельником». Здесь создал аналитическую геометрию, развил учение о преломлении света, внес много нового в механику, физику и психологию, занялся изучением анатомии на трупах животных.
В годы своего пребывания в Голландии Декарт написал «Правила для руководства ума». Это был первый вариант сочинения о методе, оставшийся неоконченным и опубликованный только после смерти автора: он собирался описать 36 правил, а сумел изложить только 18, оставив еще 3 только в названии. В 1633 г. философ почти завершил трактат «Мир» в защиту коперникианства. В 1637 г. Декарт решился обнародовать и притом на родном языке свое методологическое исследование – «Рассуждение о методе». Спустя четыре года появились «Метафизические размышления». Главным произведением Декарта, в котором были изложены его онтология и теория познания, явилось «Начала философии».
Главные сочинения: «Правила для руководства ума» (написаны около 1630, изданы в 1701), «Трактат о мире» (1633, опубликован посмертно), «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1644).
Противники из лагеря религиозной реакции не приняли этой новой философии. Профессора Утрехтского университета приняли постановление, в котором говорилось: «не признаем и осуждаем эту новую философию... ибо она противоречит древней ...».
Только вмешательство французского посланника спасло Декарта от последствий подобных постановлений, а именно от ареста, изгнания и публичного сожжения сочинений рукою палача; но возвращение на родину тоже было неприемлемо. В 40-е годы он трижды бывал в Париже и оставил его навсегда в 1648 году, уехав в Швецию. Королева Швеции Христина была знакома с некоторыми его трудами и хотела, чтоб он возглавил Шведскую Академию Наук, но он этому воспрепятствовал. Декарт, обладавший слабым здоровьем, не выдержал шведского климата и в 1650 году умер от пневмонии.
В 1663 г. римский папа внес труды Декарта в список запрещенных для католиков книг, а спустя восемь лет Людовик XIV запретил преподавание картезианства на всей территории Французского королевства.
Метод обнаружения истины является аналитическим и сводится к четырем правилам: 1) принимать за истину лишь то, что мыслится как нельзя более ясно и отчетливо, исключая всякое сомнение в своей истинности; 2) расчленять каждую проблему на максимально возможное количество частей и разрешать каждую из них наилучшим возможным способом; 3) вести размышления надлежащим образом, начиная с простейшего и продвигаясь мало-помалу, или постепенно, к познанию наиболее сложного; 4) подводить итоги столь полно и обозревать проблему столь всеобъемлюще, чтобы быть полностью уверенным в том, что не упущено ничего.
Идея мыслится «ясно», если она с очевидностью явлена внимательному разуму, и «отчетливо», если она мыслится столь точно и отлично от всего остального, что в ней не содержится ничего мыслимого неясным образом.
Положение «Я мыслю, следовательно существую» неизменно воспринимается разумом как истинное.
Причина должна быть не менее или более совершенна, чем следствие.
Бог — всесовершеннейшая, а следовательно, вечная, необходимо существующая и творящая субстанция.
Разум и материя — две очевидно различные тварные субстанции: сущность материи — это ее протяженность (в пространстве), тогда как сущность разума — это непротяженность и мышление.
За исключением творящей и хранящей силы Бога ни одна из субстанций не нуждается в другой для своего существования.
Философия.
Декарт подчеркивал, что необходима философия нового типа, философия, которая поможет в практических делах людей, дабы они смогли стать господами природы. Эту новую философию следует отыскать в самом себе или же в «великой книге мира».
Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу.
Всю философию
Декарта пронизывало убеждение
в беспредельности
Теологии, откровению и авторитету церковных авторов Декарт противопоставил силу разумного мышления и понятийного усмотрения сущности вещей. Эта сила — знаменитый «естественный свет (lumen naturale)». Всей своей философии Декарт стремился, соответственно, придать четкий и ясный облик, так чтобы одни ее тезисы
самым бесспорным образом, без каких-либо натяжек, естественно и очевидно вытекали из других. Однако сделать это последовательно ему не удалось.
Как ученый-естествоиспытатель он тяготеет к тому, чтобы начать с рассмотрения простых свойств телесной субстанции. Как философ-метафизик он хотел бы начать философские рассуждения с бесконечного божества, но как математик-исследователь считает, что обоим отправным пунктам анализа должно быть предпослано рассмотрение метода.
МЕТОД. Первое и второе правила метода.
Первое правило метода Декарта требует принимать за истинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению. Перед нами указание на интуицию как на исходный элемент познания и рационалистический критерий истины. Это «естественный свет» в чистом его виде. Разумная интуиция, по мнению Декарта, совершенно безошибочна и не нуждается даже в каком-либо особом напряжении духа.
В качестве исходного элемента познания интуиция может быть охарактеризована как логический атом дедуктивных структур, причем дедукция может сокращаться в интуицию, когда она происходит почти без участия памяти и очень быстро.
Интуиция есть осознание «всплывших» в разуме истин и их соотношений, и в этом смысле — высший вид интеллектуального познания. Она тождественна этим первичным истинам (Декарт считал их врожденными).
Именно Декарт впервые, пожалуй, в истории философии стал отличать по существу
рациональное созерцание («интуицию») от чувственного.
Интуиция возбуждает состояние сомнения во всех необходимых случаях: мы интуитивно чувствуем, что то-то и то-то сомнительно и требует проверки. Вера Декарта в безошибочность действия самой интуиции была огромна. Ошибки проистекают от свободной воли человека, способной вызвать произвол и путаницу в мыслях, но никак не от интуиции разума. (Если принять во внимание реальную практику Декарта, то окажется, что он, по всей видимости, стремится не к истине и, возможно, даже не к достоверности, но к несомненности. При изложении метода он говорит о принятии за истину лишь того, что явлено его уму столь ясным и очевидным образом, что «у него нет повода усомниться в этом», но, применяя его на практике, он слегка усиливает данное требование: он готов отвергнуть любое представление, «относительно которого может вообразить малейшее основание для сомнения». Декарта заботит нахождение представлений, в которых невозможно усомниться; то, что в действительности ищет Декарт, — это абсолютная несомненность.)
Второе правило метода предлагает делить каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения, на более простые составляющие, чтобы затем устремить внимание на эти простые части. В ходе деления желательно дойти до самых простых, ясных и самоочевидных вещей, т. е. «до того», что непосредственно дается уже интуицией.
Иначе говоря, «анализ» имеет целью открыть исходные элементы знания.
Это самое эффективное правило метода Декарта.
(Под вещами он имеет в виду элементы как познаваемых предметов, так и исследуемых проблем, гипотез, теорий, т. е. элементы как самой действительности, так и мышления о ней.)
Третье правило звучит так: в познании мыслью следует идти от простейших, т. е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей к вещам более сложным и, соответственно, трудным для понимания.
Этот порядок познавательного движения более верен, чем бросающийся в глаза, но далеко не всегда строго законообразный, естественно замечаемый порядок предметов. Декарт писал: «... Только из самых простых и наиболее доступных вещей должны выводиться самые сокровенные истины». Это выведение есть рационалистическая дедукция, которая данным правилом и утверждается.
Начальной точкой дедукции являются не эмпирические факты, а порождения интуиции. От них начинается движение по цепочке отношений между «простыми элементами». Декарт характеризует истинное дедуктивное движение как сопоставление предметов мыслей и сравнение утверждений.
Четвертое правило Декарт называет «энумерацией», потому что требует осуществлять полные перечисления, обзоры, не упуская ничего из внимания. В самом общем смысле это правило ориентирует на достижение полноты знания. В узком смысле существует несколько вариантов. Во-первых, указывается необходимость как можно более полных классификаций, проводимых до индукции и внутри ее.
Во-вторых, перед нами ориентация на полную индукцию, и иногда Декарт писал: «энумерация, или индукция». Исследователи считают, что он имел ввиду именно математическую индукцию.
В четвертом правиле можно видеть и регулятивную идею в смысле пожелания, чтобы всякая индукция была бы «достаточной», т. е. по возможности полной.
Приближение к максимальной полноте рассмотрения приводит надежность (убедительность) к очевидности, т. е.индукцию — к дедукции и далее к интуиции. Ныне стало азбучной истиной, что полная индукция есть частный случай дедукции.
В-третьих, «энумерапия» есть требование полноты, т. е. точности и корректности, самой дедукции. Дедуктивное рассуждение рушится, если в ходе его перескакивают через промежуточные положения, которые еще надо вывести или доказать.
«Энумерация» расширяется до требования полноты в соблюдении всех правил метода.
Проблема чувственного познания.
Декарт возражает против преувеличенных представлений о роли чувственного опыта в познании, и он в некоторой мере прав, когда замечает, что сущности вещей мы воспринимаем не посредством ощущений, но с помощью разума и «ограничивать человеческий разум только тем, что видят глаза, значит наносить ему великий ущерб».