ФИЛОСОФИЯ
«ВСЕЕДИНСТВА» ВЛ. СОЛОВЬЕВА
Философская
теория всеединства восходит к античности,
к таким изречениям древнегреческих
философов V-VI вв. до н.э., как: «И из всего
одно, и из одного — все» (Гераклит);
«Все едино, единое же есть Бог» (Ксенофан);
«Во всем есть часть всего» (Анаксагор)
и др. Продолжившись затем в
христианской теологии Запада, эта
теория стала одной из ведущих
в русской религиозной философии
XIX—XX вв. и, в частности, питалась славянофильской
идеей «соборности», т.е. идеей единства
всех русских людей под знаком
веры. Иной смысловой акцент в понимании
всеединства делает В. Соловьёв. Понятие
это мыслится им в конечном счете
в связи с проблемами практического
разума, моральной философии —
проблемами человеческой свободы, добра,
социальной справедливости, гармонизации
общественных отношений и т.п. В
статье, посвященной Н.Г. Чернышевскому,
В.С. Соловьёв так резюмирует свою важнейшую
философскую интуицию: «Итак, у истории
(а, следовательно, и у всего мирового
процесса) есть цель, которую мы, несомненно,
знаем, — цель всеобъемлющая и
вместе с тем достаточно определенная…
Это идеал «всеобщей солидарности»,
осуществление «истинного всеединства».
И далее: «Я называю истинным, или
положительным, всеединством такое, в
котором единое существует не за счет
всех или в ущерб им, а в пользу
всех. Ложное отрицательное единство
подавляет или поглощает входящие
в него элементы и само оказывается,
таким образом, пустотою; истинное единство
сохраняет и усиливает свои элементы,
осуществляясь в них как полнота
бытия». Эта обобщающая формулировка
понятия всеединства является и
весьма точным пояснением смысла русского
слова «соборность». Соборность означает,
что человек не отделен от всецелого,
не противопоставлен бытию, которое
в глубинной своей основе совпадает
с наивысшим благом, моральным
добром. Зло же предстает, как отсутствие
способности человека чувствовать
свою живую сопричастность бытию, соотнесенность
с человеком собирательным, или обществом.
«Механическая атомарность» индивида,
«отчужденность», «эгоизм» и т.п. — это
все то, что противостоит положительному
всеединству.
В. Соловьеву
принадлежит заслуга глубокой разработки
понятия всеединства применительно
к русской культуре и ее религиозным
взаимоотношениям с культурой Запада,
которые Соловьев призывал всячески
развивать. Уже после его смерти,
на рубеже первого и второго десятилетия
нашего века в России сложилась целая
школа его последователей, в которую
вошли такие известные философы,
как князья Е.Н. и С.Н. Трубецкие, С.Н.
Булгаков, П.А. Флоренский, составившие
славу русской немарксистской философии.
Сам В.С.
Соловьев так сформулировал суть
теории всеединства: «Всеединство, по
самому понятию своему, требует полного
равноправия, равноценности и равноправности
между единым и всем, между целым
и частями, между общим и единичным».
При этом философ призывает различать
два вида всеединства — истинное
и ложное: «Я называю истинным или
положительным всеединством такое,
в котором единое существует не за
счет всех или в ущерб им, а
в пользу всех. Ложное, отрицательное
единство подавляет или поглощает
входящие в него элементы и само
оказывается, таким образом, пустотою;
истинное единство сохраняет и усиливает
свои элементы, осуществляясь в них
как полнота бытия». Нетрудно заметить,
что принцип всеединства как
воплощение некоей божественной воли
повсеместно проявляет себя в
окружающей вселенной и в частности
в природе, общественной жизни и
теории познания (гносеологии).
Так, Соловьев
следующим образом объясняет
одно из его проявлений в природе:
«Сама индивидуальная жизнь животного
организма уже содержит в себе
хотя бы ограниченное подобие всеединства,
поскольку здесь осуществляется
почти полная солидарность и взаимосвязь
всех частных органов и элементов
в единстве живого тела». Действительно,
признание биологической взаимозависимости
и равновесия как применительно
к отдельному живому существу, так и
ко всей природе, в свете нынешних экологических
проблем становится одним из главнейших
условий нашего существования. Философия
всеединства легко применима и к жизни
общества. «Как бы то ни было... — пишет
Соловьев, — требуется, прежде всего, чтобы
мы относились к социальной и всемирной
среде как к действительно живому существу,
с которым мы, никогда не сливаясь до безразличия,
находимся в самом тесном и полном взаимодействии».
В этой связи философ призывал человеческую
личность не «подчиняться» общественной
среде и не «господствовать» над нею, а
быть с нею «в любовном взаимодействии»,
«служить для нее деятельным, оплодотворяющим
началом движения» не только в интересах
какой-то группы, собственного народа,
но и всего человечества. В самом деле,
в общественной жизни России своего времени
Соловьев был поборником социальной гармонии,
резко критиковал ее нарушения со стороны
государства и официальной церкви, выступал
против национализма, классовой непримиримости
и любых видов разобщения людей. Кстати,
слово «борьба», столь милое нашим революционерам,
почти не не употребляется в его сочинениях,
а если и употребляется, то главным образом
как синоним слова «вражда».
Требование
всеединства для отечественной
культуры и для самого существования
нашего государства является определяющим.
Именно истинное всеединство, когда
«единое существует не за счет всех
или в ущерб им, а в пользу
всех», должно было сплотить российские
народы в дружную семью; его-то и
добивались соратники Соловьева
применительно к Российской империи.
Что же касается ложного единства,
которое «подавляет или поглощает
входящие в него элементы» (сословия,
классы и народы), то за примером ходить
недалеко: такое единство стало идеалом
и звериной практикой большевизма
и сталинизма, что привело к
деградации культуры и распаду некогда
могучего государства.
В известной
работе «Русская идея» (1888) Соловьев, прежде
всего, стремился ответить на вопрос:
каков смысл существования России
во всемирной истории? Рассматривая
человечество как «великое собирательное
существо», «социальный организм»,
живые члены которого представляют
собой различные нации, Соловьев
считал, что специфическая функция
России в этом организме — способствовать
осуществлению в мировом масштабе
идеи теократии — некоего «вселенского
христианства», свободного от односторонности
и религиозного догматизма, как Востока,
так и Запада. Исходя из представления
о Церкви как о «живом теле Христа»,
для которого все люди равны и
«нет ни эллина, ни иудея», Соловьев выводил
необходимость органического всемирного
братства народов, объединенных верой
и исключающего любые проявления
и национализма, и космополитизма.
Видя в, национализме коллективный эгоизм,
а в космополитизме — отречение
народа от собственной, данной ему Богом
души, Соловьев в то же время говорил,
что «национальные различия должны
пребыть до конца веков», хотя высший
смысл существования наций «не
лежит в них самих, но в человечестве».
Если перевести мысли русского философа
на язык современной геополитики, то
всемирно-историческая миссия России
состоит в том, чтобы бескорыстно
поставить на службу многочисленным
евразийским народам свою высокую
материальную и духовную культуру,
весь свой государственный опыт, не
требуя ничего взамен, уважая их самобытность
и тем самым, способствуя сохранению
истинного, а не ложного, единства огромной
страны, ныне, по выражению того же Соловьева,
раздираемой «эпидемическим безумием
национализма». Призывая в духе христианства
любить все другие народы как свой
собственный, Соловьев учил, что ниспосланная
свыше миссия любой великой державы
заключается не в ее исключительности
и господстве, а в том, чтобы
служить другим, более слабым народам,
а следовательно, и всему человечеству.
Вопрос
о применении принципа всеединства
в гносеологии (теории познания) на
первый взгляд кажется чисто философским
и не имеющим прямого отношения
к культуроведению. Однако, как мы
увидим далее, от того, каким образом
человек стремится познавать
мир, во многом зависит судьба отдельных
обществ и человечества в целом.
В. Соловьев обосновывал и развивал
мысль о том, что наиболее полное
и адекватное представление о
мире («истинное», «цельное» знание
о нем) возможно лишь на путях органического
синтеза (единства) таких форм общественного
сознания, как религия, философия
и эмпирическая наука. В совокупности
они образуют «свободную теософию»
— мыслительную деятельность, которой
себя и посвятил Соловьев. В этой
триаде богословия, философии и научного
знания высшей формой, по мнению «всеединцев»,
была вера, откровение, ниспосланные Богом,
хотя сам Соловьев и выступал против
«слепой веры», не подкрепленной
данными науки. Вера не враждует со
знанием, напротив, сплошь и рядом
сливается с ним, переходит в
него. Выступая не против разума, а в
союзе с ним, она — «особое
ясновидение сердца». «Точные знания,
метафизика и религия должны находиться
в некотором гармоническом отношении
между собой, установление такой
гармонии и составляет задачу философии
каждого времени», — утверждал
С.Н. Булгаков. По словам В. Соловьева, к
истине — цели «свободной теософии»
— можно идти, отправляясь от
ее любой составной части. Сам
он пришел к идее всеединства через
философию, С.Н. Булгаков — руководствуясь
преимущественно верой, а П.А. Флоренский,
особенно в последние годы жизни,
тесно связывал свои теософские идеи
с точными науками, в частности,
предвосхитив семиотику.
Стремление
к гармонии, органическому синтезу
между религией философией и опытной
наукой имеет огромное значение не
только для судеб любой национальной
культуры, но и для человеческой
цивилизации в целом. В первом
случае оно способствует сглаживанию
искусственного и гибельного противостояния
между духовенством и творческой
интеллигенцией, между «физиками» и «лириками»,
в конечном счете, между «элитой» и «народом»,
разлад между которыми чреват революцией
и гибелью культурных ценностей; во втором
случае — позволяет нейтрализовать разрушительные
последствия «чистой» науки, современной
технократии, часто лишенных духовных
тормозов и уже сейчас ведущих человечество
к гибели.
Стоит только вообразить, что было
бы с нами, если бы научные гении
типа Эйнштейна и Сахарова были бы
одновременно и бездушными политиками-нигилистами
типа Гитлера или Сталина! С этой
точки зрения философия всеединства
и в наше время представляется
весьма актуальной. В тесной связи
с религиозным характером учения
В. Соловьева находится и преобладание
в нем нравственного начала, хотя
он и его последователи много
внимания уделяли как практическим
научным изысканиям, так и вопросам
эстетики. Подобно Паскалю и Канту,
с его «категорическим императивом»,
Соловьев был убежден, что каждая
душа «по природе — христианка».
Лучше всего христианское мироощущение
Соловьева было выражено им в таких
строках: Смерть и время царят
на земле, Ты владыками их не зови. Все,
кружась, исчезает во мгле, Неподвижно
лишь солнце любви. По Соловьеву, три
«кита», на которых покоится наша нравственность,
— это свойственные человеку от
природы чувства стыда, жалости
и благоговения. При этом под чувством
стыда Соловьев понимал, прежде всего,
человеческую совесть, которая стоит
выше ума и делает человека венцом
творения. Несомненно, что совестливый
человек «человечнее» умного, который
может быть и злым и вредным, опасным
для других людей. Первые два чувства
хорошо известны и не требуют особых
пояснений, хотя совестливость и
жалость, кажется, сдают свои позиции
в условиях современной цивилизации
с ее культом прагматизма и
гедонизма и изощренными орудиями
массового уничтожения (ГУЛАГ, душегубки,
разные формы геноцида). А благоговение,
как его понимает В. Соловьев, всегда
выступало и выступает как
главнейшее условие существования любой
национальной культуры. «Я не могу не -Чувствовать
благодарности и благоговения, — пишет
он, — к тем людям, которые своими трудами
и подвигами вывели мой народ из дикого
состояния и довели его до той степени
культуры, на которой он теперь находится».
Иными словами, любой подлинно культурный
человек не может не ощущать своего неоплатного
долга перед предками за завещанные ими
духовные и материальные богатства, обязан
сохранять и приумножать их и, в свою очередь,
передавать потомкам культурную эстафету,
повинуясь тому внутреннему велению к
добру, которое Кант называл «категорическим
императивом». Лучше всего об этом сказал
великий Пушкин:
«Чувства
дивно близки нам —
В них
обретает сердце пищу:
Любовь
к родному пепелищу,
Любовь
к отеческим гробам.
Животворящая
святыня!
Земля была
б без них мертва»...
Подобно
своим великим предшественникам
и современникам, от французских
энциклопедистов до Л.Г. Моргана
и Э.Б. Тайлора, стремящихся уловить
динамику развития человеческого общества,
В. Соловьев был эволюционистом, т.е.
защищал идею поступательного движения
культуры. Однако понимание прогресса,
как и философия всеединства
в целом, носили у него религиозно-мистический
характер. Человек, утверждал он, действительно
движется от «природного» к «духовному»,
от звероподобного существа к некоему
идеалу, и этим идеалом является
сам Бог. Первым «богочеловеком»
был Христос, ставший живым ориентиром
нашего восхождения к Абсолюту. В.
Соловьев называл такой процесс
«творческой эволюцией», конечная цель
которой — превращение человека
только «разумного» в человека «духовного»,
объединенного в «богочеловечестве».
Достигнуть этого можно, лишь борясь с
«биологизацией» жизни, со звериным стремлением
людей к удовлетворению только своих похотей
и прихотей, убивающих как человеческую
душу, так и окружающую природу. Выступая
против того, что в наши дни получило название
«потребительство», и призывая к осознанному
ограничению безмерно растущих человеческих
потребностей, Соловьев утверждал, что
цель христианского аскетизма, т.е. борьбы
против всякого рода излишеств, — не ослабление
плоти, а «усиление духа для преображения
плоти». В соответствии с этим и христианский
универсализм имеет целью не уничтожение
природных особенностей каждой нации,
а, напротив, усиление национального духа
через очищение его от всякой эгоистической
закваски. Говоря о месте В. Соловьева
в русской культуре, нельзя не отметить
его выдающегося вклада не только в философию
и богословие, но и в нашу литературную
критику и художественную словесность.
Им написаны многочисленные работы о Пушкине,
Лермонтове, Достоевском, Толстом, Фете,
Тютчеве и других писателях, оставлено
значительное стихотворное наследство,
многочисленные переводы и обширная переписка.
Его известное стихотворение стало чем-то
вроде поэтического манифеста русского
символизма, духовным отцом которого он
по праву считается:
«Милый
друг, иль ты не видишь,
Что все
видимое нами —
Только
отблеск, только тени
От незримого
очами?»