Философия всеединства В.С. Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2013 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

В этой работе мы рассмотрим философию всеединства Владимира Сергеевича Соловьева. Идея всеединства всю жизнь сопровождала В.Соловьева и определяла постановку у него исторических вопросов и проблем человека. Основы учения о всеединстве как начале и цели мирового процесса, концепции истории и человека изложены В.Соловьевым в докторской диссертации. Соловьеву были чужды и славянофильство, и западничество. Широкие перспективы всеединства, в которых ставились вопросы совершенствования мира, преодоления индивидуализма, осуществления христианских идеалов любви, достижения абсолютных ценностей определяли его всемирно-историческую точку зрения. Из идеи всеединства вытекал и принцип свободы.

Содержание

1. Введение
3-4
2. Глава 1. Философия всеединства В.С. Соловьева как система
5-8
3. Глава 2. Философия всеединства
2.1. Образование, развитие мира, Абсолют и София.
2.2. Всеединство через веру
2.3. Утопическая теория всеединства
8-19
9-13
13-16
16-19
4. Заключение
20-21
5. Библиография
22

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 41.23 Кб (Скачать файл)

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: Философия

 

 

Тема: «Философия всеединства В.С. Соловьева»

 

 

 

 

Исполнитель: Студент юридического факультета

Курс:  2     Группа: ССО – 74

Регистрационный номер:  0700137/12

Ф.И.О. Андреева Е.А.

 

Преподаватель:  Погорелый А.П.

 

Дата сдачи:

 

 

 

 

Череповец, 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. Введение

3-4

2. Глава 1. Философия всеединства  В.С. Соловьева как система

5-8

3. Глава 2. Философия всеединства

2.1. Образование, развитие мира, Абсолют и София.

2.2. Всеединство через веру

2.3. Утопическая теория  всеединства

8-19

9-13

13-16

16-19

4. Заключение

20-21

5. Библиография

22


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

«Философия всеединства» - с этим направлением связаны многие из самых  знаменитых имен в русской философии: В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой, Е.Н Трубецкой, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Красавин.

Глубочайшим духовным источником творчества всех этих мыслителей были православное миропонимание и основные положения  богословия православия. Дух философии  всеединства определялся доминировавшим во всех ее построениях идеалом целостности  как полного состояния мира и  человека. Стремление к целостности  мировосприятия было философской реакцией на христианское учение о двух уровнях  бытия: совершенном, божественном образе бытия и земном бытии, ущербном и  греховном.

Первоначальное совершенное бытие  распадалось под действием стихий зла и греха, т.е. было утрачено, и  задача заключается в том, чтобы  его восстановить. Воссоединение  двух сфер бытия, восстановление его  изначальной целостности, возвращение  к исходному «всеединству» должно быть фундаментальной задачей, назначением  и смыслом исторического существования  человека.

Бытие в его истинной полноте  представляет собой совершенное  единство, оно есть множество разных элементов, образующих в своем многообразии гармоничную целостность, иначе  говоря единое множество, где часть  тождественна целому. Такой тип бытийного  устройства и получил название всеединства.

В этой работе мы рассмотрим философию  всеединства Владимира Сергеевича Соловьева. Идея всеединства всю жизнь сопровождала В.Соловьева и определяла постановку у него исторических вопросов и проблем человека. Основы учения о всеединстве как начале и цели мирового процесса, концепции истории и человека изложены В.Соловьевым в докторской диссертации. Соловьеву были чужды и славянофильство, и западничество. Широкие перспективы всеединства, в которых ставились вопросы совершенствования мира, преодоления индивидуализма, осуществления христианских идеалов любви, достижения абсолютных ценностей определяли его всемирно-историческую точку зрения. Из идеи всеединства вытекал и принцип свободы.

 

 

ГЛАВА 1 ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА В.С. СОЛОВЬЕВА КАК СИСТЕМА.

 

Философия всеединства Соловьева  была первой в истории русской  философии системой, разработанной  на профессиональном уровне. Его основные философские работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов»; «Философские начала цельного знания»; «Чтения о  богочеловечестве»; «Критика отвлеченных  начал»; «Оправдание добра»; «Три разговора».  Для философской концепции «системность»  означает, что имеется фундаментальное  понятие или принцип, из которых  развертывается все содержание учения. Для Платона, например, таким понятием было понятие идеи, для Гегеля –  Абсолютная идея, для Соловьева –  принцип всеединства.1 На основе этого принципа он стремился в онтологии преодолеть дуализм духа и материи, увидеть взаимопроникновение субстанций, их полное тождество. В гносеологии воссоздать «цельное» знание, в этике утвердить единую для всех абсолютную мораль, в религии обосновать необходимость слияния всех церквей и образования вселенской церкви, в истории представить единство и целостность человечества.

 Соловьев пытался объединить  философию, науку и религию,  создавая «свободную теософию».  Однако, являясь религиозными, его  воззрения не были теологией:  Соловьев не задавался целью  обосновать какую-либо религию,  он не философию подчинял религии,  а наоборот, религиозные смыслообразы  ставил на службу философии.  При этом мыслитель весьма  нетрадиционно истолковывал ряд  образов и принципов христианства, за что публикация его трудов  неоднократно запрещалась Синодом  православной церкви. Соловьев считал, что философия обладает нравственно-практическим  значением: ей дано право критически  оценивать действительность с  точки зрения абсолютного идеала. Под идеалом русский философ имел в виду должное состояние сущего, а философию понимал как учение о «долженствующем быть». Мыслитель ратовал за «практическую» философию, которая положительно влияет на «жизнь народную».

Вся философская система Соловьева  основывается на определенном понимании  человека. Он выдвигал положения, совершенно неприемлемые с точки зрения ортодоксальной религии и богословия: без человека нет деятельности Бога, ее не на что  направлять и, следовательно, человек  совечен и сомогуч Богу. «Вообще  человек, - пишет философ, - есть некоторое  соединение Божества с материальной природою, что предполагает в человеке три основных элемента: божественный, материальный и связующий оба, собственно человеческий… причем собственно человеческое начало есть разум, т.е. отношение двух других».2 Человек Божественный – это вечная идея человека, содержащаяся в первом Абсолюте. Человек материальный (природный) – это дохристианское первобытное существо, не выделившиеся из природы. Человек духовный «есть то, когда Божество и природа одинаково имеют действительность в человеке, и его собственная человеческая жизнь состоит в деятельном согласовании природного начала с божественным, или в свободном подчинении первого последнему»3. Природо-космический процесс порождает физического человека, а исторический процесс должен завершиться становлением человека духовного.

Ярчайшая особенность человека заключается в неспособности  удовлетвориться раз и навсегда заданными границами. Человек хочет  превзойти данное и стремится  усовершенствовать земной мир и  самого себя. Соловьев писал, что личность, каждый индивид есть возможность  для осуществления неограниченной действительности, или особая форма  бесконечного содержания, что человеческая личность бесконечна: это есть аксиома  нравственной философии. Пока судьба людей  драматична: они разорваны между погруженным во зло земным бытием и миром вечных идеальных сущностей. В принципе, человек в состоянии осуществить восхождение от природного существа к духовному. Но возможна и другая альтернатива – вырождение людей в зверочеловека. Прототипом человека духовного является Богочеловек Иисус Христос. Человек призван быть мессией (спасителем) – возделывателем и устроителем природы, освободителем от зла космоса и самого себя.

Соловьев подчеркивал, что как  нечто отдельное человек не существует. Личность становиться человеком  лишь в качестве органичной части  человечества, а человечество представляет собой единый организм. В то же время, по мысли русского философа, человечество – это универсальная индивидуальность. Бог и человек единосущны, утверждал  он вопреки ортодоксальному богословию. Сущность обоих заключена во всеединстве. Поэтому идеальное человечество представляет собой всемирную форму  соединения материальной природы с  Божеством – Богочеловечество и  Богоматерию. В выполнении человеком  своего предназначения мыслитель большую  роль отводил философии. С его  точки зрения. Она раскрывает существо человека и является вечным исканием духовной свободы. Поэтому именно философия  делает человека человеком и вводит сущее в форму «свободной человечности».

Стержневым принципом философии  Соловьева является философия положительного всеединства. В онтологии «положительное всеединство» выражается в системе логических категорий, представленных Соловьёвым в следующей таблице:

 

 

 

 

 

Сущее (абсолютное)

Бытие (логос)

Сущность (идея)

Абсолютное

Дух

Воля

Благо

Логос

Ум

Представление

Истина

Идея

Душа

Чувство

Красота



 

Соловьев разрабатывал методологию (философское обоснование) выхода людей  к достойной жизни. Лучшие идеи Соловьева  сделали его великим философом. Это положения о всеединстве, созидании людьми идеальной полноты  бытия, вывод о необходимости  для человека одновременно осуществлять и самосозидание. Соловьев проводил мысль об имеющейся у человека возможности стать властелином  Сущего, если люди будут руководствоваться  принципом единства истины, добра  и красоты.

 

ГЛАВА 2 ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА

 

2.1. Образование, развитие мира, Абсолют и София.

 

Мир в своем развитии проходит два  этапа: первый – эволюция природы, второй – деятельность человека. Конечным результатом развития мира является утверждение царства Бога.

Соловьев широко использовал научные  понятия. Понятие «эволюция» он использовал  по-своему. По его утверждению, эволюция включает пять ступеней бытия:

- минеральное царство, в котором  бытие выступает в своей начальной  форме как инертное самоутверждение;

- растительное царство, знаменующее  выход из состояния инерции;

- животное царство, в котором  живые существа ищут полноты  бытия посредством ощущений и  свободы движения;

- человеческое царство, являющееся  ареной природного человечества, стремящегося к улучшению своей  жизни при помощи науки, искусства  и общественных учреждений;

- Божье царство или арена  духовного человечества, стремящегося  осуществить безусловное совершенство  в жизни.

Между этими царствами существует связь и преемственность. Предыдущий тип бытия является материалом для  последующего. Низшие типы стремятся  к высшим, каждый тип включает в  себя низший.

Философской архитектоникой идей Богочеловечества и Всеединства в концепции  Соловьева является теургия — мистическое восхождение к Первоединому, Богу. Стремясь к универсальному синтезу науки, философии, религии, Соловьев создает возможность цельного знания, которое вместе с цельным творчеством образует цельную жизнь. Одним из средств к достижению этого является магия любви, эстетическое творчество как общение с высшим миром путем внутренней творческой деятельности.

Предельно высшим единством сущего является Бог. Все неисчисляемое  многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступающим  в качестве мировой души, или Софии, т.е. смысло-наполненностью вещей и  событий, что связано с идеей  творческого мастерства.

Сам акт творения, преображающий  хаос, разрозненный мир в космос, есть длительный процесс мистического соединения лучезарного небесного  существа Софии с реальной стороной, материей мира. Человек как интенция всеединой сущности в этом процессе является посредником, связующим звеном. Импульсом и реальной силой, просветляющей  и перерождающей весь человеческий мир, является искусство, красота которого демиургична по отношению к природе  и теургична с точки зрения окончательного состояния будущего мира. Элементы эстетической теургии  в учении Становящегося Абсолютного, т.е. Богочеловечества, проявляются  в своеобразной эротической утопии Соловьева, в его магической концепции  любви и творчества. Задача эротической  магии Соловьева — преодоление  в единичной человеческой телесности односторонностей мужчины и женщины, что, с его точки зрения, должно способствовать воскрешению природы  для вечной жизни и восстановлению истинного цельного человека. Таким  образом, магия любви и эстетического  откровения у Соловьева являлась теургическим механизмом, приводящим весь мир к Всеединству и Богочеловечеству, являющемуся центральной категорией историософии мыслителя.

Должное и возможное Соловьев выводит, обрисовывая сущее. Картину мира мыслитель создает с позиций  объективного идеализма и своеобразного  пантеизма. Основная категория философской  системы Соловьева – это сущее  или сверхсущее, или то же самое, - Абсолют, Бог. Подлинно сущее не является какой-то теоретической конструкцией или понятием. Оно представляет собой  духовное существо, субъект воли. Развертывание  сущего претворяется в тео-космо-исторический прогресс.

С одной стороны, Абсолютное есть единое, оно не распадается на какие-то качественно  различные вещи и в этом смысле составляет Ничто. С другой стороны, В Абсолютном заключено все многообразие мира, поэтому оно составляет положительное, а не отрицательное Ничто. Абсолют  раздваивается на первое и второе Абсолютное. Первое (первый полюс) –  это совокупность вечных сущностей, идей или прообразов множества предметов  – уже реально существующих или  тех, которые реально возникнут. Первый Абсолют Соловьев расценивает  как подлинное Сущее. Второе (второй полюс) сводится лишь к становящемуся  Сущему: природа, реальный человек, общество – условное, относительное, временное  бытие, мир иллюзорный и неподлинный. Первый полюс – свобода от всяких форм, «Единое», Логос; второй – «потенция  бытия» или «первая материя», она  же – стремление к реализации в  конкретном многообразии, София. В Логосе воплощается божественный замысел, Всеединящий смысл мира,  –  это творческое божественное слово. София занимает место посредника между безусловным единством  Божества и реальным миром, она –  существо одновременно божественное и  сотворенное. В духе философского эротизма Соловьев  обрисовывал ее как  «вечную женственность», «невесту и  жену» для мира. Образ Софии  играет в его картине мироздания большую роль. София – деятельное начало, особая энергия. Бог дает ей идею всеединства, на основе которой  она действует. Но сначала София  раздваивает абсолют на два полюса. Происходит эманация (излучение божественной энергии из единого, целого) безвременных идеальных сущностей, которые философ  называл также деятельными атомами. Согласно божественному замыслу  благодаря активности Софии и  пульсации атомов образуется реальный мир – природа, затем общество. София выступает при этом и  как одухотворенное начало становления  мира и как материализация идеальных  сущностей.

Информация о работе Философия всеединства В.С. Соловьева