Философия всеединства Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Владимир Сергеевич Соловьев1 (1853–1900) – русский философ, сын известного историка Сергея Михайловича Соловьева, первым в России создал обширную и самостоятельную философскую систему, которая основана на идеях христианской веры и немецкого диалектического идеализма. Основные философские работы Соловьева:
«Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1900);
«Оправдание добра» (1897);
«Смысл любви» (1894);
«Духовные основы жизни» (1882—1884);

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….….3стр.
1.Становление творчества Владимира Соловьева………………….……………….........5стр.
2. Социальные и идейно-теоретические истоки……………………………………...…...9стр.
3. Учение о всеединстве………………... ………….……………………………………..12стр.
4. Этическое учение Соловьева…………………………………………………………..20стр.
Заключение...........................................................................................................................25стр.
Список используемой литературы…………………...................

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word_2 (3).docx

— 251.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра философии

 

Курсовая работа по дисциплине

«Философия»

на тему: «Философия всеединства  Соловьева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….….3стр.

1.Становление творчества Владимира Соловьева………………….……………….........5стр.

2. Социальные и идейно-теоретические истоки……………………………………...…...9стр.

3. Учение о всеединстве………………... ………….……………………………………..12стр.

4. Этическое учение Соловьева…………………………………………………………..20стр.

Заключение...........................................................................................................................25стр. 
Список используемой литературы…………………......................................................27стр. 
Приложения……………………………………………………………………….…….…29стр.

Приложение№1……………………………………………………….……………………29стр.

Приложение №2…………………………………………………………………………....30стр. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Владимир Сергеевич Соловьев1 (1853–1900) – русский философ, сын известного историка Сергея Михайловича Соловьева, первым в России создал обширную и самостоятельную философскую систему, которая основана на идеях христианской веры и немецкого диалектического идеализма. Основные философские работы Соловьева:

    • «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1900);
    • «Оправдание добра» (1897);
    • «Смысл любви» (1894);
    • «Духовные основы жизни» (1882—1884);
    • «Критика отвлеченных начал» (1880);
    • «Чтения о богочеловечестве» (1878);
    • «Философские начала цельного знания» (1877);
    • «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874).

Соловьева еще при жизни окружали многие последователиего учения, а после смерти на основе его философии всеединства сгруппировалась самостоятельная и оригинальная школа. Ее известными представителями были С.Н. Булгаков, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев и другие2.

Соловьев пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной сферы человека. Философ хотел соединить все христианские конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Также он делал попытки внедрить в христианское мировоззрение достижения в области естествознания, философии и истории, создать синтез религии и науки.

Идея всеединства занимает главное место в философии Соловьева и последовательно осуществляется в его гносеологии (концепции цельного знания, неразрывности эмпирического, рационального и мистического), онтологии (основой которой выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями, а самое главное в связи с человеком), а также прослеживается в антропологии и историософии. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее,  а низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее тяготеет к высшему, а любое высшее вбирает в себя низшее. Философ пробовал создать картину мироздания, основанную на идее Бога, как абсолютного сверхприродного и идеального начала, Соловьев следующим образом позиционирует действительность: он считает, что жизнь – это универсальный, единый организм, который объединяет Бога и все человечество, людей и космос, также добро, красоту и истину3. Основной принцип всеединства есть ни что иное как: «Все единое в Боге».

Целью данной работы является анализ идеи всеединства В. Соловьева. 

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    • Анализ философии всеединства В. Соловьева
    • Анализ этического учения В. Соловьева
    • Анализ «Русской идеи» В.Соловьева

       Невзирая на то, что тема данной работы кажется довольно традиционной, но ее актуальность не теряется. О В. Соловьеве говорят и пишут последнее время много, хотя от этого он не становится понятнее для нас. А именно понять его с точки зрения традиционных историко-философских подходов, вообще не представляется возможным, потому что результатом его трудов является не философия в собственном смысле слова, а его теория относительно самой философии, познания «исключительно теоретического и отвлечённого».

 

 

 

  1. Становление творчества Владимира Соловьева

       Владимир Сергеевич Соловьёв родился в Москве 16 (28) января 1853.

Род Владимира Соловьева  ещё в пятом-шестом колене принадлежал  к среде великорусского крестьянства, но затем перешёл в духовное сословие. Отец В. Соловьева был увлечен научной деятельностью. Собственным непрерывным трудом он шаг за шагом добился определенного положения в обществе, но, оспаривая авторитет Карамзина, все время оставался чужим в кругах дворян и профессоров. К своей семье он относился с особой строгостью, а его авторитет был непререкаем.

       Мать Соловьева звали Поликсеной Владимировной. Она принадлежала к украинско-польской семье дворян Романовых. А двоюродным прадедом Соловьева с материнской стороны был общепризнанный украинский философ XVIII века Г. С. Сковорода (1722—1794).

       Обстановка  ранних лет Соловьёва оказала благоприятное влияние на его будущего духовного развития: Владимир рос в семье со строгими правилами.

       Соловьев получил среднее образование в 5-й московской гимназии, а высшее образование — в Московском университете. Особо одаренная и разносторонняя натура В. Соловьёва и его непрерывный и, можно сказать, страстный поиск наивысших истин проявился уже в ранние годы его жизни. Известно, что Соловьёв в раннем возрасте начал увлекаться трудами славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. А в годы окончания гимназии и  годы начала университета, он зачитывался вульгарными материалистами того времени, а также пережил достаточно острое материалистическое направление. Из-за идей материалистов Соловьев перестал посещать церковь, а однажды даже выкинул иконы из окна своей комнаты. Это обстоятельство спровоцировало безумный гнев у отца семейства.

       О том, с какой страстью Соловьёв стал изучать философию и знакомиться с учениями Шеллинга, Хомякова и Гегеля (также интересуясь Кантом и Фихте), именно об этом свидетельствует тот факт, что по окончании университета он сразу же написал магистерскую диссертацию и защитил ее в 1874 г.

       Между  прочим, существуют некоторые сведения  о проживании В. Соловьёва в  Московской духовной академии. Он  пребывал в академии в качестве  вольного слушателя между окончанием  университета и защитой магистерской  диссертации. В. Соловьёв весь  этот год находился в Сергиевом  Посаде, где и размещалась Московская  духовная академия. По свидетельствам  бывших его «одногруппников»  видно, что на лекции Соловьев  практически не ходил, со студентами  Академии не общался, а жил  в предоставленной ему комнате  довольно уединенно, ко всем  окружающим относился свысока,  и по всему видно, что особого  влияния Духовная академия на  него не оказала. Но легко  догадаться почему: В. Соловьёв  посветил весь этот год на  подготовку к магистерскому диспуту,  он углубился в создание своих  личных философских и богословских  концепций для того, чтобы чему-нибудь  существенному научиться у профессоров  Академии, проводивших, естественно,  традиционную официальную богословскую  линию. Но эта традиционная  направленность была далека от  его уже тогда складывающейся  сложной философской системы.

       То, что  Соловьев в 21 год написал и  защитил диссертацию нужно считать  чем-то умопомрачительным и удивительным  даже для тех времен, когда  диссертации, хоть и содержали  всего по несколько десятков  страниц и практически не были  основаны на научном аппарате, зато обязаны были опираться  на твердо обоснованную собственную  теорию. Данная работа молодого  Соловьёва довольно ярко показывает  необычайный напор, а также   простоту и ясность мышления, касающегося философии, повествует  о его убедительности и очевидности,  которые соперничали с его  широтой и глубиной исторического  горизонта.

       Летом в июне 1876 г. В. Соловьёв становится преподавателем в университете.  В марте 1877 г. происходит профессорская ссора, и Владимир покидает  Москву и переводится в Петербург. Там он входит на пост члена Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и вместе с этим начинает преподавать в университете, где в 1880 г. защищает уже докторскую диссертацию. Но в Петербургском университете в этот момент главную роль играет М. И. Владиславлев, который временем раньше положительно оценил магистерскую диссертацию В. Соловьёва. Именно Владиславлев относится к Соловьеву довольно холодно, так что Владимир занимает всего лишь должность доцента, но никак не профессора.

       В 1881 г. преподавательская карьера  В. Соловьёва заканчивается навсегда  после того, как он читает публичную  лекцию 28 марта 1881 г., в которой  призывает помиловать убийц Александра II. Этот поступок В. Соловьёва  можно объяснить честными и  искренними его убеждениями в  том, что необходимо именно  христианское всепрощение. Прочтение  этой лекции, а текст ее, к сожалению,  не сохранился, обычно считают  первопричиной ухода Соловьёва  из учебного заведения. Но ради  соблюдения исторической точности  нужно вспомнить, что в публичной  лекции, проведенной им ранее,  от 13 марта того же года, В. Соловьёв  крайне энергично протестовал  против любого революционного  насилия. После выступления с  данной лекцией 28 марта петербургский  градоначальник захотел жестко  наказать Соловьёва. Министр внутренних  дел — М. Т. Лорис - Меликов  передал Александру III докладную  записку, гласившую о нецелесообразность  наказания В. Соловьёва из-за  его известной глубинной религиозности,  а также того обстоятельства, что Соловьев приходится сыном крупнейшему  известному русскому историку и ранее ректору Московского университета С. М. Соловьёву. Александр III счёл В. Соловьёва «чистейшим психопатом» и, удивляясь, почему у «милейшего» его отца, С. М. Соловьёва, такой сын, которого К. П. Победоносцев назвал «безумным» . А дело это так и оставили без каких – либо серьёзных последствий.

       Из университета  В. Соловьёв все же ушел, хотя  его никто не выгонял и не  увольнял. И, несмотря на обильные  знания в области философии,  и редкостную научную выучку, В. Соловьёв чувствовал, что он  обязан стать проповедником, публицистом и вообще оратором, литературным критиком,  возможно  пророком и даже визионером — человеком, который предан изысканным духовным интересам. Быть профессором-преподавателем было для Соловьева просто невыносимо скучно. Поэтому он в дальнейшем целиком и полностью отдаёт себя написанию произведений только лишь церковного характера, которые уже тогда были подготовлены его философско-теоретическими раздумьями. В. Соловьев задумывает труд в защиту католицизма, который будет включать в себя три тома. Но по различным причинам цензурно-технического характера вместо этих, заранее запланированных, трёх томов, выходит в свет его работа «История и будущность теократии» (1886г.), а через три года в 1889 г., на французском языке, в Париже - «Россия и вселенская церковь». Поэтому в области богословия у В. Соловьёва появляется множество врагов и неприятностей, вплоть до запрещения ему печататься на тему церкви. Но опять же и здесь В. Соловьёв находит для себя выход.  Широкий ум и глубокая натура философа обеспечили ему работу не только интересную, как богословие, но и работу литературно-критическую и эстетическую, доставляющее ему также великое удовольствие. Так или иначе в последние годы своей жизни, а особенно с 1895 г. Философ приближается к истинному призванию, а именно к философии.

       В. Соловьёв  прожил жизнь «бездомным» человеком,  без определенных занятий и  без семьи. Человеком он был  экспансивным, восторженным, порывистым, чаще всего находился в имениях  своих друзей либо за границей.

 

 

 

 

 

 

2. Социальные и идейно-теоретические истоки

       Владимир Соловьев –  это одна из крупнейших фигур в философии России, а также публицистики и поэзии второй половины XIX в. Этот философ до сих пор настолько непонятен науке, что изучение идей В. Соловьева предоставляет достаточно трудностей, не только из-за особой сложности, но и разносторонности его творческой натуры. Во-первых, самое главное, что мы сразу же замечаем при исследовании В. Соловьева, так это огромное беспокойство души, которое заставляет философа довольно болезненно понимать неустойчивость и безысходность старого мира. Этот великий в своей области ученый чувствовал приближение событий мирового, катастрофического характера; и это предчувствие задело его так глубоко и не передаваемо простым языком прозы, что Соловьев наконец-то стал изъясняться через пророчества и начал «рисовать» конец истории в духе исключительной мифологии4.

Информация о работе Философия всеединства Соловьева