Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:32, курсовая работа
Владимир Сергеевич Соловьев1 (1853–1900) – русский философ, сын известного историка Сергея Михайловича Соловьева, первым в России создал обширную и самостоятельную философскую систему, которая основана на идеях христианской веры и немецкого диалектического идеализма. Основные философские работы Соловьева:
«Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1900);
«Оправдание добра» (1897);
«Смысл любви» (1894);
«Духовные основы жизни» (1882—1884);
Введение………………………………………………………………………………….….3стр.
1.Становление творчества Владимира Соловьева………………….……………….........5стр.
2. Социальные и идейно-теоретические истоки……………………………………...…...9стр.
3. Учение о всеединстве………………... ………….……………………………………..12стр.
4. Этическое учение Соловьева…………………………………………………………..20стр.
Заключение...........................................................................................................................25стр.
Список используемой литературы…………………...................
Кафедра философии
Курсовая работа по дисциплине
«Философия»
на тему: «Философия всеединства Соловьева»
Москва 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
2. Социальные и идейно-теоретические
истоки……………………………………...…...
3. Учение о всеединстве………………... ………….……………………………………..12стр.
4. Этическое учение Соловьева…………
Заключение....................
Список используемой
литературы………………….............
Приложения……………………………………………………
Приложение№1………………………………………………
Приложение №2……………………………………………
Введение
Владимир Сергеевич Соловьев1 (1853–1900) – русский философ, сын известного историка Сергея Михайловича Соловьева, первым в России создал обширную и самостоятельную философскую систему, которая основана на идеях христианской веры и немецкого диалектического идеализма. Основные философские работы Соловьева:
Соловьева еще при жизни окружали многие последователиего учения, а после смерти на основе его философии всеединства сгруппировалась самостоятельная и оригинальная школа. Ее известными представителями были С.Н. Булгаков, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев и другие2.
Соловьев пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной сферы человека. Философ хотел соединить все христианские конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Также он делал попытки внедрить в христианское мировоззрение достижения в области естествознания, философии и истории, создать синтез религии и науки.
Идея всеединства занимает главное место в философии Соловьева и последовательно осуществляется в его гносеологии (концепции цельного знания, неразрывности эмпирического, рационального и мистического), онтологии (основой которой выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями, а самое главное в связи с человеком), а также прослеживается в антропологии и историософии. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее, а низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, так как низшее тяготеет к высшему, а любое высшее вбирает в себя низшее. Философ пробовал создать картину мироздания, основанную на идее Бога, как абсолютного сверхприродного и идеального начала, Соловьев следующим образом позиционирует действительность: он считает, что жизнь – это универсальный, единый организм, который объединяет Бога и все человечество, людей и космос, также добро, красоту и истину3. Основной принцип всеединства есть ни что иное как: «Все единое в Боге».
Целью данной работы является анализ идеи всеединства В. Соловьева.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Невзирая на то, что тема данной работы кажется довольно традиционной, но ее актуальность не теряется. О В. Соловьеве говорят и пишут последнее время много, хотя от этого он не становится понятнее для нас. А именно понять его с точки зрения традиционных историко-философских подходов, вообще не представляется возможным, потому что результатом его трудов является не философия в собственном смысле слова, а его теория относительно самой философии, познания «исключительно теоретического и отвлечённого».
Владимир Сергеевич Соловьёв родился в Москве 16 (28) января 1853.
Род Владимира Соловьева ещё в пятом-шестом колене принадлежал к среде великорусского крестьянства, но затем перешёл в духовное сословие. Отец В. Соловьева был увлечен научной деятельностью. Собственным непрерывным трудом он шаг за шагом добился определенного положения в обществе, но, оспаривая авторитет Карамзина, все время оставался чужим в кругах дворян и профессоров. К своей семье он относился с особой строгостью, а его авторитет был непререкаем.
Мать Соловьева звали Поликсеной Владимировной. Она принадлежала к украинско-польской семье дворян Романовых. А двоюродным прадедом Соловьева с материнской стороны был общепризнанный украинский философ XVIII века Г. С. Сковорода (1722—1794).
Обстановка ранних лет Соловьёва оказала благоприятное влияние на его будущего духовного развития: Владимир рос в семье со строгими правилами.
Соловьев получил среднее образование в 5-й московской гимназии, а высшее образование — в Московском университете. Особо одаренная и разносторонняя натура В. Соловьёва и его непрерывный и, можно сказать, страстный поиск наивысших истин проявился уже в ранние годы его жизни. Известно, что Соловьёв в раннем возрасте начал увлекаться трудами славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. А в годы окончания гимназии и годы начала университета, он зачитывался вульгарными материалистами того времени, а также пережил достаточно острое материалистическое направление. Из-за идей материалистов Соловьев перестал посещать церковь, а однажды даже выкинул иконы из окна своей комнаты. Это обстоятельство спровоцировало безумный гнев у отца семейства.
О том, с какой страстью Соловьёв стал изучать философию и знакомиться с учениями Шеллинга, Хомякова и Гегеля (также интересуясь Кантом и Фихте), именно об этом свидетельствует тот факт, что по окончании университета он сразу же написал магистерскую диссертацию и защитил ее в 1874 г.
Между
прочим, существуют некоторые сведения
о проживании В. Соловьёва в
Московской духовной академии. Он
пребывал в академии в
То, что
Соловьев в 21 год написал и
защитил диссертацию нужно
Летом в июне 1876 г. В. Соловьёв становится преподавателем в университете. В марте 1877 г. происходит профессорская ссора, и Владимир покидает Москву и переводится в Петербург. Там он входит на пост члена Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и вместе с этим начинает преподавать в университете, где в 1880 г. защищает уже докторскую диссертацию. Но в Петербургском университете в этот момент главную роль играет М. И. Владиславлев, который временем раньше положительно оценил магистерскую диссертацию В. Соловьёва. Именно Владиславлев относится к Соловьеву довольно холодно, так что Владимир занимает всего лишь должность доцента, но никак не профессора.
В 1881
г. преподавательская карьера
В. Соловьёва заканчивается
Из университета В. Соловьёв все же ушел, хотя его никто не выгонял и не увольнял. И, несмотря на обильные знания в области философии, и редкостную научную выучку, В. Соловьёв чувствовал, что он обязан стать проповедником, публицистом и вообще оратором, литературным критиком, возможно пророком и даже визионером — человеком, который предан изысканным духовным интересам. Быть профессором-преподавателем было для Соловьева просто невыносимо скучно. Поэтому он в дальнейшем целиком и полностью отдаёт себя написанию произведений только лишь церковного характера, которые уже тогда были подготовлены его философско-теоретическими раздумьями. В. Соловьев задумывает труд в защиту католицизма, который будет включать в себя три тома. Но по различным причинам цензурно-технического характера вместо этих, заранее запланированных, трёх томов, выходит в свет его работа «История и будущность теократии» (1886г.), а через три года в 1889 г., на французском языке, в Париже - «Россия и вселенская церковь». Поэтому в области богословия у В. Соловьёва появляется множество врагов и неприятностей, вплоть до запрещения ему печататься на тему церкви. Но опять же и здесь В. Соловьёв находит для себя выход. Широкий ум и глубокая натура философа обеспечили ему работу не только интересную, как богословие, но и работу литературно-критическую и эстетическую, доставляющее ему также великое удовольствие. Так или иначе в последние годы своей жизни, а особенно с 1895 г. Философ приближается к истинному призванию, а именно к философии.
В. Соловьёв
прожил жизнь «бездомным»
2. Социальные и идейно-теоретические истоки
Владимир Соловьев – это одна из крупнейших фигур в философии России, а также публицистики и поэзии второй половины XIX в. Этот философ до сих пор настолько непонятен науке, что изучение идей В. Соловьева предоставляет достаточно трудностей, не только из-за особой сложности, но и разносторонности его творческой натуры. Во-первых, самое главное, что мы сразу же замечаем при исследовании В. Соловьева, так это огромное беспокойство души, которое заставляет философа довольно болезненно понимать неустойчивость и безысходность старого мира. Этот великий в своей области ученый чувствовал приближение событий мирового, катастрофического характера; и это предчувствие задело его так глубоко и не передаваемо простым языком прозы, что Соловьев наконец-то стал изъясняться через пророчества и начал «рисовать» конец истории в духе исключительной мифологии4.