Философия древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 21:03, реферат

Краткое описание

Сегодня Китай является родиной одной из самых древних цивилизаций мира. Как показал процесс развития Китая, многими своими нынешними достижениями он обязан своей великой философии. Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад, она сумела, с одной стороны, сконцентрировать в себе глубоко укорененные черты китайской национальной психологии, а, с другой – оказать затем огромное влияние на культуру, поведение и мышление этого народа, способствуя распространению и закреплению наиболее продуктивных для его выживания и самосовершенствования свойств национального характера.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.docx

— 28.56 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня Китай является родиной одной из самых древних цивилизаций мира. Как показал процесс развития Китая, многими своими нынешними достижениями он обязан своей великой философии. Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад, она сумела, с одной стороны, сконцентрировать в себе глубоко укорененные черты китайской национальной психологии, а, с другой – оказать затем огромное влияние на культуру, поведение и мышление этого народа, способствуя распространению и закреплению наиболее продуктивных для его выживания и самосовершенствования свойств национального характера.

Философские воззрения древних китайцев зарождались и оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира. Верховным божеством являлся Шан-ди — первопредок и покровитель китайского государства. Ему подчинялись и боги, и духи. Часто в образе Шан-ди выступала персонифицированная сила Неба. По представлениям древних китайцев, безличное, но всевидящее Небо управляло всем ходом событий во Вселенной, а его первосвященником и единственным представителем на земле являлся император, носивший титул Сына Неба.

 Другой  особенностью китайской мифологии  был культ предков, который строился  на признании влияния духов  умерших на жизнь и судьбу  потомков. В обязанность предков, ставших духами, входила постоянная  забота о потомках, живущих на  земле.

 Следующей  отличительной особенностью китайских  мифов является представление  о мире как взаимодействии  противоположных начал: женского  инь и мужского — ян. В глубокой древности не было ни неба, ни земли, а вся Вселенная представляла собой бесформенный хаос. В этом бесформенном мраке родились два духа — инь и ян, деятельность которых привела к упорядочиванию мира: дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

 

Обычно принято считать, что философия Древнего Китая охватывает ряд учений классической китайской мысли, которые возникли и развивались от VIII в. до III в. до н.э. К ней относятся такие национальные философские школы, как даосизм, конфуцианство, легизм, а также менее распространенные, такие как моизм, школа имён, и школа инь-ян. В целом философия Китая характеризуется  тремя основными периодами:

VII (VIII) в. до н.э. – III в. н.э. – период зарождения и становления основных национальных философских школ.

III в. н.э. – XIX в. н.э. – проникновение и влияние буддизма на национальные философские школы Китая и адаптация основных школ к буддизму в форме чань-буддизма (влияние китайской культуры на буддизм), неодаосизма, неоконфуцинства.

XX в. н.э. и до настоящего времени – современный этап характеризуются преодолением замкнутости китайского общества и проникновением и обогащением китайской философии достижениями мировой и европейской философии.

Древними памятниками культуры Китая были мифологические тексты «Книги стихов» и «Книги перемен». В них описывалось происхождение мира: из бесформенного  мрака родились два духа – ян, олицетворяющий мужское начало и инь – женское начало. "Эти начала выражают соотношение небесного и земного, которое возможно только в форме единства порядка и хаоса. "Вещи, которые достигли своего предела, претерпевают превращения", - говорили китайские мудрецы, при этом в безостановочных изменениях сохраняется прочная основа, стержень. Мир движим борьбой и взаимовращением темного и светлого начал, а то, что приводит то к Инь, то к Ян, есть Дао (Путь)" [с. 52, 1].

Прежде чем перейти к рассмотрению основных философских школ Древнего Китая целесообразно подчеркнуть одну весьма специфическую особенность китайской философии в целом: она  необычайно стабильна. Эта стабильность основывается на подчеркивании исключительности китайского способа мышления, на основе которого веками формировалось чувство превосходства и нетерпимость ко всем другим философским взглядам.

Для китайской философии характерны следующие черты: восприятие Китая как центра всего существующего мира, восприятие космоса, природы, человека как единого целого, консерватизм, обращение мысли в прошлое, боязнь перемен и растворение личности в коллективе.

"Очень серьезное место в рамках древнекитайской философии всегда занимали вопросы управления обществом и государством, отношения между народом и его правителями, разработка моделей идеального общественного устройства и т.п. При этом чаще всего мыслители опирались на традицию и идеализировали давно минувшее прошлое – тот «золотой век», когда у власти находились мудрые правители. Тем самым философия Китая сохранила ориентацию на благородную и респектабельную «цикличность» в трактовке цивилизационных маршрутов мира, в отличие от соблазна «прогрессизма», захватившего Старый Свет во второй половине XVIII века" [с.4 ,2].

Одним из самых древнейших учений Китая является Даосизм. Его основателем был Лао Цзы (старый учитель). Жил в конце VI –  начале V вв. до н.э., считается старшим современником Конфуция. Ему приписывается создание книги «Дао дэ цзин», в которой было сформулировано учение, получившее название даосизма. Дао – это понятие, с помощью которого можно дать ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. Оно имеет два значения. Первое, Дао – это путь, по которому, развиваясь, должны следовать человек и природа, это универсальный мировой закон, который обеспечивает существование мира; Второе, Дао – это субстанция, из которой произошел весь мир, это первоначало, энергия, это своеобразная пустота, но содержащая нематериальную энергию.

Само дао не имеет источников, но является корнем всего. Оно везде проявляется, не имеет формы. Онтология дао – атеистическая, т.к. согласно дао – мир находится в спонтанном, неопределенном движении. Дао это тождественность, одинаковость, которая предполагает все остальное, это – единство мира. Дао существует постоянно, везде и во всем и для него характерно бездействие.

Все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, события, которые бы не были связаны с другими. Материя, из которой состоит мир, – едина, существует  кругооборот материи в природе. Мировой порядок, законы природы, ход истории не зависят от воли человека и поэтому образ жизни человека – покой и недеяние (бездействие).

Последователи Лао Цзы утверждали, что соблюдение естественных законов Дао позволяет человеку сохранить свою собственную природу, познать истину, стать человеком мудрым.

Вторым рассматриваемым учением выступает Конфуцианство, в центре рассмотрения которого был человек и его отношение с обществом. Пользуясь современным языком, можно сказать, что человек в конфуцианстве рассматривается как субъект социальной жизни.

Основоположником этой школы является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), который жил в 551-479 г.г. до н.э. Конфуций сосредотачивается на проблемах воспитания человека в духе уважения и почтительности по отношению как к окружающим людям, так и к обществу. Основные проблемы, который исследовал Конфуций:

- как  необходимо управлять людьми?

- как  должен человек вести себя  в обществе?

Вопросы онтологии почти не интересовали и Конфуция, и его последователей. Его учение – это учение об этических правилах, социальных нормах, о регулировании общественных отношений. Это учение характеризуется консерватизмом, о чем заявлял сам Конфуций, говоря, что он излагает старое и не создает новое.

Конфуций разработал учение о порядке (ли), т.е. нормы конкретных отношений, действий, правил, обязанностей, которые были образцом и одновременно законом, который должен регулировать отношения между людьми в обществе. Это были не только общие установки, принципы поведения, но и этикет – правила внешнего поведения человека.

Он считал, что если люди будут придерживаться этого порядка, то это будет способствовать должному исполнению должностных обязанностей, а все люди станут братьями. Порядок наполняется добродетелью (дэ). Конфуций считал, что благородному человеку должны быть присущи четыре добродетели: в частном поведении – вежливость, в службе – точность, а также человечность и справедливость по отношению к людям.

Следующим рассматриваемым учением выступает Моизм. Моистская школа получила свое название по имени основателя Мо Цзы (Мо Ди). "Школа моистов, в деятельности которой было два этапа (ранний и поздний), просуществовала до конца III в. до н. э. Мо-цзы и его последователи принадлежали к прослойке «служилых» (ши), близких к свободным трудовым низам китайского общества — земледельцам, ремесленникам, торговцам. Отражая интересы этих слоев, монеты вели решительную идейно-теоретическую борьбу против взглядов конфуцианцев, отстаивавших незыблемость господства наследственной аристократии" [c.175, 3].

Мо Цзы ограничил свои интересы в философии исключительно проблемами социальной этики, однако его последователи проявили интерес к теории познания и к проблеме достоверности, истинности знания. Познание начинается с чувственного соприкосновения с действительностью, а затем стремится к пониманию воспринятого чувствами. Интересна и глубока для этого времени их мысль о том, что достоверность знаний человека должна проверяться опытом.

Следующим рассматриваемым учением выступает Легизм или школа законников. Основателями легизма считаются Шан Ян (390-338гг до н.э.) и Хань Фэй (288-233гг. до н.э.), в III веке до н.э. считался официальной идеологией Китая.

Исходная проблема, которой занимались представители школы легизма, подобна конфуцианской проблеме: как управлять обществом? Однако ответ на этот вопрос в легизме отличается: на место мягкого управления, сторонниками которого были представители конфуцианства, ставится требование, согласно которому управление государством будет эффективным только, когда оно опирается на государственное насилие, основанное на жестких предписаниях, императивных требованиях – законах. Некоторые из принципов легизма можно было увидеть в конфуцианстве и в даосизме, но имеются и новые мотивы и постулаты, которые принадлежат собственно легизму.

Стимулом для правомерного поведения граждан может быть исключительно страх перед наказанием. Критерием, по которому можно различить правомерное и неправомерное поведение, может быть только закон; наказания тоже должны строго регулироваться законом. Перед законом равны и одинаково подлежат наказанию за противоправные деяния и простолюдины и высшие чиновники.

Также стоит упомянуть школу имён (минцзя) и школу «инь-ян» (инь ян цзя). Основная проблематика школы имён — это соотношение «имён и реалий» (мин-ши). В историко-философской литературе школу также называют школой софистов, школой номиналистов, школой диалектиков. Школа Инь Ян специализировалась в натурфилософско-космологических и оккультно-нумерологических вопросах. Последователи этой школы пытались дать интерпретацию событий исключительно в понятиях природных сил, поэтому она обычно трактуется как натурфилософская.

Центральная концепция школы Инь Ян — универсальность дуализма сил Инь Ян и цикличность взаимодействий порождённых ими Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Земли. В этой концепции рассматривалось всё развитие Мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение, необходимо отметить, что философия Древнего Китая состояла из 6 школ:

  1. Даосизм. Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое.
  2. Конфуцианство. Правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством.
  3. Моизм. Смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.
  4. Легизм. Школа занималась проблемами социальной теории и государственного управления.
  5. Школа имён (минцзя). Несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу.
  6. Школа «Инь-ян» (инь ян цзя). Универсальность дуализма сил Инь Ян и цикличность взаимодействий порождённых ими Пяти Элементов [4].

Стоит отметить, что для философии Древнего Китая характерны сближение микро и макромира, сущего и несущего, материального и идеального. В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Торосян В.Г. История и философия науки: учеб. для вузов/ В.Г. Торосян. - Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 368с.
  2. Румянцева Т.Г. Философия Древнего Китая и современность // Беларусь – Китай. Сборник научных трудов. Выпуск 8. Третья Международная конференция «Китай в современном мире», Минск, 21-23 октября 2010 год. Китай в современном мире. Минск, 2010-. С. 310-315.
  3. Литвинова Л.В, Тюленева Е.К. Древнекитайская философия. СОбрание текстов в 2-х томах(т.1). - Москва: "Мысль", 1972. - 363с.
  4. Китайская философия. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Китайская_философия – Дата доступа : 28.12.2013.

Информация о работе Философия древнего Китая