Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 23:19, доклад
Краткое описание
Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей.
Философия как способ и форма
духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла
в Древней
Греции. Для обозначения особой сферы
знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала
в себя всю совокупность знаний о мире.Рост
потребности в получении знаний и расширение
масштабов их применения на практике стимулировали
увеличение их объема и многообразия и
привели к дифференциации знаний, выражающейся
в появлении разных наук. Разложение единого
знания на отдельные науки, начавшееся
еще в период
античности, не означало исчезновения философии.
Наоборот, появилась потребность в особом
разделе знания, способном выступить в
качестве средства интеграции знания,
и способа выработки наиболее общих принципов
и норм познавательной и преобразовательной
деятельности людей. Постепенно философия
сконцентрировала свое внимание на теоретизировании
вокруг наиболее общих мировоззренческих
проблем природы, общества и мышления,
стремясь дать ответы на вопросы о целях
и смысле существования общества и личности.
На эти вопросы, возникающие в исторически
конкретных условиях жизни, невозможно
дать ответы, пригодные для всех времен
и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие
вопросы, стремились получить такие ответы
на них, которые соответствовали их потребностям
и уровню интеллектуального развития.
Причем в разных исторических условиях
меняется не только набор мировоззренческих
вопросов, но и преобразуется сама их иерархия,
а также характер желаемых ответов на
них. Это закладывает основу для специфики
в понимании предмета философии и в его
содержание.Следует учесть, что долгое
время предмет философии многими учеными
отождествлялся с предметом науки вообще,
а знания, содержащиеся в рамках отдельных
наук, рассматривались как компоненты
философии. Такая ситуация сохранялась
вплоть до ХVIII в. Однако на передний план
философствования разные мыслители выделяли
те грани предмета философии, которые
были для них объектом первоочередного
интереса. Нередко отдельные мыслители
ограничивали предмет философского исследования
лишь некоторыми, казавшимися им наиболее
существенными частями. Иными словами,
надо иметь в виду, что предмет философии,
как и представления о нем формируется
с развитием научного знания, т. е. сведения
о нем складываются в ходе преобразования
самой философии. Например, из истории
философии известно, что в качестве предмета
философии для первых древнегреческих
философов выступал природный мир, позднее
для Аристотеля в этом качестве выступил весь
мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков
предмет философии главным образом очерчен
кругом проблем, относящихся к человеку
в мире. Христианские философы средневековья
предмет философии сводили к взаимосвязи
между человеком и Богом. В Новое время
на передний план в структуре предмета
философии выдвигаются проблемы познания,
методологии. В эпоху просвещения для
многих европейских философов предметом
размышлений снова становится человек
со всем множеством его отношений. В ХIХ
— ХХ вв. многообразию школ и представлений
в мировой философии соответствует и богатство
представлений о характере ее предмета.
В наши дни в качестве предмета философских
размышлений выступает природный и социальный
мир, а также человек в нем как многомерная
и многоуровневая система во всем изобилии
связей. Философия изучает наиболее общие
стороны, свойства, тенденции развития
мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации,
существования и развития природы общества,
человека и его мышления, раскрывает цели
и смысл существования человека в мире.
При этом современная философия свои выводы
основывает на обобщении данных частных
наук.
Формирование философского
языка, приемов и методов философского
познания выступает лишь компонентом
цели философии. Сущность же цели философии
заключается в том, чтобы научить человека
мыслить и на этой основе определенным
образом относиться к миру. Реализация
философией этой цели превращает ее в
основу для понимания человеком смысла
и цели жизни, уяснения причастности к
тому, что происходит в мире.
Такое понимание цели философии
и ее назначения сложилось не сразу. Платон, философия
— это любовь к мудрости и средство достижения
совокупного знания, а также условие правильной
организации личной и общественной жизни.
Аристотель, философия — исследование
причин и принципов существования вещей,
т. е. ее целью выступает выявление и фиксация
таких причин и принципов. Стоики рассматривали
философию как средство организации должного
отношения человека к миру, обществу и
самому себе. Цель философии отсюда заключается
в обеспечении следования долгу. Эпикурейцы
видели в философии руководство к достижению
счастья. Соответственно целью философии
для них было обеспечение достижения счастья.
Для Фомы Аквинского философия — это знание
истины, относящейся к первому началу
бытия. И, следовательно, цель ее — в раскрытии
таких истин. В понимании Р. Декарта философия
— не только условие благоразумия в делах,
но и источник знания обо всем, что познает
человек. Согласно Т. Гоббсу, философия
есть познание, объясняющее действия из
известных нам причин или производящих
оснований. В понимании цели философии
они были близки и видели ее в выполнении
этой дисциплиной роли средства организации
познания мира и руководства практикой.
Для И. Канта философия является наукой
о последних целях человеческого разума.
Соответственно цель этой науки видится
И. Кантом в их выявлении.
Г. В. Ф. Гегель считал
философию мыслящим рассмотрением предметов,
проникновением в разумное, постижением
наличного и действительного. Иными
словами, такое проникновение и постижение
и есть цель философии. По мнению М. Хайдеггера,
философия — это размышление, направленное
на целое и предельнейшее. Следовательно,
целью философии выступает прояснение
сути целого и предельнейшего.
В отечественной философии
наших дней отражены разные представления
о ее целях, что находит выражение в разнообразии
определений понятия “философия”. Одни
представители этой науки определяют
ее как высший вид миросозерцания. Другими
она отождествляется с мировоззренческой
рефлексией или деятельностью направленной
на составление представлений о ценностях
жизни. Для третьих данная дисциплина
обозначает науку о наиболее общих законах
движения и развития в природе, обществе
и мышлении. Четвертые определяют ее как
учение, особую систему взглядов, знаний
о мире в целом и принципах отношения к
нему человека. В имеющихся в учебной литературе
определениях философии обращается внимание
на такие существенные возможности философии,
как возможность быть основой миропонимания,
мировоззрения, выступать средством выявления
наиболее общих законов и принципов движения
и развития в природе, обществе и мышлении,
с одной стороны, и быть основанием выработки
и воплощения принципов организации оптимальной
жизнедеятельности людей, с другой стороны.
Множественность представленных в трудах
философов смыслов понятия философии
свидетельствует о многогранности ее
содержания и сложности цели ее предназначения.
Концентрированное содержание этой цели
заключается в выработке основополагающих
принципов практики жизнеобеспечения
социальной общности.
Обобщение изложенного выше
опыта определений философии предоставляет
право определить ее следующим образом: философия — это форма
духовной деятельности, вырабатывающая
на основе развивающейся системы знаний
о мире в целом, о наиболее общих законах
природы, общества и мышления основополагающие
принципы, ориентирующие человека в его
практике.
Состав: теоретическая философия
(систематическая философия); социальная
философия; этика; эстетика; логика; история
философии.
Особым разделом в философии,
проблематика которого входит как в общетеоретическую
(систематическую философию), так и в социальную
философию, является философия науки.
Социальная философия включает в себя
социальную онтологию, т. е. учение о бытии
и существовании общества, философскую
антропологию, т. е. учение о человеке,
и праксеологию, т. е. теорию человеческой
деятельности. Социальная онтология наряду
с изучением наиболее общих проблем существования
и развития общества исследует философские
проблемы экономики, политики, права, науки
и религии.
Философия ориентирует на творческое,
динамичное, разностороннее, комплексное
отношение к действительности, учит жизни
непосредственно, т. е. из анализа самого
ее процесса, конкретно на самой «дороге
жизни».
Всякая философия
представляет собой мировоззрение. Философия как мировоззрение
есть результат отражения мира. Философия – это высший
уровень и вид мировоззрения, теоретически
оформленного, системного и рационального. Философия призвана
вскрывать рациональный смысл и всеобщие
закономерности существования и развития
мира и человека.
Философия формировалась и развивалась
на основе противоречия между мифологическим
мировоззрением и элементами преднауки.
Осмысление процессов и явлений окружающего
мира вело к возникновению в структуре
мировоззрения элементов философского
знания, а рост естественнонаучной информации
приводил к формированию научных идей.
История развития философии свидетельствует
о неразрывной связи философии и науки.
Важной проблемой остается вопрос:
наука философия или мировоззрение или,
может быть, методология (учение о методе)?
Действительно, философский способ познания
– это система наиболее общих приемов
теоретического и практического познания,
а также способ построения и обоснования
самогó философского знания. Для многих
наук философия выступает в качестве методологического
базиса любых практических исследований.
Одновременно философия представляет
собой и науку: у нее есть все признаки
науки – объект и предмет исследования,
цели, задачи и функции, методы и логико-категориальный
аппарат.
Критерии научности: – объективности;
– рациональности; – доказательности;
– особой системности знания, т. е. это
не простая упорядоченность, а упорядоченность
по осознанным принципам.
Научная философия требует строгого
обоснования своих утверждений, но характер
их обоснования иной, чем у конкретных
наук. Выдвигая новые положения, философия
опирается не на факты непосредственно,
а на обобщения этих фактов конкретными
науками. Словом, она осуществляет вторичное
обобщение опыта. При этом в роли философских
фактов выступают теоретические обобщения
(законы, понятия, положения) конкретных
наук. Философия (по существу) – это
наука, предметная специфика которой состоит
в познании и формулировании наиболее
общих законов возникновения, функционирования,
развития и взаимодействия Природы, Общества
и Человеческого мышления.
Таким образом, предметом
философии, в отличие от других наук,
выступают наиболее общие законы, а объектом
философии – природа, общество
и человек, что опять же является мировоззренческим
абсолютом, шире которого ничего быть
не может.
Структура
современной философской науки такова:
– онтология –
учение о бытии, его сущности, проявлениях
и структуре;
– гносеология
(теория познания) – учение о знании, об
источниках, способах, сущности, границах,
видах и методах познания и т. д.;
– аксиология – учение о ценностях, их природе,
видах, структуре;
– этика – учение
о морали и нравственности, добре и зле,
о добродетели и справедливости, о долге
и счастье;
– эстетика – учение
о прекрасном во всех его проявлениях;
– философская антропология
– учение о человеке;
– социальная философия
– учение о сущности, структуре общества
в целом, о наиболее общих законах его
существования и развития и др.;
– эпистемология
(учение о знании) – изучает особенности,
сущность, значение научного знания и
познания, его основания и предпосылки,
а также принципы и методы, формы и цели.
Основные
функции философии.
– мировоззренческая,
связанная с понятийно-абстрактным объяснением
мира. Большинство частных наук рассматривают
явления действительности объективно,
т.е. безотносительно к человеку и человечеству.
В познании своих объектов они стремятся
прийти к знанию, максимально очищенному
от всего субъективного, личностного,
от человеческих ценностей и желаний. Философия в свою
очередь ставит в центр своего рассмотрения
отношение человека к миру, стремится
понять любое явление в его отношении
к человеку, его ценностям и устремлениям;
– методологическая,
заключающаяся в том, что философия выступает
как общее учение о методе. Каждая
из наук стремится выработать истинные
и эффективные методы деятельности в своей
сфере (физика – в области физических
явлений, биология – в области явлений
живой природы и т. д.). Поскольку главная
сфера философии – всеобщее, то методам,
которые она вырабатывает, также присуща
всеобщность. Это означает, что методические ориентации,
предлагаемые философией, применимы к
любому объекту действительности и необходимы
как для его глубокого, истинного познания,
так и для надежной, эффективной деятельности;
– прогностическая, формулирующая гипотезы
о развитии материи и сознания, человека
и мира. Истинно мудрый стремится,
как мы уже говорили, не просто познать
мир и преобразовать его (К. Маркс), предсказать,
спрогнозировать тенденции его изменения;
– критическая,
основывающаяся на принципе сомнения
и играющая антидогматическую роль. Философия, будучи
целостным самосознанием науки, культуры,
общества, неизбежно становится критическим
зеркалом, выявляющим изъяны, трагические
разломы развития, предупреждающим о возможной
дисгармонии и катастрофах. Благодаря
своей критической функции и способности
обозревать объекты, далеко выходя за
их границы как во времени, так и в пространстве,
философия выполняет важную работу исторического
экскурса, схватывания духа и смысла эпохи,
упреждающего выдвижение перед обществом
назревающих глубинных проблем;
– аксиологическая,
заключающаяся в том, что философия подходит
к исследованию бытия с точки зрения самых
различных ценностей (этические, эстетические,
социальные и т. д.);
– социальная, способствующая объяснению
и пониманию сущности социального бытия
и его материальному и духовному совершенствованию;
– духовно-гуманистическая,
заключающаяся в жизнеутверждающей роли
философии, способствующей выработке
у индивида общечеловеческих ценностей
и идеалов. Философия стремится
защитить человека от духовной серости,
потери высокого смысла своего существования,
от неблагодарности ко всему, что обеспечивает
ему жизнь. В структуре реализации
данной функции заложена защита духовного
мира человека от обывательской ограниченности,
животного эгоизма, «ослепленности» потребительскими
устремлениями к роскоши и богатству,
«глухоты» к тому, что неограниченный
рост потребностей ведет к необратимой
деградации природной среды.
Таким образом, философия выступает,
прежде всего, как учение о поиске первопричин,
начал и оснований сущего. Философия – это
также исследование первых оснований
и предпосылок мышления, деятельности
и ценностей. Философия в поисках первоначала
всего существующего приходит к пониманию
всеобщего, единого. Подобная тяга к пониманию
мирового всецелого, вопрос о его сущности
и стремление его разрешить – все это
и составляют суть философии.