Философия европейского средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 06:56, реферат

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение философии европейского средневековья. Так как средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения — почти целое тысячелетие, то данный период делится на Раннее средневековье, которое характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), и зрелое средневековье (начиная с XI в.) связанное со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Содержание

Введение
1. Философия европейского средневековья
1.1 Развитие средневековой философии от патристики до схоластики
1.2 Основные принципы религиозно – философского мышления и мировоззрения
1.3 Номинализм и реализм: споры в средневековой схоластике
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Средневековья.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

  «Дальневосточный государственный  университет 

путей сообщения»

 

 

 

 

Кафедра: «Философия»

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Философия европейского средневековья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Метелев В.А.

Проверил: Штейнберг А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

                                                              2013

План

Введение

1. Философия  европейского средневековья

1.1 Развитие  средневековой философии от патристики  до схоластики

1.2 Основные  принципы религиозно – философского  мышления и мировоззрения

1.3 Номинализм  и реализм: споры в средневековой  схоластике

Заключение

Список литературы

 

Введение

Целью данной контрольной работы является изучение философии европейского средневековья. Так как средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения — почти целое тысячелетие, то данный период делится на Раннее средневековье, которое характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), и зрелое средневековье (начиная с XI в.) связанное со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Наиболее сильное влияние на западную философию  оказала христианская религия:

как понимать Бога, Троицу, творение и пр. Философия полагалась "служанкой  богословия", в чем философы Нового времени, а зачастую и современности, усматривали ее приниженный статус. Само понятие о том, что такое  философия, калькировалось с понятием о ней в античности или в  Новое время, и иным оно не мыслилось. Самостоятельного философствования в  ту пору не существовало, оно являлось консервантом античных традиций при  одном инструменте теоретизирования - формальной логике и при одном  инструменте согласования всеобщего  и единичного - символе.

Действительно - и в этом состоит ее исключительность - философия этого периода была тесно сопряжена с теологией, проблематика же основывалась на бытийном отношении Бог - человек.

Основные  понятия данной темы:

Патристика (от лат. pater - отец) - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв., которых принято назывть "святыми отцами (и учителями) церкви".

Схоластика (от греческого scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап. Европе в средние века.

Номинализм, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей. Возник в XI-XII вв., получил особое развитие в XIV-XV вв.

Реализм (от ср. - век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания.

 

1. Философия  европейского средневековья

Без философии христианство ни при каких условиях не смогло бы сформироваться, как религия высочайшего уровня: как религия космополитическая, как религия абстрактного монотеизма.

На  формирование религиозного мировоззрения  христианства, еще на его ранних этапах наряду с иудейской Библией (Танахом, Старым заветом) большое - можно сказать, определяющее - влияние оказала философия греко-римского мира: неоплатонизм, поздний стоицизм, эклектика, гностицизм, неопифагорейство. В меру превращения в мировую религию христианство вынуждено было более или менее четко сформулировать основные положения своего вероучения.

А этого оно, как религия высшего  уровня развития, никак не могло  бы осуществить без философии, без  использования философских категорий  и логики Аристотеля и стоицизма. В этой области особенная заслуга  принадлежит тем деятелям христианской церкви, которые еще с конца 2-го столетия начали философскую обработку  христианского мировоззрения. Решающий вклад в формирования и развитие христианского мировоззрения внесли деятели Александрийской и Антиохийской богословских школ. Первая из них опиралась на платонизм, а вторая - на аристотелизм. Среди множества Отцов и Учителей церкви того времени следует отметить и запомнить таких деятелей, как Климент Александрийский, Ориген, и много других, которых церковь со временем провозгласила святыми или же, и такое было, обвинила в ересях и отлучила от церкви.

 

1.1 Развитие средневековой философии  от патристики до схоластики

Духовное  наследие Отцов и Учителей церкви в христианских богословских кругах получило название: "Патристика". В истории европейской философской  мысли деятели патристики сыграли  двойственную роль: с одной стороны  они положили конец философии  античной, а с другой - положили начало философии средневековой.

Использование Отцами и Учителями христианской церкви философии пошло на пользу христианству и в то же время нанесло  непоправимый вред самой философии. По словами известного немецкого философа Фридриха Ничше (1844-1900), "христианство испортило кровь философии". Церковь сначала воспользовалась философией для формулирования догматов своего вероучения, для приведения в определенную систему своего вероучения и мировоззрения. Но с другой стороны, патристика поработила философию, превратив ее в богословие (теологию), - в учение, оправдывающее и разрабатывающее религиозное мировоззрение.

Патристы не ставили себе целью развивать философию, они только использовали философию для формирования христианского мировоззрения. Отцы и Учителя церкви начинали свою деятельность с конца второго столетия - еще в условиях преследования христианства властью Римской империи. После провозглашения христианства государственной религией Римской империи деятели церкви обсуждали и утверждали положения своей веры на Вселенских и поместных церковных соборах. Эти решения утверждались византийскими императорами, оглашались папами, патриархами и самими Отцами церкви. С 4-го по 8-ое столетие в исключительно единая в рамках Римской бывшей Римской империи христианская церковь провела семь Вселенских соборов, последний из которых состоялся в 787 году и учредил в христианской церкви поклонение иконам и моление умершим святым. Таким образом к концу 8-го столетия завершилось формирование комплекса того религиозного мировоззрения, которого католическая и православная церкви официально придерживаются и сегодня. С точки зрения истории развития собственно философской мысли можно констатировать, что в восьмом столетии завершается период творческого развития христианского мировоззрения и начинается период схоластики - философского истолкования христианского мировоззрения.

Сами  деятели патристики не были философами, - они были богословами. Содержание своей теологии/философии они  вычитывали в текстах Старого  и Нового заветов, брали из решения  Вселенских и поместных соборов, в текстах произведений церковных  авторитетов, - у своих предшественников, тех же Отцов и Учителей церкви. Именно таким образом в христианстве утвердилось "аргументированное  учение" о том, каким образом  Бог за шесть дней создал весь материальный и духовный мир. Это учение впоследствии получило название: "Креационизм". Таким же образом были созданы  все другие концепции религиозного вероучения:

Иммортализм - учение о бессмертии души;

Экклесиология - учение о месте церкви в деле спасения человека; Христология - учение о соотношении человеческой и божественной природы в лице Иисуса Христа;

Сотериология - учение о факторах и путях спасения;

Тринитология - учения о Боге, который троичен в лицах и един по существу;

Эсхатология - учение о конечных судьбах Вселенной  и человечества и тому подобные трактовки  христианского религиозного мировоззрения.

На  основе перечисленных выше богословских концепций и в их рамках началась история и развитие в Европе средневековой философской мысли. Среди деятелей патристики наибольшее влияние на начальные этапы формирования европейской философской мысли оказало творчество Блаженного Августина и Дионисия Ареопагита (Петра Ивера).

Августин, епископ гиппонский (354-430) из позиций неоплатонизму впервые изложил более или менее полную систему христианского мировоззрения. В своеобразному истолковании им христианских верований он видел решение всех мировоззренческих проблем: происхождения мира - в библейском рассказе о шести днях творения; причину существования в мире зла - в грехопадении Адама и Евы, которые съели запрещенный Богом плод из дерева добра и зла; смысл жизни человека - в ожидании Страшного суда и Царства божьего на земле; приобретение истинных мировоззренческих знания - в восприятии на веру всего церковного учения и так далее.

Хотя  у Августина есть свыше десятка  чисто философских произведений, свою философию он наиболее полно  изложил в сугубо богословских произведениях. Самыми значительными - и по содержанию, и по объему, и по влиянию на историю  философской мысли - являются два  его большие произведения: "De civitatae Dei" (О граде божьем) и "Confession" (Исповедь). В первом из них Августин пишет о Церкви, как городе божьем на земле (Церковь воинствующая) и город божий на небе (Церковь торжествующая); во втором - о своем переходе от язычества до христианства, о жизни грешника до христианства и жизни по божьему предназначению после принятия христианства. Оба произведения нашли не только своих учеников, но и подражателей. По стилю произведений Августина целая плеяда видных деятелей европейской культуры расписывали будущие проекты коммунистического общества (Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле) писали биографические исповеди (Пьер Абеляр, Жан-Жак Руссо, Л.Н. Толстой). Августин ввел в христианское мировоззрение мысли и стиль философствования Платона и его последователей, особенно неоплатоников. В так называемой христианской философии до настоящего времени существует направление августинианства, есть монашеские ордена, которые следуют образу жизни святого Августина (августинианцы).

Средневековая философия так же вошла в историю  мысли под именем схоластики. Главная  отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно  рассматривает себя как науку, проставленную  на службу теологии. Термин "схоластика" происходит от греческого слова schole - "школа"; "схоластика" - значит "школьная философия".

Эта философия развивалась исключительно  в рамках христианской церкви, в  ее стенах и под ее диктат. Схоластика занималась исключительно истолкованием  и теоретическим оправданием  всех элементов церковного христианского  мировоззрения. Свое учение схоластика подтверждала ссылками на Библию ("Это  правда, ибо так написано в Библии".) А поскольку сама Библия об одних  и тех же вещах говорит противоречиво, то свое понимание библейского учения богословы (теологи) оправдывали ссылками на решения Соборов и на учение Святых Отцов. ("Это понимание  Библии правильно, ибо именно так  толковал Библию такой-то и такой-то святой отец".) Из-за всего этого  схоластика была оторвана от жизни, от подлинных мировоззренческих интересов  современников. Схоласты обсуждали  и проводили жаркие дискуссии  по таким, например, "философским" проблемам: "Что кушает Сатана?", "Сколько ангелов может танцевать на острие иголки?", "Может ли Всемогущий Бог создать такой камень, которого бы и сам не поднял?", "Если Бог все может, то может ли он сделать бывшее не бывшим? сделать распутницу девой? поместить грешника в рай, а праведника отослать в ад? поступить вопреки тому, что он знает наперед?" Схоластика замкнулась в рамках школ и университетов и вызывала интерес только у тех, кто в них в них находился. Выход за границы церковного учения строго воспрещался.

Во  вступлении до учебника по философии  схоласт Кассиодор писал: "Вместо того, чтобы заносчиво искать новых знаний, следует удовлетворять жажду у источника древних".

В 8-м столетии в Западной Европе по образцу византийских появляются свои школы. Как и школы византийские, они стали родоначальниками и рассадниками схоластики. Наиболее известными в этом отношении были школы в Шартре, Лионе, Реймсе и Фульде. Развитию школьного образования способствовало возникновение первого западноевропейского университета в Болоньи, а потом - в Париже. Университеты формировались и содержались феодалами, но преподавателями в них были почти исключительно монахи и священники. Кроме богословия в них обязательно преподавали и философию. Изучение философии сводилось преимущественно к толкованию библейского текста и изучению патристики.

Во  всех учебниках по истории европейской  философской мысли после описания патристики излагается история философии  исключительно в Западной Европе, - точнее - в странах распространения  католицизма. Объективная причина  этого заключается в том, что, во-первых, только в Западной Европе прослеживается наследственность развития философии от патристики до схоластики. Во- вторых, только в Западной Европе достигнуто наибольших значительных результатов  в развитии философских знаний.

Информация о работе Философия европейского средневековья