Философия жизни - Шопенгауэр о любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:19, реферат

Краткое описание

Артур Шопенгауэр - немецкий философ-иррационалист. Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра таил в себе всегдашний разлад между обуревавшими его страстями, житейской расчётливостью и увлечённостью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он даёт своим соперникам или тем, которых он считал за таковых. Наиболее яростно стал нападать он на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления.

Содержание

Введение……………………………………………………………стр. 3-5
2. Основная мысль……………………………………………………стр. 5-6
3. Главные мысли основных разделов………………………………стр. 6-9
3.1. Обобщение………………………………………………………..стр. 6-7
3.2. Внешность………………………………………………………..стр. 7-8
3.3. Психология……………………………………………………….стр. 8-9
4. Связь………………………………………………………………...стр.9-10
5. Заключение…………………………………………………………стр. 10-12
6. Список источников………………………………………………...стр. 13
7. Список литературы………………………………………………...стр. 13

Вложенные файлы: 1 файл

шопенгауэр.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

              Министерство Образования Российской Федерации  

Алтайский Государственный Технический Университет им. И.И. Ползунова

 

 

 

                           Институт Экономики и Управления

 

                                               Реферат

             Тема:       Философия жизни - Шопенгауэр о любви

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнила студентка 2 курса,    

                                                                                гр. ГМУ-11. Е. Ю. Ширяева.         

                                                                               Научный руководитель:

                                                                               к. ф. н., доцент Васильев С. Ф.

 

 

 

 

 

                                          Барнаул 2012

                                         Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………стр. 3-5

2. Основная мысль……………………………………………………стр. 5-6

3. Главные мысли основных разделов………………………………стр. 6-9

3.1. Обобщение………………………………………………………..стр. 6-7

3.2. Внешность………………………………………………………..стр. 7-8

3.3. Психология……………………………………………………….стр. 8-9

4. Связь………………………………………………………………...стр.9-10

5. Заключение…………………………………………………………стр. 10-12

6. Список источников………………………………………………...стр. 13

7. Список литературы………………………………………………...стр. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Артур Шопенгауэр - немецкий философ-иррационалист. Раздражительный  и злопамятный характер Шопенгауэра  таил в себе всегдашний разлад между  обуревавшими его страстями, житейской расчётливостью и увлечённостью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он даёт своим соперникам или тем, которых он считал за таковых. Наиболее яростно стал нападать он на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления.

Основное сочинение  философа — двухтомный труд «Мир как  воля и представление» (1819—1844). В  нем он сводит априорные формы  времени, пространства и категории  рассудка, введенные в научный  оборот И. Кантом, к единой основе, которую называет «законом достаточного основания». Мир видится Шопенгауэру слепой, безосновной волей к жизни, делящейся на множество «объективации», каждая из которых стремится к безусловному господству над всеми прочими, что порождает бесконечную «войну всех против всех». Подчеркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой воле к жизни с ее бессмысленностью и вечной неудовлетворенностью, Шопенгауэр — в противовес Лейбницу — называл мир «наихудшим из возможных», а свое учение — «пессимизмом».

Публика середины XIX века проявляла интерес к младогегельянству  и к работам Фейербаха, но никак  не к шопенгауэровской философии  пессимизма. Всё это только увеличивало  как мизантропию, так и негодующее отношение непризнанного мыслителя к университетским философам вообще и специально к учениям Гегеля и его последователей- младогегельянцев. Философия Шопенгауэра получила распространение только со 2-й половины XIX в., став предшественником ряда концепций глубинной психологии. Основные идеи Шопенгауэра упали теперь в обстановке послереволюционной политической реакции в Германии, на вполне благоприятную почву. "Иные времена", о которых ранее мечтал философ, настали. Последнее десятилетие жизни философа охарактеризовалось растущей популярностью, появились и ученики. Влияние Шопенгауэра испытали Р. Вагнер, Ф. Ницше, Т. Манн и др.

Отношение мужчины к  женщине всегда являлось актуальной темой, так как она напрямую относится  ко всем людям. И как бы то не было, окружает нас везде -  в семейных отношениях, в дружественных, в деловых, и т.п..

Все поэтические, все  драматические, все художественные произведения – не что иное как изображение половой любви. Удивляться мы должны не тому, что и философ решил избрать своей темой эту постоянную тему всех поэтов, а тому, что предмет, который играет столь значительную роль во всей человеческой жизни, до сих пор почти совсем не подвергался обсуждению со стороны философов и представлял для них неразработанный материал.

Вся влюбленность, какой  бы эфирный вид она себе ни придавала, имеет свои

корни исключительно  в половом инстинкте.

Главная проблема по Шопенгауэру  – это женщина.

У него прослеживается  метафизическая  основа жизни. Любовь есть неудержимый инстинкт , могучее  стихийное влечение к продолжению рода . Влюбленный не имеет себе равного по безумию в идеализации любимого существа , а между тем все это “военная хитрость” гения рода , в руках которого любящий является слепым орудием , игрушкою . Такой взгляд на любовь между полами делает женщину главной виновницей зла в мире , ибо через нее происходит  постоянное новое и новое утверждение воли к жизни . “ Узкоплечий , широкобедрый , низкорослый пол” лишен всякой истинной оригинальности  духа , женщины не создали ничего истинно великого , они легкомысленны и безнравственны . Благодаря их любви и стремлению к роскоши , происходит  9/10  экономических бедствий человечества. В конце концов  Шопенгауэр смог сказать, что женщина – это та веревка , на которой черти тащат души грешников  в ад . 

 

 

2. Основная мысль 

Главная мысль текста заключается в половом инстинкте. Почему же такой пустяк играет столь  серьезную роль и вносит раздор и  смуту в человеческую жизнь?

В этих фривольных шашнях любви созидаются будущие

поколения. Все любовные истории каждого наличного поколения, взятые в целом, представляют собою, таким образом, серьезную «думу всего человечества о создании будущего поколения». Воля индивидуума выступает в своем повышенном качестве, как воля рода. Эта важность и есть то, на чем зиждется пафос и возвышенный строй любовных отношений, трансцендентный момент восторгов и страданий любви. То, что в индивидуальном сознании сказывается как половой инстинкт вообще, без сосредоточения на определенном индивидууме другого пола, это воля к жизни, просто как таковой. Направленный на определенную личность –

воля к тому, чтобы  жить в качестве строго определенного  индивидуума. Разве точное определение индивидуальностей грядущего поколения не является гораздо более высокою и достойной целью, чем все безмерные чувства и мыльные пузыри.

Если истинною целью  любви считать это, то окажутся соответствующими делу все околичности любовного романа, все бесконечные усилия и муки, с которыми связано стремление к любимому существу. Сквозь все эти порывы и усилия пробивается в жизнь грядущее поколение во всей своей индивидуальной определенности. Трепет этого поколения слышится уже в том осмотрительном, определенном и прихотливом выборе, взрастающая склонность двух любящих существ – это уже собственно воля к жизни нового индивидуума. И наоборот, решительное и упорное отвращение, которое испытывают друг к другу мужчина и девушка – доказательство того, что дитя, которое они могли бы произвести на свет, было бы дурно организованное, внутренне дисгармоничное, несчастное существо.

Мужчина при выборе спутницы жизни ведет себя как животное с его инстинктами: "все для продолжения рода". Он выбирает здоровую, хорошо сложенную женщину, чтобы у детей была хорошая наследственность. Так же он и обращает все свое внимание на других женщин, даже не смотря на то что у него уже есть одна, ведь у самцов производительная функция намного быстрее чем у женщин.

3. Главные мысли  основных разделов

3.1. Обобщение.

 

Прежде всего надо заметить, что  мужчина по своей природе обнаруживает склонность к непостоянству в любви, а женщина - к постоянству. Любовь мужчины заметно слабеет с того момента, когда она получит себе удовлетворение: почти всякая другая женщина для него более привлекательна, чем та, которою он уже обладает, и он жаждет перемены; любовь женщины, наоборот, именно с этого момента возрастает. Это - результат целей, которые ставит себе природа: она заинтересована в сохранении, а потому и в возможно большем размножении всякого данного рода существ. В самом деле: мужчина легко может произвести на свет больше ста детей в год, если к его услугам будет столько же женщин; напротив того, женщина, сколько бы мужчин она ни знала, все-таки может произвести на свет только одно дитя в год (я не говорю здесь о двойнях). Вот почему он всегда засматривается на других женщин, она же сильно привязывается к одному, ибо природа инстинктивно и без всякой рефлексии побуждает ее заботиться о кормильце и защитнике будущего потомства.

Супружеская верность имеет у мужчины  характер искусственный, а у женщины - естественный, и таким образом, прелюбодеяние женщины как в объективном отношении, по своим последствиям, так и в субъективном отношении, по своей противоестественности, гораздо непростительнее, чем прелюбодеяние мужчины.

 

3.2. Внешность

 

Главное условие, определяющее выбор и склонность мужчин, это - возраст. В общем, он удовлетворяет нас в этом отношении до менопаузы. Особенное предпочтение мужчины отдают поре от восемнадцати до двадцати восьми лет. За этими пределами ни одна женщина не может быть для них привлекательной: старая женщина, вызывает у них отвращение. Молодость без красоты все еще привлекательна, красота без молодости - никогда. Очевидно, соображение, которое здесь бессознательно руководит мужчинами, это - возможность деторождения вообще; оттого всякий индивидуум теряет свою привлекательность для другого пола в той мере, в какой он удаляется от периода наибольшей пригодности для производительной функции. Второе условие, это - здоровье: острые болезни являются в глазах мужчин только временной помехой; болезни же хронические или худосочие совершенно отталкивают их, потому что они переходят на ребенка. Третье условие, с которым мужчины сообразуются при выборе женщины, - это ее сложение, потому что на нем зиждется тип рода. После старости и болезни ничто так не отталкивает их, как искривленная фигура: даже самое красивое лицо не может вознаградить за нее; напротив, они безусловно предпочитают самое безобразное лицо, если с ним соединяется стройная фигура. Далее, всякая непропорциональность в телосложении действует на заметнее и сильнее всего, например, кривобокая, скрюченная, коротконогая фигура и т.п., даже хромающая походка, если она не является результатом какой-нибудь внешней случайности. Наоборот, поразительно красивый стан может возместить всякие изъяны: он очаровываетмужчин. Сюда же относится и то, что все высоко ценят маленькие ноги: последние - существенный признак рода, Важны для мужчин и зубы, потому что они играют очень существенную роль в питании и особенно передаются по наследству. Четвертое условие - это известная полнота тела, т.е. преобладание растительной функции, пластичности: оно обещает плоду обильное питание, и оттого сильная худоба сразу отталкивает мужчин. Полная женская грудь имеет для мужчины необыкновенную привлекательность, потому что, находясь в прямой связи с детородными функциями женщины, она сулит новорожденному обильное питание. С другой стороны, чрезмерно жирные женщины противны мужчинам; дело в том, что это свойство указывает на атрофию матки, т.е. на бесплодие; и знает об этом не голова, а инстинкт. Только последнюю роль в мужском выборе играет красота лица. И здесь прежде всего принимаются в соображение костные части: вот почему главное внимание мы обращаем на красивый нос; короткий вздернутый нос портит все. Счастье целой жизни для множества девушек решил маленький изгиб носа кверху или книзу; и это справедливо, потому что дело здесь идет о родовом типе. Маленький рот, обусловленный маленькими челюстями, играет очень важную роль, потому что он составляет специфический признак человеческого лица в противоположность пасти животных. Отставленный назад, как бы отрезанный подбородок в особенности противен, потому что выдающийся вперед подбородок составляет характерный признак исключительно нашего, человеческого вида. Наконец, внимание мужчин привлекают красивые глаза и лоб: они связаны уже с психическими свойствами, в особенности интеллектуальными, которые наследуются от матери.

В человеческом мире у  мужчин при выборе женщины действуют те же правила что и в животном мире.

 

3.3. Психология.

 

Вторая категория мотивов, лежащих в основе половой любви, - это та, которая относится к  психическим свойствам. В этой области  мы видим, что женщину всегда привлекают в мужчине достоинства его сердца, или характера, которые составляют отцовское наследие. В особенности пленяют женщину сила воли, решительность и мужество, а также, пожалуй, благородство и доброе сердце. Напротив того, интеллектуальные преимущества не имеют над нею инстинктивной и непосредственной власти именно потому, что эти свойства наследуются не от отца. Ограниченность не вредит успеху у женщин; скорее помешают здесь выдающиеся умственные силы и даже гениальность, как явления ненормальные. Вот почему некрасивый, глупый и грубый мужчина нередко затмевает в глазах женщины человека образованного, даровитого и достойного.

В итоге получается, что ребенок, который может родиться у двух влюбленных, от отца наследует волю и характер, от матери – интеллект, а телосложение от обоих.

 

4. Связь

 

Почему же влюбленный так беззаветно смотрит и не насмотрится  на свою избранницу и готов для  нее на всякую жертву? Потому что  к ней тяготеет бессмертная часть  его существа: всего же иного желает только его смертное начало. Таким  образом, то живое или даже пламенное вожделение, с каким мужчина смотрит на какую-нибудь определенную женщину, представляет собой непосредственный залог неразрушимости ядра нашего существа и его бессмертия в роде. И считать такое бессмертие за нечто малое и недостаточное - это ошибка; объясняется она тем, что под грядущей жизнью в роде мы не мыслим ничего иного, кроме грядущего бытия подобных нам, но ни в каком отношении не тождественных с нами существ; а такой взгляд в свою очередь объясняется тем, что исходя из познания, направленного вовне, мы представляем себе только внешний облик рода, как мы его воспринимаем наглядно, а не внутреннюю сущность его. Между тем именно эта внутренняя сущность и есть то, что лежит в основе нашего сознания, как его зерно, что поэтому непосредственнее даже, чем самое сознание, и что как вещь в себе, свободная от принципа индивидуации, представляет собою единое и тождественное начало во всех индивидуумах, существуют ли они одновременно или проходят друг за другом. Эта внутренняя сущность - воля к жизни, т.е. именно то, что столь настоятельно требует жизни и жизни в будущем, то, что недоступно для беспощадной смерти. Но и с другой стороны, эта внутренняя сущность, эта воля к жизни, не может обрести себе лучшего состояния, нежели то, каким является ее настоящее; а поэтому вместе с жизнью для нее неизбежны беспрерывные страдания и смерть индивидуумов. Освобождать ее от страданий предоставлено отрицанию воли к жизни, посредством которого индивидуальная воля отрешается от ствола рода и прекращает в нем свое собственное бытие. Для определения того, чем становится воля к жизни тогда, у нас нет никаких понятий и даже никакого материала для них. Мы можем охарактеризовать это лишь как нечто такое, что имеет свободу быть волей к жизни или не быть. Для последнего случая у буддизма есть слово Нирвана... Это - предел, который навсегда останется недоступным для всякого человеческого познания, как такового.

Информация о работе Философия жизни - Шопенгауэр о любви