Философия жизни Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 17:33, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата – ознакомиться с существующими взглядами на проблемы человеческого существования. Основные задачи:
1 Дать общую характеристику философии жизни и раскрыть ее онтологическую и гносеологическую сущность.
2 Раскрыть значение понятия "философия жизни", выделить основные особенности.
3 Обозначить основные черты философии жизни, опираясь на взгляды философов Ф.Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии на тему ''Философия жизни Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей.docx

— 33.24 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Несмотря на, казалось бы, отвлеченный характер, философия ближе других отраслей культуры к жизни, поскольку даёт ответ на вопрос как жить. В теоретическом плане философия обеспечивает целостное представление о мире и человеке, в практическом - умение мыслить. Первое вместе со вторым формирует мировоззрение. Философия показывает величие мысли и учит вопрошать об основных проблемах бытия и человеческого существования. В современном мире философии явно недостает престижности, чтобы ее изучение изменило поведение большинства людей.

В данном реферате я рассмотрю такое понятие как ''философия жизни", а также основных представителей ''философии жизни'', мыслителей и философов Ф.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон.

Данная работа актуальна  и в наше время ведь философия  жизни это и есть, всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. Философия жизни стремится "понять жизнь из нее самой", она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта, она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание - от понятия, "творческое" - от "механического".

Целью данного реферата – ознакомиться с существующими взглядами на проблемы человеческого существования. Основные задачи:

1 Дать общую характеристику философии жизни и раскрыть ее онтологическую и гносеологическую сущность.

2  Раскрыть значение понятия "философия жизни", выделить основные особенности.

3 Обозначить основные черты философии жизни, опираясь на взгляды философов Ф.Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей.

 

1 ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного  понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Философия жизни явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 - начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-политические воззрения представителей Философии жизни весьма различны: от буржуазного либерализма до консервативных позиций; в своём крайнем биологически-натуралистическом варианте она оказала влияние на формирование идеологии национал-социализма.

Понятие "жизнь" многозначно  и по-разному толкуется в различных  вариантах Философии жизни. Биологически-натуралистическое  толкование характерно для течения, восходящего к философии Ницше  и представленного А. Бергсон, и др. "живое" подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, "искусственному". Для этого варианта философии жизни характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистическому рационализму - "духу" и "разуму", склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к "интересам", "инстинктам", "воле" индивида или общественной группы, прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина - то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь - то, что его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным.

Онтологическая сущность: "Философия жизни" критически относилась к рационализму классической философии и исходила из той мысли, что разум, ранее считавшийся  универсальным инструментом философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Её представители сходятся прежде всего в том, что в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональное реальность - "жизнь" как "творческая эволюция", целостный, органический "поток", в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И этот целостный поток жизни, необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма, предшествующей философии, потому что не существует тождества мышления и жизни. Жизнь - это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не протяженностью, а «длительностью», которая не поддаётся научному анализу. Жизнь в таком её понимании и составляет содержание и сущность бытия. Собственно жизнь - это и есть бытиё. Такова онтологическая сущность "философии жизни".

В гносеологическом аспекте: Главная идея "Философии жизни" состоит в том, что на смену, опирающийся  на разум классической философии  должна придти философия, «вытекающая  из полноты переживания жизни». На место логики и рационального  познания заступает "чувствование" в жизнь, ее переживание и понимание. Это происходит потому, что главное  в жизни - не материя, а дух, который  выражает «подлинную эволюцию» мира. Отсюда следует, что для интерпретации  жизни основное значение имеют не « науки о природе», а « науки  о духе», которые имеют более  адекватный язык выражения жизни: музыка, поэзия, миф, метафора, афоризм и. т. д. Таким образом, на место науки, разума и рациональной интуиции ставятся искусство и «эстетическая интуиция». В силу этих обстоятельств философия  жизни оказалась тесно связана  с культурой, литературой и искусством.

Основными представителями  «философии жизни»: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, и др. Под знаменем этой философии объединились блестящие, но вместе с тем самые разные по духу мыслители. Это объясняется  тем, что само понимание жизни  является достаточно неопределенным и  разные авторы вкладывали в него различные  содержание.

 

2 НИЦШЕ -ОСНОВОПОЛОЖНИК  ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ

 

 

Ницше Фридрих (1844-1900) - немецкий мыслитель, философ, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое  имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. В чем же заключается суть философии жизни ?

Философия жизни представляет собой направление, объединяющее учения, созданные в различное время  и в разных местах и существенно  отличающиеся друг от друга, сходные  только в наиболее общих своих  положениях. Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в  аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Согласно представителям этой школы (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер и др.) в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность - «жизнь» как "творческая эволюция", целостный органический «поток» ("порыв", «длительность»), в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизни необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма предшествующей философии.

Такие тезисы-символы рационализма как "мыслю, следовательно существую", "все действительное разумно" в новой философских терминах отвергаются. Жизнь и разум не тождественные понятия! Жизнь - это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, в котором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь (объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно "схватить" интуитивно, «вжиться», "вчувствоваться" и "пережить".

Главное в жизни - не материя, а дух, поэтому на первый план выходят "науки о духе", а не "науки о природе": музыка, поэзия, миф, метафора, символ и т. д. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров. Цель философии, по Ницше, - помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля.

Основные положениями  зрелой философии Ницше являются:

1 все существующее (мир) есть воля к власти, могуществу.

2 сам мир есть множество  борющихся друг с другом картин  мира, или перспектив, исходящих  из центров власти (силы), - в этом  состоит так называемый перспективизм(философские учения).

Ницше выделяет несколько видов воли человека:

1 "воля к жизни".

2 воля внутри самого человека ("внутренний стержень").

3 неуправляемая, бессознательная  воля - страсти, влечения, аффекты.

4"воля к власти".

Последней разновидности  воли - "воле к власти" - философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. Все процессы физической и духовной жизни философ стремится представить как различные действия "воли к власти". По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Мир представляет собой, говорит Ницше, не разумную упорядоченность и вечную целесообразность, а беспорядок и сплошную случайность, потому что в основе его лежит не разум, а воля. Поскольку всем управляет не разум, а воля, то и человек тоже характеризуется ею. Однако этот термин надо понимать не в узком смысле как желание командовать или властвовать, а в широком - как волю к силе, могуществу, как волю к полноценной, мощной, яростной жизни, как стремление сбыться, воплотить, реализовать себя наиболее полно. В этом пункте заключается главное отличие идей Ницше от взглядов Шопенгауэра.

Если Шопенгауэр считал волю к жизни нашей главной бедой, приносящей только страдания, и призывал ее уничтожить, то Ницше, наоборот, говорил, что воля к жизни (или к власти) - это единственная возможная истина в мировом хаосе, несомненное  благо и поэтому ее надо всячески поощрять, развивать, взращивать и лелеять. Надо не гасить, как предлагал Шопенгауэр, а раздувать изо всех сил нашу волю до максимальных пределов, делать пламя жизни как можно ярче и интенсивнее. Чем сильнее горит  воля к власти, тем полноценнее  и значительнее наша жизнь, тем больше она из себя что-либо представляет.

Философия Ницше (особенно ее главные идеи - высшей ценности для  человека жизни, «воля к жизни», "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни - прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ А. БЕРГСОНА

 

 

Анри Бергсон (1859-1941) французский философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни был наиболее известным и влиятельным из всех французских философов первой половины XX века.

Движущей силой его  рассуждений предстает контраст между "результатом" познания – теориями и понятиями – и живой действительностью. Его стратегической идеей является необходимость дополнить теорию познания теорией жизни". "Жизнь" -  Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности.

Бергсон считает, что "жизнь" ускользает от нас только потому, что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку зачерпнуть воды решетом. Теоретическая реконструкция "жизни" невозможна – вот в чем Бергсон совершенно уверен. Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью интуиции, поскольку жизнь мы переживаем и, значит, способны воспринять непосредственно. Путем этого непосредственного постижения жизни, по Бергсону, и является интуиция. Интуиция, по Бергсону, призвана ответить на все вопросы, традиционно считавшиеся философскими.

Философию жизни Бергсона называют еще интуитивизм Бергсона, рассматривая его как представителя интуитивизма – течения философии, усматривающего в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и философским направлениям прошлого, как специфическое течение интуитивизм возникает на рубеже XIX-XX веков, будучи разновидностью иррационализма.

Интуицию Бергсон противопоставляет  интеллект, трактуя его как орудие оперирования с «мертвыми вещами» – материальными, пространственными объектами. «Интеллект, – утверждает он, – характеризуется естественным непониманием жизни». В физике, например, утверждает Бергсон, время – это не "настоящее" время. Чувствуя это, мы должны обратиться к характеристикам "истинного" времени.

Анализу физического понятия  времени Бергсон посвятил специальную работу – "длительность и одновременность", в которой он разбирает физическое понятие времени как оно представлено в специальной теории относительности. Бергсон утверждает, что под научным понятием времени – "опространствленным", "ненастоящим" – есть «реальная длительность", которая «нами испытывается». Вот здесь то и приходим мы, по мнению Бергсона, в соприкосновение с «истинной природой жизни».

"Сущностью" мира для Бергсона есть "время", но это "качественное", "живое" время радикально отличается от механическо-физического времени. Бергсон разработал специфическую концепцию развития, названную им "творческой эволюцией". Настаивая на том, что "настоящая" эволюция есть "творчество", Бергсон как бы застывает на этой констатации, лишь украшая и разнообразя ее терминологически – например, заменяя термин "творческая эволюция" термином "длительность" или словосочетанием "жизненный порыв".

В своей последней крупной философской работе "Два источника морали и религии", Бергсон выделяет два типа общества и соответственно два типа морали: закрытая и открытая. "Замкнутое общество" – это возникшее на основе принуждения с целью сохранить целостность и устойчивость существующей социальной структуры. В отличие от "замкнутого общества", созданного природой и охватывающего отдельные замкнутые и враждебные друг другу группы индивидов, "открытое общество" должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из "духовного порыва", раскрывающего перед избранными личностями мир свободы и любви, бесконечно превосходящий механизм "замкнутого общества".

Информация о работе Философия жизни Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей