Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 17:33, реферат
Целью данного реферата – ознакомиться с существующими взглядами на проблемы человеческого существования. Основные задачи:
1 Дать общую характеристику философии жизни и раскрыть ее онтологическую и гносеологическую сущность.
2 Раскрыть значение понятия "философия жизни", выделить основные особенности.
3 Обозначить основные черты философии жизни, опираясь на взгляды философов Ф.Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей.
Введение
Несмотря на, казалось бы, отвлеченный характер, философия ближе других отраслей культуры к жизни, поскольку даёт ответ на вопрос как жить. В теоретическом плане философия обеспечивает целостное представление о мире и человеке, в практическом - умение мыслить. Первое вместе со вторым формирует мировоззрение. Философия показывает величие мысли и учит вопрошать об основных проблемах бытия и человеческого существования. В современном мире философии явно недостает престижности, чтобы ее изучение изменило поведение большинства людей.
В данном реферате я рассмотрю такое понятие как ''философия жизни", а также основных представителей ''философии жизни'', мыслителей и философов Ф.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон.
Данная работа актуальна и в наше время ведь философия жизни это и есть, всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. Философия жизни стремится "понять жизнь из нее самой", она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта, она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание - от понятия, "творческое" - от "механического".
Целью данного реферата – ознакомиться с существующими взглядами на проблемы человеческого существования. Основные задачи:
1 Дать общую характеристику философии жизни и раскрыть ее онтологическую и гносеологическую сущность.
2 Раскрыть значение понятия "философия жизни", выделить основные особенности.
3 Обозначить основные черты философии жизни, опираясь на взгляды философов Ф.Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей.
1 ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Философия жизни, иррационалистическое
философское течение конца 19 - начала
20 вв., выдвигавшее в качестве исходного
понятия "жизнь" как некую интуитивно
постигаемую целостную
Понятие "жизнь" многозначно
и по-разному толкуется в
Онтологическая сущность: "Философия жизни" критически относилась к рационализму классической философии и исходила из той мысли, что разум, ранее считавшийся универсальным инструментом философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Её представители сходятся прежде всего в том, что в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональное реальность - "жизнь" как "творческая эволюция", целостный, органический "поток", в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И этот целостный поток жизни, необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма, предшествующей философии, потому что не существует тождества мышления и жизни. Жизнь - это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не протяженностью, а «длительностью», которая не поддаётся научному анализу. Жизнь в таком её понимании и составляет содержание и сущность бытия. Собственно жизнь - это и есть бытиё. Такова онтологическая сущность "философии жизни".
В гносеологическом аспекте:
Главная идея "Философии жизни"
состоит в том, что на смену, опирающийся
на разум классической философии
должна придти философия, «вытекающая
из полноты переживания жизни». На
место логики и рационального
познания заступает "чувствование"
в жизнь, ее переживание и понимание.
Это происходит потому, что главное
в жизни - не материя, а дух, который
выражает «подлинную эволюцию» мира.
Отсюда следует, что для интерпретации
жизни основное значение имеют не
« науки о природе», а « науки
о духе», которые имеют более
адекватный язык выражения жизни: музыка,
поэзия, миф, метафора, афоризм и. т.
д. Таким образом, на место науки,
разума и рациональной интуиции ставятся
искусство и «эстетическая
Основными представителями «философии жизни»: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, и др. Под знаменем этой философии объединились блестящие, но вместе с тем самые разные по духу мыслители. Это объясняется тем, что само понимание жизни является достаточно неопределенным и разные авторы вкладывали в него различные содержание.
2 НИЦШЕ -ОСНОВОПОЛОЖНИК ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ
Ницше Фридрих (1844-1900) - немецкий
мыслитель, философ, классический филолог,
создатель самобытного
Философия жизни представляет собой направление, объединяющее учения, созданные в различное время и в разных местах и существенно отличающиеся друг от друга, сходные только в наиболее общих своих положениях. Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.
Согласно представителям этой школы (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер и др.) в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность - «жизнь» как "творческая эволюция", целостный органический «поток» ("порыв", «длительность»), в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизни необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма предшествующей философии.
Такие тезисы-символы рационализма как "мыслю, следовательно существую", "все действительное разумно" в новой философских терминах отвергаются. Жизнь и разум не тождественные понятия! Жизнь - это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, в котором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь (объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно "схватить" интуитивно, «вжиться», "вчувствоваться" и "пережить".
Главное в жизни - не материя, а дух, поэтому на первый план выходят "науки о духе", а не "науки о природе": музыка, поэзия, миф, метафора, символ и т. д. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров. Цель философии, по Ницше, - помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля.
Основные положениями зрелой философии Ницше являются:
1 все существующее (мир) есть воля к власти, могуществу.
2 сам мир есть множество
борющихся друг с другом
Ницше выделяет несколько видов воли человека:
1 "воля к жизни".
2 воля внутри самого человека ("внутренний стержень").
3 неуправляемая,
4"воля к власти".
Последней разновидности воли - "воле к власти" - философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. Все процессы физической и духовной жизни философ стремится представить как различные действия "воли к власти". По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Мир представляет собой, говорит Ницше, не разумную упорядоченность и вечную целесообразность, а беспорядок и сплошную случайность, потому что в основе его лежит не разум, а воля. Поскольку всем управляет не разум, а воля, то и человек тоже характеризуется ею. Однако этот термин надо понимать не в узком смысле как желание командовать или властвовать, а в широком - как волю к силе, могуществу, как волю к полноценной, мощной, яростной жизни, как стремление сбыться, воплотить, реализовать себя наиболее полно. В этом пункте заключается главное отличие идей Ницше от взглядов Шопенгауэра.
Если Шопенгауэр считал волю к жизни нашей главной бедой, приносящей только страдания, и призывал ее уничтожить, то Ницше, наоборот, говорил, что воля к жизни (или к власти) - это единственная возможная истина в мировом хаосе, несомненное благо и поэтому ее надо всячески поощрять, развивать, взращивать и лелеять. Надо не гасить, как предлагал Шопенгауэр, а раздувать изо всех сил нашу волю до максимальных пределов, делать пламя жизни как можно ярче и интенсивнее. Чем сильнее горит воля к власти, тем полноценнее и значительнее наша жизнь, тем больше она из себя что-либо представляет.
Философия Ницше (особенно ее главные идеи - высшей ценности для человека жизни, «воля к жизни», "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни - прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.
3 ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ А. БЕРГСОНА
Анри Бергсон (1859-1941) французский философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни был наиболее известным и влиятельным из всех французских философов первой половины XX века.
Движущей силой его рассуждений предстает контраст между "результатом" познания – теориями и понятиями – и живой действительностью. Его стратегической идеей является необходимость дополнить теорию познания теорией жизни". "Жизнь" - Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности.
Бергсон считает, что "жизнь" ускользает от нас только потому, что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку зачерпнуть воды решетом. Теоретическая реконструкция "жизни" невозможна – вот в чем Бергсон совершенно уверен. Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью интуиции, поскольку жизнь мы переживаем и, значит, способны воспринять непосредственно. Путем этого непосредственного постижения жизни, по Бергсону, и является интуиция. Интуиция, по Бергсону, призвана ответить на все вопросы, традиционно считавшиеся философскими.
Философию жизни Бергсона называют еще интуитивизм Бергсона, рассматривая его как представителя интуитивизма – течения философии, усматривающего в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и философским направлениям прошлого, как специфическое течение интуитивизм возникает на рубеже XIX-XX веков, будучи разновидностью иррационализма.
Интуицию Бергсон
Анализу физического понятия времени Бергсон посвятил специальную работу – "длительность и одновременность", в которой он разбирает физическое понятие времени как оно представлено в специальной теории относительности. Бергсон утверждает, что под научным понятием времени – "опространствленным", "ненастоящим" – есть «реальная длительность", которая «нами испытывается». Вот здесь то и приходим мы, по мнению Бергсона, в соприкосновение с «истинной природой жизни».
"Сущностью" мира для Бергсона есть "время", но это "качественное", "живое" время радикально отличается от механическо-физического времени. Бергсон разработал специфическую концепцию развития, названную им "творческой эволюцией". Настаивая на том, что "настоящая" эволюция есть "творчество", Бергсон как бы застывает на этой констатации, лишь украшая и разнообразя ее терминологически – например, заменяя термин "творческая эволюция" термином "длительность" или словосочетанием "жизненный порыв".
В своей последней крупной философской работе "Два источника морали и религии", Бергсон выделяет два типа общества и соответственно два типа морали: закрытая и открытая. "Замкнутое общество" – это возникшее на основе принуждения с целью сохранить целостность и устойчивость существующей социальной структуры. В отличие от "замкнутого общества", созданного природой и охватывающего отдельные замкнутые и враждебные друг другу группы индивидов, "открытое общество" должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из "духовного порыва", раскрывающего перед избранными личностями мир свободы и любви, бесконечно превосходящий механизм "замкнутого общества".
Информация о работе Философия жизни Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей