Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 11:58, курсовая работа
Однако с идеалистическим объяснением картины окружающего мира классиками немецкой философии согласились не все.
Во второй половине XIX в. выделились два главных направления, по которым шла критика немецкой классической философии, особенно гегельянства:
• "критика слева", представленная материалистической философией Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса;
• "критика справа", представленная так называемой неклассической идеалистической философией.
1. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше………3
2. Концепция человека в философии жизни…………………………………….7
3. "Жизнь" как философская категория………………………………………….8
4. Антропологизм Шопенгауэра…………………………………………..……10
5. Интуиция и интеллект…………………………………………………...……18
6. Литература…………………………………………………………………….21
План:
1. Неклассическая
идеалистическая философия Шопенгауэра,
Ницше………3
2. Концепция
человека в философии жизни…………
3. "Жизнь"
как философская категория……………
4. Антропологизм
Шопенгауэра…………………………………………..…
5. Интуиция и
интеллект…………………………………………………..
6. Литература……………………………………………………
Неклассическая
идеалистическая
философия Шопенгауэра,
Ницше, Дильтея
1. Немецкая классическая философия (олицетворением которой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и максимально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма.
Однако с идеалистическим объяснением картины окружающего мира классиками немецкой философии согласились не все.
Во второй половине
XIX в. выделились два главных направления,
по которым шла критика немецкой классической
философии, особенно гегельянства:
• "критика
слева", представленная материалистической
философией Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф.
Энгельса;
• "критика
справа", представленная так называемой
неклассической идеалистической философией.
2. Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали материалисты и позитивисты), а старые. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.
Двумя основными
направлениями неклассической идеалистической
философии XIX в. являлись иррационализм и"
3. Иррационализм отвергал
логические связи в природе, восприятие
окружающего мира как целостной и закономерной
системы, критиковал диалектику Гегеля
и саму идею развития.
Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.
Видным представителем
иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788
— 1860). В своем творчестве он выступал
против диалектики и историзма Гегеля,
призывал вернуться к кантианству и платонизму,
а универсальным принципом своей философии
провозгласил волюнтаризм,
В своей книге "Мир как воля и представление" философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.
В свою очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четырех самостоятельных закона:
• закон бытия — для пространства и времени;
• закон причинности — для материального мира;
• закон логического основания — для познания;
• закон мотивации для действий человека.
Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.
Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:
• непосредственного познания;
• отвлеченного (рефлективного) познания;
• интуиции.
Центральным понятием
философии Шопенгауэра
Воля:
• лежит в основе сознания;
• является всеобщей сущностью вещей.
При объяснении
воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр
опирается на кантианство, а именно на
теорию Канта, в силу которой в сознании
отражаются лишь образы вещей окружающего
мира, а их внутренняя сущность является
неразрешенной загадкой ("вещью в себе").
Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:
• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
• сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;
• мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;
• точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений;
• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;
• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные "насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.
Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.
Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, "философии жизни") и позитивизма. 4. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни".
Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.
Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.
В основе, как жизни,
так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет
• "воля к жизни";
• воля внутри самого человека ("внутренний стержень");
• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;
• "воля к власти".
Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".
Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, "воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 5. Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) также принадлежал к числу представителей направления "философии жизни".
Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все многообразие окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие "жизнь".
Жизнь — способ бытия человека в мире. Жизнь обладает такими признаками, как:
• целостность;
• наличие многообразного духовного начала;
• неразрывное единство с высшим миром.
Согласно Дильтею философия должна прекратить "схоластические" дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и сосредоточить все внимание на изучении жизни как особого феномена во всех ее проявлениях.
Также Дильтей
уделял большое внимание социально-политическим
проблемам и вопросу истории.
Философ отвергал концепции, согласно
которым история —
Фридрих НИЦШЕ и Вильгельм
ДИЛЬТЕЙ заложили основы "философии
жизни" в Германии.
Среди основных идей ницшеанства выделяется
учение, которое Ницше заимствовал непосредственно
у Шопенгауэра - это учение о воле как первооснове
всего сущего.
Это учение - ВОЛЮНТАРИЗМ - впервые у Шопенгауэра
оформляется как самостоятельное направление
в философии. Волюнтаристические идеи
Шопенгауэра явились одним из источников
философии Ницше.
"ВОЛЯ К ВЛАСТИ" - это одно из основных
понятий ницшеанства. "Воля к власти"
выступает у Ницше движущим началом мира.
Космологические принципы у Ницше являются
тем фоном, на котором провозглашаются
социально-политические и этические принципы,
каковые, по мнению автора, приобретут
больший вес, если предстанут как проявление
вселенских, универсальных, космических
сил.
Даже предположение о существовании мира
"самого по себе" у Ницше есть "метафизика".
Термин "онтология" по отношению
к ницшеанству должен быть взят в кавычки.
Вся "онтология" Ницше - это по сути
только "аксессуары" его философствования.
Теория познания Ницше направлена прежде
всего на создание благоприятного фона
для проведения им социально-политических
и этических принципов. По Ницше, в этом
мире, где нет никакого постоянства и устойчивости
"вещей", само познание обречено оставаться
лишь средством полезной для субъекта
выработки фикций, которые позволяют ему
выжить и осуществить свою "волю к власти".
"Познание работает как орудие власти",
- пишет Ницше.
Тематика человека как социального существа
у Ницше разработана куда более детально,
чем его "натурфилософия". Однако
здесь важно подчеркнуть, что этика Ницше
детерминирована его социально-политическими
установками, которые были реальной базой
его картины мира.
Социально-политические идеи составляют
ядро ницшеанства. "Космология" Ницше,
представляющая собой некий комплекс
"онтологических", "гносеологических"
и "этических" идей (все эти термины
приходится брать в кавычки в силу их недостаточной
адекватности применительно к ницшеанскому
философствованию) есть в конечном счете
обоснование его социально-политических
идеалов.
Мы выяснили, что важнейшим понятием ницшеанства
является "воля к власти". Остановимся
более подробно на идеях и концепциях
Ницше.
Ницше решительно осуждает господствовавшую
в Европе мораль, если, конечно, пытаться
превратить ее в универсальное, для всех
значимое условие деятельности. Она - "сумма
условий сохранения бедных, полу удачных
или полностью неудачных видов человека".
Ницше пишет: "Что справедливо для одного,
вовсе не может быть справедливым и для
другого; требование однообразной морали
для всех ведет ко вреду для людей высшего
порядка; существуют градации между людьми
и, следовательно, между видами нравственности".
Это не отрицание морали, а ее релятивизация.
Он пишет: "Я объявил войну малокровному
христианскому идеалу не в намерении его
уничтожить... Продолжение христианских
идеалов относится к числу наиболее желательных
вещей среди тех, которые имеются..."
Как реакцию на христианскую "мораль
рабов" Ницше провозглашает новую "переоценку
ценностей", возрождающую "мораль
господ" в самой откровенной и жестокой
форме.
СВЕРХЧЕЛОВЕК, по Ницше, является субъектом
"новой морали". Он пишет: "Красота
сверхчеловека явилась мне, как тень. О,
братья мои! Что мне теперь боги!" Здесь
- отказ от христианства, связанный с истолкованием
его генезиса как религиозной санкции
"морали рабов". На место христианской
религии Ницше ставит миф о сверхчеловеке.
Ницше выступает против демократии, утверждая:
"Так с неизбежностью образуется песок
человечества: все очень одинаковые, очень
маленькие, очень круглые, очень уживчивые,
очень скучные". Демократия является
для него адекватной формой господства
"низкого" человеческого начала.
Ницше писал: "...создайте себе понятие
народа: для этого вам достаточно никогда
не думать о благородном и высоком".
Ницше резко негативно относится к идеям
социализма, утверждая, что социалисты
"прокладывают посредственным натурам
свободный путь", предлагают "додуманную
до конца тиранию низших и глупейших".
Если демократизацию Европы Ницше считал
неизбежной, то социализм, по Ницше, самое
большее, "...может питать надежду просуществовать
лишь короткое время крайне террористическими
средствами... Поэтому он втихомолку готовится
к господству ужаса".
Ницше считал социализм невозможным,
потому что "собственников всегда будет
более чем достаточно, что помешает социализму
принять характер чего-то большего, чем
приступ болезни: и эти собственники как
один человек держатся той веры, что "надо
иметь нечто, чтобы быть чем-нибудь",
и это старейший и самый здоровый из всех
инстинктов... Иметь и желать иметь больше,
рост, одним словом, - в этом сама жизнь".
Ницше был рафинированным интеллигентом-гуманитарием,
и в определенном смысле прав неокантианский
историк философии Виндельбанд, усмотревший
в философии Ницше протест против угнетения
личности. Однако нельзя закрывать глаза
на то, что Ницше не признавал за каждым
человеком права быть личностью. Напротив,
громадное большинство человечества для
него - стадо, в массах видел он и главную
угрозу для развития творческой личности.
Во многих отношениях фашистским идеологам,
использовавшим философию Ницше в своих
целях, вовсе и не нужно было "извращать
смысл" воззрений Ницше (хотя налицо
были и тенденциозное редактирование
поздних работ Ницше его сестрой, и практика
избирательного цитирования его сочинений).
Информация о работе Философия жизни о мире и человеке Шопенгауэр Ницше