Философия и духовная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:26, реферат

Краткое описание

Точное определение философии является само по себе открытым философским вопросом. Это связано с тем, что и предмет изучения в философии конкретно не определён — философия изучает всё, в том числе и саму методологию познания (в рамках эпистемологии). Разные философские школы, образовавшиеся за время существования философии, зачастую сильно отличались друг от друга методологией познания, и, таким образом, внутри каждой из этих школ можно дать своё собственное определение того, что есть философия. Поэтому в определённом смысле точное определение философии менялось с течением времени.

Содержание

Сущность философии
Философия как теоретическое ядро мировоззрения
Платон о сущности философа

Вложенные файлы: 1 файл

Философия и духовная культура.docx

— 22.46 Кб (Скачать файл)

Философия и духовная культура

 

Содержание

  1. Сущность философии
  2. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
  3. Платон о сущности философа

 

  1. Сущность философии

Точное определение философии  является само по себе открытым философским  вопросом. Это связано с тем, что  и предмет изучения в философии  конкретно не определён — философия изучает всё, в том числе и саму методологию познания (в рамках эпистемологии). Разные философские школы, образовавшиеся за время существования философии, зачастую сильно отличались друг от друга методологией познания, и, таким образом, внутри каждой из этих школ можно дать своё собственное определение того, что есть философия. Поэтому в определённом смысле точное определение философии менялось с течением времени.

С другой стороны, у философии существует важный объединяющий принцип — любое философское рассуждение, какими бы неожиданными ни были его посылки, тем не менее строится рационально: осмысленно, в соответствии с некими принципами мышления, например, логикой. Рациональность рассуждения отличает философское мышление от мифологического мышления и религиозного мышления, в котором подразумевается супранатурализм и сверхъестественное, то есть иррациональное. Это, однако, не означает, что философия не может существовать параллельно, например, с религией. Напротив, распространены ситуации, когда какая-нибудь религия принималась в качестве предпосылки философской системы, и рациональный философский аппарат использовался далее для развития тех областей знания, которые не были покрыты каноном этой религии. Например, древнеиндийская философия истолковывала Веды, а средневековые философы Европы (Блаженный Августин, Фома Аквинский и другие) истолковывали Библию. Распространены также случаи, когда философское мышление использовалось для попыток доказать справедливость какой-нибудь религии или же, в более общем смысле, доказать существование бога. Например, апологеты старались рационально обосновать христианство.

Помимо логики ещё один приём  философского мышления обеспечивает целостность  философии. Каждое новое течение  в философии, новая идея или новая  философская школа соотносит  себя с предшествующими философскими концепциями, предоставляя критический анализ этих концепций в рамках своей новой парадигмы. Например, знаменитая работа Иммануила Канта, «Критика чистого разума» содержит критический анализ концепций рационализма и эмпиризма. Таким образом, логика и критический анализ являются столпами философского мышления и обеспечивают целостность философии.

Вместе с этим расплывчатость определения  философии является её характерной  особенностью и отделяет философию  от наук. Если философам в какой-то области удаётся совершить прорыв, обнаружив эффективную методологию познания, то эта область обычно отделяется от философии в самостоятельную дисциплину. Так, успешное применение научного метода познания к различным классам природных объектов окончательно отделило от философии часть натурфилософии, которая впоследствии распалась на вереницу естественных наук. Например, Исаак Ньютон написал свою фундаментальную работу «Математические начала натуральной философии», будучи, по его собственным представлениям, философом, а в настоящее время известен как физик и математик. Вся англоязычная наука до сих пор сохраняет следы своего родства с философией, например, в том, что во всех её дисциплинах высшая учёная степень носит название «Доктор философии».

Основными  функциями  философии являются: 

1)   синтез    знаний    и создание   единой   картины    мира,  соответствующей  определенному  уровню развития  науки,   культуры   и   исторического   опыта;  

2)   обоснование, оправдание  и  анализ  мировоззрения; 

3)   разработка   общей   методологии познания и деятельности человека в окружающем  мире. 

Каждая  наука  изучает свой круг  проблем.  Для  этого  вырабатывает  собственные понятия,  которые применяются  в  строго  определенной  области   для    более    или    менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из  наук,  кроме  философии  не занимается специальным вопросом, что такое  «необходимость»,  «случайность», и т.д. хотя может использовать их в своей области. Такие  понятия   являются предельно широкими, всеобщими и универсальными.  Они   отражают   всеобщие связи,  взаимодействия  и условия существования  любых  вещей  и  называются категориями. Основные задачи  или  проблемы  касаются  выяснения   отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением  и  окружающим нас бытием.

Как правило, к философии  относятся как, пожалуй, к самой  непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но  хотя многие люди и думают о ней как  о  не  связанной  с  обычными  интересами  и находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы  себе  в этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно  и  то,  что  хотя  большинство  людей  весьма  смутно  представляет,  что  же  такое философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.

Слово «философия»  произошло от древнегреческого слова,  обозначающего «любовь к мудрости», однако пользуясь им  в  повседневной  жизни,  мы  часто вкладываем в него другой смысл.

Иногда  под  философией  мы  понимаем  отношение  к  определенной деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе  к  чему-то,  когда имеем в  виду  долгосрочное,  как  бы  отстраненное  рассмотрение  некоторой сиюминутной  проблемы.  Когда  кто-нибудь  расстраивается   по   поводу   не осуществившихся  планов,  мы  ему  советуем   относиться   к   этому   более «философски». Здесь мы хотим сказать, что не следует переоценивать  значение текущего момента, а постараться рассматривать ситуацию  в  перспективе.  Еще одно значение мы вкладываем в это слово, когда подразумеваем под  философией попытку оценить или растолковать то, что  же  является  или  имеет  смысл  в жизни.

 

  1. Философия как теоретическое ядро мировоззрения

Мировоззрение - система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в мире.

Данное определение принимается  как исходное. В нем представлен  основной, универсальный Вопрос мировоззрения - вопрос об отношении человека к миру. Имеется множество других определений, соподчиненных данному. В понятие «мировоззрение» входят «мир» и «человек», две так называемые субстратные подсистемы и четыре подсистемы, выявляющие отношения между ними:

1) генетическая  подсистема;

2) гносеологическая, теоретико-познавательная подсистема;

3) аксиологическая  (ценностно-ориентационная) подсистема;

4) духовно-практическая  подсистема.

Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентрирует  лишь всеобщие моменты. Кроме аспектов, мировоззрение имеет уровни. На уровне живого, конкретно-образного созерцания имеются мироощущение, мировосприятие и миропредставление; рациональному  уровню соответствуют миропонимание, мироразмышление и т. п. Существуют различные формы мировоззрения. Они выделяются по способам духовного  освоения мира, по уровням субъекта мировоззрения, по характеру всеобщего  метода, по общей ориентации в мире и т. п.

В качестве наиболее распространенных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие Формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, синтезированное и философия как самостоятельная форма мировоззрения. Главные истоки проблем мировоззрения:

1) индивидуально-экзистенциальные;

2) социально-классовые;

3) внутринаучные;

4) художественно-этические.

Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются его многообразной деятельностью. Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: онтологическую, антропологическую, аксиологическую, гносеологическую, праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос, или основная проблема, философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования.

Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются потребности. Потребности делятся  на витальные и социальные. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность задает определенную направленность субъекта к объекту, инициирует его активность.

Следующим компонентом структуры  мировоззрения являются знания. В  системе субъектно-объектного отношения  выделяются два уровня знания: знания объекта и знания субъекта. Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры  мировоззрения. Это идея - звено, связующее  объект и субъект.

Развитие философского мировоззрения  в историческом плане соотносилось с последовательной сменой доминирующих общекультурных типов мировоззрения - мифологического, религиозного и рационально-научного. Конечно, это нельзя понимать так, что  один из этих типов полностью вытесняет  другие. И в современной культуре функционирует множество мифологических по своей сути представлений, а религиозное  и научное мировоззрение вполне могут сосуществовать друг с другом, поскольку они выполняют разные функции в человеческой жизни. Вместе с тем факт доминирования того или иного типа не подлежит сомнению. Так, наше время отмечено определяющим значением рационально-научного мировоззрения.  

Каким же образом философии  удается способствовать преодолению  фрагментарности человеческих знаний и достигать неких целостных  представлений о мире? Во-первых, в философско-теоретическом мировоззрении  осуществляется, как правило, синтез онтологических и познавательных принципов, а также ценностных ориентиров, которыми руководствуется человек. Во-вторых, в философии центральная мировоззренческая  проблема - отношение "мир-человек" - рассматривается в предельно  общем виде, что позволяет под  различными "образами мира" выявлять еще более общие - категориальные - системы и основания. Остановимся  в качестве иллюстрации к сказанному на краткой характеристике материализма, идеализма и дуализма, представляющих собой группу конфликтующих между  собой философских мировоззрений.

 

 

  1. Платон  о сущности философа

Информация о работе Философия и духовная культура