Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:26, реферат
Точное определение философии является само по себе открытым философским вопросом. Это связано с тем, что и предмет изучения в философии конкретно не определён — философия изучает всё, в том числе и саму методологию познания (в рамках эпистемологии). Разные философские школы, образовавшиеся за время существования философии, зачастую сильно отличались друг от друга методологией познания, и, таким образом, внутри каждой из этих школ можно дать своё собственное определение того, что есть философия. Поэтому в определённом смысле точное определение философии менялось с течением времени.
Сущность философии
Философия как теоретическое ядро мировоззрения
Платон о сущности философа
Философия и духовная культура
Содержание
Точное определение философии является само по себе открытым философским вопросом. Это связано с тем, что и предмет изучения в философии конкретно не определён — философия изучает всё, в том числе и саму методологию познания (в рамках эпистемологии). Разные философские школы, образовавшиеся за время существования философии, зачастую сильно отличались друг от друга методологией познания, и, таким образом, внутри каждой из этих школ можно дать своё собственное определение того, что есть философия. Поэтому в определённом смысле точное определение философии менялось с течением времени.
С другой стороны, у философии существует
важный объединяющий принцип — любое философское
рассуждение, какими бы неожиданными ни
были его посылки, тем не менее строится рационально: осмыслен
Помимо логики ещё один приём
философского мышления обеспечивает целостность
философии. Каждое новое течение
в философии, новая идея или новая
философская школа соотносит
себя с предшествующими философскими
концепциями, предоставляя критический анализ этих концепций в рамках своей новой парадигмы.
Например, знаменитая работа Иммануила Канта, «Критика чистого разума»
содержит критический анализ концепций рационализма и эмпир
Вместе с этим расплывчатость определения
философии является её характерной
особенностью и отделяет философию
от наук. Если философам в какой-то
области удаётся совершить
Основными функциями философии являются:
1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта;
2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;
3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, которые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», и т.д. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями. Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.
Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя многие люди и думают о ней как о не связанной с обычными интересами и находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы себе в этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то, что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.
Слово «философия» произошло от древнегреческого слова, обозначающего «любовь к мудрости», однако пользуясь им в повседневной жизни, мы часто вкладываем в него другой смысл.
Иногда под философией мы понимаем отношение к определенной деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-то, когда имеем в виду долгосрочное, как бы отстраненное рассмотрение некоторой сиюминутной проблемы. Когда кто-нибудь расстраивается по поводу не осуществившихся планов, мы ему советуем относиться к этому более «философски». Здесь мы хотим сказать, что не следует переоценивать значение текущего момента, а постараться рассматривать ситуацию в перспективе. Еще одно значение мы вкладываем в это слово, когда подразумеваем под философией попытку оценить или растолковать то, что же является или имеет смысл в жизни.
Мировоззрение - система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в мире.
Данное определение
1) генетическая подсистема;
2) гносеологическая,
теоретико-познавательная
3) аксиологическая (ценностно-ориентационная) подсистема;
4) духовно-практическая подсистема.
Во всех своих аспектах
предмет мировоззрения
В качестве наиболее распространенных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие Формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, синтезированное и философия как самостоятельная форма мировоззрения. Главные истоки проблем мировоззрения:
1) индивидуально-
2) социально-классовые;
3) внутринаучные;
4) художественно-этические.
Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются его многообразной деятельностью. Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: онтологическую, антропологическую, аксиологическую, гносеологическую, праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос, или основная проблема, философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования.
Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются потребности. Потребности делятся на витальные и социальные. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность задает определенную направленность субъекта к объекту, инициирует его активность.
Следующим компонентом структуры мировоззрения являются знания. В системе субъектно-объектного отношения выделяются два уровня знания: знания объекта и знания субъекта. Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры мировоззрения. Это идея - звено, связующее объект и субъект.
Развитие философского мировоззрения
в историческом плане соотносилось
с последовательной сменой доминирующих
общекультурных типов мировоззрения
- мифологического, религиозного и рационально-научного.
Конечно, это нельзя понимать так, что
один из этих типов полностью вытесняет
другие. И в современной культуре
функционирует множество
Каким же образом философии
удается способствовать преодолению
фрагментарности человеческих знаний
и достигать неких целостных
представлений о мире? Во-первых,
в философско-теоретическом