Философия и ее роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 20:12, реферат

Краткое описание

В Древней Элладе философию считали пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошло при¬мерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение философии и науки в наше время?
Казалось бы, по сущностным и формальным призна¬кам тут все ясно.
Философия — это теоретическое зна¬ние, а оно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах традиционно присуждаются ученые сте¬пени в области философских наук, философы работают в системе Академий наук, университетов и институтов, где их предмет — одна из обязательных наук в перечнях, ут¬верждаемых официальными государственными инстанци¬ями. Тем не менее проблема «философия и наука» ос¬тается.

Содержание

Вступление
1.Философия, как наука
2.Функции философии и её роль в обществе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия и её роль в обществе.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)
 

     Содержание 

     Вступление

     1.Философия,  как наука

     2.Функции философии и её роль в обществе

     Заключение

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вступление 

     В Древней Элладе философию считали  пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошло примерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение философии и науки в наше время?

     Казалось  бы, по сущностным и формальным признакам тут все ясно.

     Философия — это теоретическое знание, а оно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах традиционно присуждаются ученые степени в области философских наук, философы работают в системе Академий наук, университетов и институтов, где их предмет — одна из обязательных наук в перечнях, утверждаемых официальными государственными инстанциями.  Тем не менее проблема «философия и наука» остается.

     Представляется, что в строгом смысле слова  философия никогда (ни в прошлом, ни сейчас) не являлась и не является наукой. Это касается, прежде всего, таких основных атрибутов философии и науки, как предмет, теория и метод. Предметная область, теория и метод философии несоизмеримы и несопоставимы с тем, что характерно для любых наук, а их в XX в. насчитывались сотни - естественных, общественных или технических.

     Даже  самая высокоразвитая наука (например, современная физика), обладающая мощнейшим теоретическим потенциалом, включающая в себя многие относительно самостоятельные науки (физика твердого тела, жидкости, газа, плазмы, астрофизика и др.), будучи даже фундаментальной, остается все же частной наукой. Ее предмет — конкретная область действительности, часть, сектор, фрагмент бытия. Соответственно этому могут быть охарактеризованы собственная теория данной науки и присущий ей метод исследований части природы, общества или особенностей человека, его жизнедеятельности.

     Философия по самой своей природе не знает  подобных ограничений. Поставить философию в один ряд даже с фундаментальными науками, не говоря уже о множестве специальных и прикладных, означало бы упразднить ее, растворив в огромном общем массиве человеческого знания. И в этом нет претензий философии на панлогизм (гр. pan — все и logos —- понятие, мысль, разум). Она не включает все сведения, добытые понятийным мышлением; не аккумулирует все достижения человеческой мысли, не обнимает собой всю разумную деятельность. Иначе люди лишились бы по крайней мере осознанного понимания того, в каком необъятном и противоречивом мире они живут и в чем состоят их идеалы, собственное призвание и смысл существования.

     Однако  соотношение философии и науки отнюдь не сводится к формальному установлению их различий. У них много общего, нельзя возводить между ними своего рода «китайскую стену»: общее и особенное тесно переплетаются между собой, дополняя и одновременно отрицая друг друга.

     Действительно, общее у философии и науки — изучение законов, хотя и неодинаковых по своей общности, объекту и предметности. Философия, как и наука, обладает категориальным и понятийным аппаратом с присущими ему характерными особенностями. Их объединяет также общее стремление к постижению истины, однако при этом в философии содержится не только знание, полученное в результате познания действительности, но и отношение к нему, соответствующая (в том числе нравственная) оценка знаний. Существенно различаются также способы, средства, методы философской, и научной верификации (лат. verus — истинный и facere — делать), т. е. проверки истинности теоретических положений, установления их достоверности опытным путем с помощью определенных критериев. 

     1.Философия,  как наука 

     Философия, как и наука, является одной из форм общественного сознания. Она использует рациональный способ познания мира, следует общим принципам и нормам его теоретического освоения. Однако философия - не только тщательно логически выстроенное академическое знание и плод рассудочной деятельности, результат философствования всегда несет на себе печать индивидуальности его творца, что сближает философию с искусством.                                         

     Как обобщенный и систематизированный  теоретический аналог действительности философия подобно науке имеет определенную структуру, куда входит и логика, формулирующая законы и принципы получения любого выводного знания. Данная структура, обладая рядом общенаучных черт, одновременно имеет особый общетеоретический и методологический характер. По аналогии с наукой философия представляет собой относительно самостоятельный социальный институт со своими научными учреждениями, средствами научного поиска и кадрами ученых.

     Формируя  мировоззрение, философия выступает как его ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые, участвуют в данном процессе. Следовательно, и здесь проявляется как общее, так и особенное в природе философии и науки. То же относится к их другим характеристикам. Так, история философии и науки — бесконечный процесс развития и взаимообогащения, но наука в большей степени исторически детерминирована (лат. determinare — определять), нередко ситуативная и прогрессирует, по преимуществу, линейно. А философия, познавая сущее, каждый раз, вновь и вновь возвращается к истокам, вечным истинам и ценностям. В этом смысле философия не знает возраста, в ее истории важнее имена, чем результаты.                                    

     Процесс познания действительности сближает и  роднит философию и науку. Но научное знание отличается логичностью, аксиоматичностью (гр. axioma — принятое положение; бесспорная, не требующая доказательства истина), непротиворечивостью, В философии, же противоречие — одно из основных понятий наряду с антиномиями (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения).

     Широкое распространение имеет философский релятивизм (лат. relativus — относительный) — учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Если в науке оно рождает общезначимые, бесспорные истины, то отдельные философские положения могут существенно разниться, варьироваться применительно к Западу (европейская философия), Востоку, (брахманизм, конфуцианство), отдельным странам.

     Таким образом, философию и науку многое объединяет и одновременно разъединяет. Было бы недальновидным игнорировать специфику философии, подменять ее наукой, полагать, что каждая наука — «сама себе философия». Ошибочно также принижать роль науки, возвеличивать философское знание в ущерб научному. В существовании философии и науки состоит общая социальная и человеческая потребность как раз потому, что они близкие, родственные, но по целому ряду параметров нетождественные, разные формы познания действительности.

2. Функции философии  и её роль в обществе

 

     В науке под функцией (лат. functio — исполнение) понимают внешнее проявление свойств того или иного объекта в данной системе отношений. Указать на функции философии — значит определить ее место и роль в общественной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.

     Мировоззренческая функция философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это прежде всего тем, что сама философия — тип мировоззрения и как таковая включает в себя целостную совокупность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и социального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономической, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности.

     Особенностью  убеждений, основанных на философском мировоззрении, является то, что хотя они и связаны с определенной суммой полученных субъектом знаний, последние влияют на убеждения не изолированно, а вместе с психологическими факторами (воля, характер, темперамент и др.) и чувствами (в том числе религиозными). Тем самым отношение людей к окружающему миру формируется не только умом, но и эмоционально - психологически, т. е. сердцем, что придает мировоззренческим убеждениям непоколебимый, страстный характер.

     Поскольку у людей знания и страсти разные, то и мировоззренческие взгляды и убеждения приобретают в обществе неодинаковую направленность. Так, сталкиваются в своем противоборстве «правые» и «левые», альтруисты и эгоисты, верующие и атеисты и т. п.

     Мировоззренческое разделение убеждений, базирующихся на разных философских позициях, приводит к политическому и идейному множеству, многопартийности, многоконфессиональности и пр.

     Следовательно, мировоззренческая функция философии несет с собой огромный потенциал рациональности, она отличается не ангажированным широким и многосторонним охватом действительности. И именно в силу этого опора на разум и свободу позволяет человеку самостоятельно формулировать свое жизненное кредо, то есть веру и следовать ей в своем социальном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления свободного выбора граждан.

     Гносеологическая  функция философии призвана обеспечить уяснение сложных взаимоотношений, складывающихся между субъектами и объектами в процессе познавательной деятельности. Ее область — отношения познающего и познаваемого, истина как таковая и ее критерии. Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о познавательном процессе, данная функция философии определяется как теоретико-познавательная. Каково ее более конкретное содержание?

     Оно касается прежде всего вопроса о  том, познаваем ли мир, Если тот или  иной философ, философское течение исходят из принципиальной непознаваемости мыслящим субъектом (отдельным человеком, социальной группой, обществом в целом) сущности явлений объективного мира, то задача упрощается. Источник познания сущего видится в таком случае вне человека и человеческой деятельности. Слабость естественного разума человека компенсируется всемогуществом сверхъестественного божественного разумения и проникновения. Половинчатые, скептические толкования данного вопроса, в конечном счете, ведут к таким же утверждениям.

     Мировоззренческая установка на возможность познания человеком не только явлений, но и их сущности выводит гносеологию на совершенно иной уровень, когда выясняются субъективно-объективные отношения в процессе познания, устанавливаются особенности природного и социального познания, совершается поиск путей подтверждения достоверности знания, проводится строгое разграничение истины и заблуждения и т. д.

     Одна  из актуальных теоретико-познавательных проблем состоит в достижении оптимального сочетания возможностей философии как общей теории и методологии и данных частных наук, как естественных, так и общественных. Используя такие данные, философия синтезирует их и одновременно корректирует собственные выводы, благодаря чему знание о мире становится богаче, адекватнее отражает его реальности.

     Данная  философская функция реализуется  двумя путями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis — разумный), другой — эмпирический (гр. empeiria — опыт). Рационалисты возвышают в познании разум, недооценивая опыт и опытное знание. Эмпирики, напротив, абсолютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis — неразумный), делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру».

     Таким образом, гносеология, или философская  теория познания, включает различные  подходы к познавательному процессу, которые нуждаются в специальном рассмотрении и квалифицированной оценке.

     Методологическая  функция философии также связана с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане — принципов), позволяющих получить познающим субъектом искомые результаты, сведения об объекте.

     Природа метода познания носит двойственный характер. Он субъективен, поскольку применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объективен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным учетом особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию.

     Кроме того, необходимо иметь в виду, что частные науки используют конкретные, специальные методы познания, а философия — всеобщий метод. Последний обусловлен тем, что философия как мировоззрение обладает самыми высокими по уровню обобщения системными знаниями о мире. Как всеобщее философское знание о мире выступает фундаментальной основой научного знания, так и специальные методы опираются на всеобщий метод познания, вырабатываемый философией. Тем самым философия выполняет функцию методологии — учения о методах, с помощью которых наука применяет общие императивы философских законов и категорий и собственные требования к познанию действительности.

Информация о работе Философия и ее роль в обществе