Философия и её место в культуре человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 05:43, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы подчеркивается тем, что философия и есть мировоззрение, она предлагает человеку систему ценностей - норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

Философия и её место в культуре человечества…………………………………………...4

Основные понятия……………………………………………………………………………….4
Причины возникновения и истоки философии………………………………………...4
Мировоззрение и его исторические типы……………………………………………...6
Философия как теоретическое мировоззрение……………………………………….10



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………………………….……….15

Вложенные файлы: 1 файл

Философия и её место в культуре человечества.docx

— 48.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

Философия и её место в  культуре человечества…………………………………………...4

Основные понятия……………………………………………………………………………….4

  1. Причины возникновения и истоки философии………………………………………...4
  2. Мировоззрение и его исторические типы……………………………………………...6
  3. Философия как теоретическое мировоззрение……………………………………….10
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………………………….……….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Философия (от греч. Phileo - люблю и Sophia - мудрость) буквально означает «любовь к  мудрости». Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В  качестве особой науки философия  выделена Платоном. Данная наука сначала  включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему  общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и  глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

    Кроме познания мира, «любовь к мудрости»  предполагала также раздумья о природе  человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством человеческого  поведения и образа жизни.

    Для раскрытия специфики философии  важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому  и религиозному миропониманию как  предпосылке, предтече философии.

    Философию можно определить как поиск ответов  на вечные проблемы человеческого бытия. К таким вечным проблемам можно  отнести вопрос о первоначалах бытия, о возможности достижения истины в их познании, о сущности добра, красоты и справедливости, о происхождении  и назначении человека.

    Проблемы  философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются его  многообразной деятельностью. Все  множество проблем философского мировоззрения может быть сведено  в пять больших групп: онтологическую, антропологическую, аксиологическую, гносеологическую, праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем  выступает основной вопрос философии. Основной вопрос, или основная проблема, философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи  и сознания и является центром  философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются потребности. Потребности делятся  на витальные и социальные. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность  задает определенную направленность субъекта к объекту, инициирует его активность. Следующим компонентом структуры  мировоззрения являются знания. В  системе субъектнообъектного отношния выделяются два уровня знания: знания объекта и знания субъекта. Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры  мировоззрения. Это — идея как  звено, связующее объект и субъект.

    Актуальность  темы подчеркивается тем, что философия  и есть мировоззрение, она предлагает человеку систему ценностей - норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может  планировать свое поведение в  мире, совершать акты оценки и самооценки.

    На  протяжении всей истории существования  человечества философия складывается как устойчивая форма общественного  сознания, рассматривающая мировоззренческие  вопросы и формирующая мировоззрение  каждого. 
 
 
 

    Философия и её место в  культуре человечества.

    Основные  понятия:

    Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нём человека, а также обусловленными этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.

    Мифология – исторически первый способ объяснения мира.

    Религия – вера в сверхъестественное, непосредственно – эмоциональная форма отношения человека  к миру.

    Ценность – термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определённых явлений деятельности.

    Философия – это теоретическое мировоззрение, т.е. умозрение вечных идей и высших ценностей, познание смысла и приобщение к смыслу. 

  1. Причины возникновения и  истоки философии.

    Философия возникает в период становления  раннеклассового общества, в период перехода от присваивающего хозяйства  первобытности к производящему  хозяйству раннеклассового общества, когда происходят глубокие сдвиги в  структуре и масштабности общественного  производства - освоении больших земельных  площадей, возникновении городов, и, как следствие, строительстве дорог, зданий, возникновении торговли и  т.д. Но для этого требовалось  знание свойств и законов природы. Однако знание законов природы - не дар Божий, оно достигается в  ходе исследовательской работы. Последняя  возможна лишь тогда, когда производство знаний выделяется в особую область  социальной деятельности, становится профессией. Это фиксируется фактами  возникновения в период ранней античности приблизительно в 8 в до н.э. 3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция, там же образовались зачатки математики, астрономии, механики. Из подобных фактов следует один вывод: потребность в знаниях законов природы, т.е. потребность в науке, возникает там и тогда, где и когда в самом материальном производстве возникают потребности в таких технических средствах и технологических приемах обработки вещества природы, которые выходят за границы физических возможностей человека как силы природы и, тем самым, многократно увеличивают его производительную силу. [1]

    Но  для производства знаний на ранних этапах развития человеческой цивилизации  требовалось преодоление религиозно-мифологического  воззрения на мир, унаследованного  цивилизацией от первобытно-варварских племен.

    Что такое мифология? Это особый способ осмысления явлений природы(от космических  до земных), характеризующийся очеловечиванием, одушевлением всего существующего. Мифология характеризуется антропоморфизмом, когда явление природы наделяется человеческими качествами и способностями. Например, современном языке сохранились  такие выражения: «земля спит, небо хмурится, ива плачет...». [3] Психологической основой оживления природных явлений является осмысленная человеческая способность к воображению. Миф есть попытка объяснения непознанных причинных связей путем олицетворения, т.е. путем перенесения человеческих способностей на природные явления. С логической точки зрения олицетворение - это просто отождествление человеческого и природного, субъективного и объективного, превращения человеческих качеств в некие объективные феномены. Формируя потребность в знании законов природы требуется прежде всего преодоление мифологического воззрения на природные явления.

    Преодоление мифологического объяснения мира начинается с противопоставления объективного и субъективного, природного и человеческого. Это противопоставление формируется  в так называемом основном вопросе  философии(ОВФ)- вопросе об отношении  мышления к бытию, сознания к природе; это исходный пункт философии, вырабатывающий стремление формирующейся науки  осмыслить мир так, как он существует сам по себе, не наделяя этот мир  никакими человеческими качествами и способностями. В этом смысле возникновение  философии означает возникновение  научного способа объяснения мира в  отличие от религиозно-мифологического.

Другой причиной возникновения философии является возникновение древнегреческого рабовладельческого общества, рабовладельческой демократии, когда каждый свободный гражданин  мог принять участие в формировании государственной власти, быть избранным  на государственную должность. Но чтобы  добиться власти, мало личных симпатий, нужно победить в конкурентной борьбе за эту должность. А для этого  необходимо убедить избирателей, доказать свою правоту и способность вести  государственные дела, обнаружить понимание  общественных интересов и задач. На этой основе возникает риторика, т.е. искусство красноречия, а последнее  невозможно без умения доказывать, строить логически безупречную  информацию и аргументацию. Все это  требует развития культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному доказательству.

    Таким образом, философия формируется  как особая форма духовного производства, духовной мыслительной деятельности, целью которой, с одной стороны, является преодоление религиозно-мифологического  представления мира, а тем самым, выработки научного объяснения мира, а с другой стороны - как средство формирования культуры мышления, т.е. способности  к логически аргументированному мышлению, необходимому во всех сферах общественной деятельности человека. Одним словом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Мировоззрение и его исторические типы.
 

        Человек разумное социальное  существо. Его деятельность целесообразна.  И чтобы действовать целесообразно  в  сложном  реальном  мире,  он  должен  не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели,  уметь  принять  то  или иное решение. Для этого ему  необходимо,  в  первую  очередь,  глубокое  и правильное понимание мира – мировоззрение.

        Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности  и  самому себе, а  также  сложившиеся  на  основе  этих  взглядов  убеждения,  идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные  ориентации.  И  действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении  к  другим  людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к  миру  вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». [2]

        У   человека   всегда   существовала   потребность   выработать   общее представление о мире в целом и о месте в нем человека.  Такое  представление принято называть универсальной картиной мира.

        Универсальная картина мира –  это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом  людей.  Человек  всегда  задумывается  о  том, каково его место в мире, зачем он живет,  в  чем  смысл  его  жизни,  почему существует жизнь и смерть;  как  следует  относиться  к  другим  людям  и  к природе и т.д.

        Каждая эпоха,  каждая  общественная  группа  и,  следовательно,  каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое  представление о решении вопросов, которые волнуют человечество.  Система  этих  решений  и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности.  Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека  к  миру,  люди  на основе имеющегося в их распоряжении  мировоззрения  вырабатывают  и  картину мира,  которая  дает  обобщенное  знание  о строении,   общем   устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или  иначе  окружает человека.

        Обладая общими знаниями о  своем месте в мире, человек   строит  и  общую свою деятельность, определяет общие и частные свои  цели  в  соответствии  с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как  правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

        В  одном  случае  их  связь   с  мировоззрением   может   обнаруживаться достаточно  отчетливо,  в  другом  же  она  затемняется   теми   или   иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако  такая связь с мировоззрением обязательно существует и  может  быть  прослежена.  А это означает, что мировоззрение играет особую, очень  важную  роль  во  всей деятельности людей.

        В центре всех философских  проблем стоят вопросы о мировоззрении  и общей картине мира, об отношении человека  к  внешнему  миру,  о  его  способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

        Мировоззрение  –  это   фундамент  человеческого   сознания.   Полученные знания, сложившиеся убеждения,  мысли,  чувства,  настроения,  соединяясь  в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира  и самого себя.  В реальной  жизни  мировоззрение  в  сознании  человека-  это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем. [5]

        Мировоззрение является  интегральным  образованием,  обобщающим  пласты человеческого  опыта.  Это,  во-первых,  обобщенные  знания,  полученные   в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых,  духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

        Итак, мировоззрение – это   совокупность  взглядов,  оценок,  принципов, определенное видение  и  понимание  мира,  а  также  программа  поведения  и действий человека.

           Исторические типы  мировоззрения: мифология,  религия, философия.

        Исторически первой формой  мировоззрения является   мифология.   Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда  человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий,  пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение  и  устройство  мироздания  в  целом, возникновение  наиболее  важных   явлений   природы,   животных и людей. Значительную часть мифологии составляли  космологические  мифы,  посвященные устройству природы.  Вместе  с  тем,  большое внимание  в  мифах  уделялось различным стадиям  жизни  людей,  тайнам  рождения  и  смерти,  всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека  на  его  жизненном  пути.  Особое место  занимают  мифы  о  достижениях  людей:  добывании  огня,  изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. [4]

Информация о работе Философия и её место в культуре человечества