Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:46, курс лекций
1. Предмет философии
2. Философия как разновидность мировоззрения.
3. Методы философии
4. Функции философии
Философия
Тема:
Философия и её роль в жизни человека.
1. Предмет философии
2. Философия как разновидность мировоззрения.
3. Методы философии
4. Функции философии
1. Философия с древнегреческого означает
любовь к мудрости. Впервые понятие мудрость
и мудрец использовал Платон. Он имел ввиду
под этим объективное качество разумно
устроенного и гармоничного мира. Возникновения
философии означало появление духовной
установки в виде поиска гармонии, знаний
о мире, жизненным опытом людей с их верованиями,
идеалами и надеждами.
Философия в
момент своего зарождения понималась
не как простое собрание истины,
а как стремление к истине.
Возникновение философии в 6 веке до н.э
означало постепенный переход людей к
самостоятельному размышлению о мире и о человеческой судьбе.
Философия как форма духовной деятельности
направлена на постановку анализ и решения
коренных мировоззренческих вопросов
связанных с выработкой целостного взгляда
на мир и на место человека в нём.
Своеобразие философии выражается в следующем:
1) она обладает всеобщностью и придельной
абстрактностью
2) исследует как изучаются процессы реальной
действительности
структура предмета философии заключается
в 4 основных разделах:
1)антология-учение
о бытии
2)гносеология-учение
о познании
3) общество
4) человек
В рамках данных разделов поднимаются
следующие частные вопросы: сущность и
происхождения бытия, материя и её формы,
сознание и его структура, бессознательная,
общество и человек, ограниченность и
безграничность познания, диалектика
и её законы.
2. 1)Мировоззрение-это целостный
взгляд на мир и место человека в нём. Первая
форма мировоззрения-мифология. Совмещала
в себе как фантастическое так и реалистическое
восприятие окружающей действительности.
2)Религия-основана на вере, наличии сверхъестественных
сил, которые влияют на жизнь человека
и окружающий мир.
3)Философия- научно теоретический
тип мировоззрения основанный на: знании,
логична, рефлексивна.
Философия представляет собой высший
уровень и вид мировоззрения отличающиеся
рациональностью, системностью, логикой
и теоретической оформленностью. В процессе
эволюции философской мысли выделяют
3 этапа:
1) космоцентризм
2) теоцентризм
3) антропоцентризм
Космоцентриз- философское мировоззрение
объясняющее окружающий мир через могущество
и бесконечность внешних сил- космос.
Теоцентризм- в основе лежит объяснение
всего сущего через господства Бога.
Антропоцентризм-в центре стоит проблема
человека.
Специфика философии: заключается в её
двойственности.
1) Имеет много общего с научным знанием
2) не является наукой в чистом в виде.
3. Методы -это совокупность приёмов, средств
с помощью которых осуществляется философское
исследование.
Диалектика-метод
философского исследования, при котором
вещи, явления, рассматриваются критически,
последовательно, с учётом их внутренних
противоречий, изменений, развития причин
и следствий единства и борьбы противоположности.
Метафизика-
метод противоположный диалектики при
котором объекты рассматриваются обособленно
сами по себе, статично, однозначно не
уделяется в внимании и противоречия.
Диалектика
1)всеобщее и универсальное взаимосвязь
явлений и процессов
2) развитие качественных изменений явлений и процессов
3)наличие внутренней
противоречивости, присущее любым
явлениям и процессам
4) наличие внутренней борьбы
Догматизм(раз
и навсегда принятое убеждение не требующее
доказательства)-восприятие окружающего
мира через призму догм.
Эклектика-метод
основный на произвольном соединении
разрозненных не имеющих единого творческого
начала фактов, понятий в результате которого
достигаются поверхностные, но внешне
правдоподобные кажущиеся достоверными
выводы
Софистика-
метод основанный на выведении из ложных,
но искусно поданные как истинные суждения,
новой посылки ложной по смысле либо выгодной
для субъекта.
Герменевтика-метод
правильного прочтения и истолкования
смыслов текстов с помощью интерпретации,
понимания, вживания и сопереживания.
Одновременно
и направлениями и методами в
философии признаются:
1) материализм-материя первооснова, а
сознание есть проявление есть проявление материи
2) идеализм признаёт в качестве первоначала
силу идее, а материя является производной
от идей.
Эмпиризм
в основе познавательно процесса лежит
опыт получаемый преимущественно в результате
чувственного познания.
Рационализм
метод основанный на признании того что
абсолютно достоверное знание может быть
достигнуто только с помощью разума, без
влияния опыта и ощущения.
4. Основные
функции философии: мировоззренческая,
методологическая, гносеологическая,
аксиологическая, социальная.
Аксиологическая заключается в оценки
вещей, явлений окружающего мира с точки
зрения различных ценностей.
Социальная функция-объяснить общество,
причины его возникновения, эволюцию и
современное состояние.
Тема: Основной вопрос философии
1.Антологическая
сторона основного вопроса
2.Гносеологическая
сторона основного вопроса
1. Антологическая
сторона основного вопроса
В зависимости от ответа на антологическую сторону основного вопроса философии выделяют такие направления , как :1 объективный идеализм 2 субъективный идеализм 3 материализм 4 вульгарный материализм 5 дуализм 6 империзм 7 рационализм .
Материализм как направление философии считает что в отношении материи и сознания первичной считается материя.
Принципы материализма
1. Материя реально существует.
2.Существует не зависимо от сознания
3. Материи существуют
и развиваются по своим
4.Сознание есть свойство высоко организованной материи отражать саму себя.
Основные представители материализма: Демокрит, Эпикур, Спиноза, Локк, Бэкон, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс.
Вульгарный материализм абсолютизирует роль материи и игнорирует само сознание как сущность .
Идеализм направлении философии сторонники которого считают первичным сознанием( идея дух) . Выделяют объективный идеализм и субъективный идеализм.
Основные идеи объективного идеализма:
1.Реально существует только идея.
2.Она первична.
3.Вся действительность делится на мир идей и мир вещей.
Субъективный идеализм :
1.Всё существует только в сознании человека.
Дуализм , основатель Декарт.
Основные принципы:
1.Материя и сознание не зависимые субстанции.
2.В человеке соединяются одновременно и материальная и духовная субстанции.
Деизм - направление философии сторонники которого признавали наличие бога который единожды сотворит мир , уже не участвует в его дальнейшем развитии.
Гносеологическая сторона основного вопроса философии представленна:
Эмпиризмом ( Франсис Бекком ) в основе познания лежит лишь опыт и чувственным ощущением.
Рационализмом ( Рене Декарт) истинное знания может быть выведено только из знания.
Иррационализмом ( Нидше и Шопенгаур ) познать конечность мира.
Иррационалисты считают что мир не имеет внутренней логики развития и следовательно не когда не будет познан разумом.
Гностицизм признает познаваемость мира и не ограниченные возможности познания человека.
Агностицизм говорит об ограниченности познавательных возможностей у человека и не познавательности мира.
Китайская философия и её место в социально-нравственной проблематике.
Начало китайской философской
мысли связано с древними мифами,
которые собраны в :книги перемен,
книги истории , книги обрядов, книги
песен, летопись Чунь-цю. В этих произведениях
описываются следующие первоосновы мира:
вода, огонь, дерево, металл, земля.
Древнекитайская философия невозможно
без представления Конфуция.
Конфуций поднимает проблемы воспитания с помощью таких понятий как взаимность, золотая середина и человеколюбие.
Даосизм — направление в древнекитайской философии,определяющий первооснову в виде Дао — которая рождает вещи и Дэ — которое их вскармливает их.
Дао - это ни что или пустота которая является вечной. Человека рассматривает как естественное существо состоящие из материальной основы.
1 и 2 лекция самостоятельная
тест-конспект учить
1. Поиск первоосновы мира в
античной философии.
2.Философская значимость во зрении Пифагора.
3. Атомистическое учение Демокрита
4. «Учение» Платона об идеи
5. Философия Аристотеля как энциклопедическое
учение.
1. Отличительные
особенности античной философии(римская
и греческая) состоят следующем:
1) при примитивных формах
производства возникла высочайшая культур
2) люди изначально не равны(
раб являлся орудием)
Античная философия прошла следующие
периоды своего развития:
1) зарождение и формирование(6
век до н.э)
2) расцвет(5 век до н.э)
3) упадок и гибель связана с
гибелью или с распадом римской империи(1-3
века нашей эры)
Фалесу принадлежат открытия: годовое
движение, продолжительность года обусловлена
наличием 365 дней в году, периодичность
разделённая на 12 месяцев, наличие такого
явления как солнечное затмение.
Анаксимен за первооснову признавал воздух.
Анаксимандер первооснову считал апейрон-
неделимое бесконечное как пустота или
ничто. Апейрон находится в постоянном
вращательном движении благодаря которому
приобретает различные формы.
2 . 6-5 века до н.э считал что первоосновой
является идея в виде числа: все можно
посчитать, всё подаётся исчислению. Пифагор
полагал, что познать мир это значит познать
управляющие им числа
Сократ( 470-399 г до н.э). Сократа называли
первым мудрецом. Для того что бы понять
мир надо двигаться не от события к событию,
а от события к их смыслу. Заслуга Сократа
в том, что он определил родовое общее
которое может объединить множество явлений
в какую-то общую категорию.
Сократ определил 3 нравственные
добродетели человечества:
1) умеренность
2)Храбрость
3) справедливость
Сократ считал что знания нельзя получить
в готовом виде. Необходимо прилагать
усилия разумной стороны деятельности
человека.
3. Суть онтологии Демокрита:
1) все вещи образуются их сочетания атомов
2) атомы вечно движутся в окружающей из
пустоте
3) атомы это бытие, а пустота не бытие.
4. Учение Платона об
идее.
Платон( 427-347). разрабатывал вопросы
диалектики, теории познания, эстетики
и педагогики. Все сущее философ разделил
на мир людей. Идея согласно Платону существует
без человека. Идея-это подленные сущности
которые являются объективными.
Платон считал, что без мира вещей
материя является не бытием, а идея является
бытием.
В теории познания Платон опирается
на учение о душе. Душа и тело противоположны.
Душа бессмертна является накопителем
идей и постоянно переходит из одной телесности(
образа) в другую. Таким образом в философии
Платона существуют следующие моменты:
1) идея вещи есть смысл вещи
2) идея вещи есть такая цельность всех
отдельных частей и проявлений вещи которая
уже не делится на отдельные части и представляют
собой сравнение с ними новое качество.
3) идея вещи есть та сущность сос-их её
особенностей и единичностей, которые
являются законом для возникновения и
получения этих единичных проявлений
вещи.
4) идея не вещественна
5. Аристотель(384-322
до н.э)
Разделил все науки на теоретические(
метофизка, физика, математика) и практические(экономика,
политика, этика)
Первооснова у Аристотеля материя которая
состоит из воздуха, воды, земли, огня).
В теории познания важным является
соединение материи и образа.
Материя- это возможность бытия, а форма-это
реальные виды бытия.
Аристотель отвечая на вопросы, что есть
вещь? выводит наличие первых сущностей
состоящих из материи и образа, и наличие
второй сущностей, которые выводимы
от первой сущности.
Огромное значение Аристотель определяет
признак бытия разделяя их на материальные
и формальные.
Придаёт абсолютные значения понятию
движения которые у него связаны с категориями:
-место
-нахождение
-активность и пассивность.
Аристотель раскрывает содержание
метода познания диалога. Считая, что диалог
содержит постановку вопроса, стратегию
задавая вопрос, правильно построение
умозаключения.
Рационализм РЕФЕРАТ
1.Кто из философов имел прозвище «пёс»?
2.Имя какого философа можно найти в домашней
утвари?
3.Имя какого философов можно найти в пищевых
продуктах?
Черты средневековой философии:
1) связана с возникновением и распространением
христианства
2) распадом римской империи I, II века н.э.
3) В основе философии лежат 2 идеи
1) идея творения(бы)
2) идея отровения(познания
быа)
Первый представитель Августин Блаженый
(354-4305)
А.Б. сделал быа центром философского мышления.
Мир-это свободный акт быа. Бог является
разумным. Блаженый разделил весь мир
на идеальный(бы) и реальный( мир, пространство).
Философ определил, что цель человеческой
жизни заключается в счастье. Счастье
возможно через познания быа.
Фома Аквинский( 1225-1274)
Он разделил всё существующие на низшую
ступень( природа)З и высшую(мир, люди),
идеальную( идеальный мир) вершиной и причиной
которого является бы.
Тема:
Философия эпохи возрождения.
1. Учения Френсиса Бекона и
Гене Декарта.
2. Философия Джона Локка и Гудфрида
Лейбница
3. Учение Джордажа Беркли и Давида Юма
4. Философия французского посвящения.
1. Основные черты:
-Антропоцентризм-в центре человек
-Человек является сам творцом обладающий
свободной волей и разумностью.
Френсис Бекон(1561-1626)
Он считал, что реформирование науки
возможно только на основе совершенствования
методов общения, образования понятий,
т.е теории индукции.
Бекон считал, что все знания человек
получает с помощью опытно-рационального
метода.
Рене Декард( 1596-1650)
Он является основателем рационализма,
и считал, что любой процесс познания начинается
с принципа сомнения.
Он считал, что действительно существует
только сама мысль(сомнение) поэтому он
считает, что существует две субстанции:
приближённая и мыслящая. Таким образом
Р.Д определил источник движения науки
и человечества в виде принципа сомнения.
Он и рационалист и дуалист.
3. Д. Беркли(1685-1753)
Признавая только одно сознание. Благодаря
ощущениям которым существует весь остальной
мир.
Д. Б считал, тчто общий источник одинаковых
ощущений в сознании человека это бы.
Д. Юм(1711-1776)
Скептик и агностик. Считал, что восприятия
не соединяют с внешним миром, а отделяют
от него. Предмет его философии-сознание.
Задача- исследование внутренних механизмов
психологической деятельности.
4. Францца Вольтер(1664-1758)
Выступал защитником свободы человеческой
личности, свободы мысли, которые он считал
естественными и неотъемлемыми правами
человека. Был противником религии и социального
неравенства. Распрастраняя естественно
научные знания во Франции, был сторонником
опытного исследования природы и критиковал
метофизику. Был последователем Ф.
Бекона и критиком Р. Декарта.
Тема:
Немецкая классическая философия
1. Трансцендентальная философия
Эммнануила Канта
2. Соотношения системы и методов в философии
Гегеля .
1. Эммануил
(1724-1804).
Цель его философии-это примирение недостатков
чувственного и рационального метода
познания. Это путь смешения метафизического
интереса объекта на познавательные способности
субъекта.
Кант отказывается от вопроса познаваемости
мира и формулирует свой вопрос:
« Возможно ли достоверно познать предметы?
Их сущность и проявление?» Кант определяет
следующие познавательные возможности
у человека:
1. Созерцание(образ)
2. Рассудок(логика)
3. Разум(идеал)
Кант считает, что единственное условие
созерцания-это чувственность. Формами
чувственности субъекта является пространство
и время. Кант определяет предмет и задачу
трансцендентальной философии: выявить
каким образом человеческая познавательная
способность становиться законодательной(
т.е начинает диктовать природе законы).
В чувственном познании содержание не
зависит от нас, оно задано. А вот каким
образом заданно содержание зависит только
от нас. Над рассудком возвышается разум
как высшее условие возможности всех синтезов
рассудка. Если рассудок заполняется содержательно
чувственным материалом, то разум опирается
на идеальные содержания-это вещь «в себе»-это
то, что недоступно человеческому созерцанию,
что лежит по другую сторону нашего познания
и поэтому не может быть познанным.
Теоретический разум имеет дело
с природой, практический определяется
тем, что должно быть. Кант считает, что
человек в своём поведении обладает изначальной
способностью поступать нравственно.
Кант выводит моральный закон: существует
«максима»-действие в максимальной мере
и «императив»-действие по велению разума,
как исключенной степени исполнять свой
долг. Все навыки и умения являются техническими
основаниями для достижения своего собственного
максимального жизненного благополучия
и счастья.
Категорический императив Канта
гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего
поведения на основе твоей воли, могла
стать общим естественным законом.
Бытия и материя
как философские категории
1. Монистические и плюралистические
концепции бытия
2. Материя и основные подходы к её понимаю
3. Движение и его основные формы
4. Пространство и время как атрибутивные
свойства материи
5. Отражение как свойство материи.
1.Бытие это абстрактное понятие означающее
наличествовать существовать. Это понятие
раскрывается в следующих положениях:
1) окружающий мир, предметы и явления реально
существуют.
2) окружающий мир, человек, мысли, природа
равно существую и образуют целостное
единство мира
3) окружающий мир имеет источник движения
в самом себе
4) материя и дух едины, но противоположные
по сущности.
Таким образом бытие-это реально существующее
стабильное, самостоятельное, вечная бесконечная
субстанция, которая включает в себя всё
сущее. Учения принимающее в основе всего
сущего одно начало называется монизмом.
Противоположные ему является плюрализм(дуализм).
Под действительностью понимается всё
совокупность всех состояний объектов
мира в прошлом, настоящем и будущем. Объективная
реальность существует не зависимо от
сознания человека, субъективная понимается
как сознание и все те процессы и события
которые в нём происходят.
Основные формы бытия6
1) материальное бытие
2) идеальное бытие
3) человеческое бытие
4) социальное бытие
Небытие-это полное отсутствие чего либо,
абсолютное ничто.
2. Понятие материи в философии. Материя
является одной из сторон бытия. В начале
120 века было сформулировано, что материя-это
категория для обозначения всего того,
что лежит вне нашего сознания.
Подходы к понятию материи:
1) материалистический подход(материя
есть основа бытия, идея производна от
материи)
2) объективно идеалистический подход,
материя является порождением объективной
идеи.
3) субъективно идеалистический подход(
материя является результатом субъективного
духа( сознания))
цц3
4) позитивистский( понятия материи ложны.
Естественно научное понимание материи:
1) каждое материально образование представляет
собой единство вещества и поля.
2) вещество обладает массой покоя в отличии
от поля
3) вещество относительно не проницаемо,
в нём находится значительная концентрация
массы и энергии.
4) вещество и поле могут взаимно превращаться
друг в друга.
5) вещество как главный вид материи состоит
из молекул.
3. Движение-это всякое изменение вообще.
Это неотъемлемая и атрибут материи. Существуют
следующие типы движения: механическая,
биологическая, химическая, физическая
и социальная.
1)Движение возникает из самой материи(
из заложенных в ней противоположностей).
2)Движение всеобъемлюще
3) Движение постоянно
Движение-это единственные способ существования
материи.
Выделяют типы движения:
1) от низшего к высшему( прогресс, рост,
познание)
2) от высшего к низшему( регресс, распад
и т. д.)
Типы движения:
1) количественный- перенос материи и энергии
в пространстве.
2) качественный-это перестройка внутренней
структуры материи
Качественное движение делится на:
1)динамическое-изменение содержания в
рамках старой формы
2) популяционное- кардинальное изменение
структуры объекта.
4.Материя имеет расположение во времени
и пространстве:
1) субстанциональный подход- пространство
и время такая же самостоятельность как
и материя.
2) реляционный подход-наличие пространства
и времени не возможно без материи.
Время-это длительность существования
материальных объектов, а пространство-это
протяжённость существования материальных
объектов.
Психологическая форма существования
времени связано с психикой отдельного
человека наполняемостью и сменяемостью
событий, а так же воздействием внешних
факторов.
Социальными формами существования времени
является: часы, календари, месяцы, года.
Социальными формами существования пространства
являются: село, город, планета, галактика.
5. Отражение-это способность материальных
систем воспроизводить в самих в себе
свойства взаимодействующих с ними других
материальных систем.
Отражение может быть биологическим-в
живой природе и механическим, физическим
в неживой природе.
Особый вид отражения-биологический, который
включает в себя:
1) раздражимость
2) чувствительность
3) психическое отражение-это систематизация
ощущений, способность живых организмом
моделировать поведение в целях приспособления
к окружающей среде.