Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:31, реферат
Платон - древнегреческий философ, классик философской традиции. Учение Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру.Одна из основных тем учения Платона - справедливое (идеальное) государство. Она претерпевала изменения от момента несправедливого осуждения Сократа в Афинах и до конца жизни Платона. Теория идеального государства наиболее полно представлена Платоном в труде "Государство" и развита в "Законах".
Платон - древнегреческий
философ, классик философской традиции.
Учение Платона пронизывает не только
мировую философию, но и мировую
культуру.
Одна из основных тем учения Платона -
справедливое (идеальное) государство.
Она претерпевала изменения от момента
несправедливого осуждения Сократа в
Афинах и до конца жизни Платона. Теория
идеального государства наиболее полно
представлена Платоном в труде "Государство"
и развита в "Законах".
Убежденный в том, что достойную жизнь
можно вести только в совершенном государстве,
Платон создает в афинской школе для своих
учеников условия идеального государства.
«Справедливость
столь же хранит государство, сколь и человеческую
душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять
правильное государственное устройство,
необходимо построить его внутри себя»
(Платон)
Идеальное государство
Платона
Теория идеального государства полнее
всего представлена Платоном в „Государстве”
и развита в „Законах”. Истинное политическое
искусство есть искусство спасения и воспитания
души, а потому Платон выдвигает тезис
о совпадении истинной философии с истинной
политикой. Только если политик становится
философом (и наоборот), можно построить
подлинное государство, основанное на
высшей ценности Правды и Блага. Построить
Город-Государство означает познать до
конца человека и его место в универсуме.
Государство, по Платону, как и душа, имеет
трехчастную структуру. В соответствии
с основными функциями (управление, защита
и производство материальных благ) население
делится на три сословия: земледельцы-ремесленники,
стражи и правители (мудрецы-философы).
Справедливое государственное устройство
должно обеспечить их гармоничное сосуществование.
Первое сословие образовано из людей,
в коих преобладает вожделеющее начало.
Если в них преобладает добродетель умеренности,
своего рода любовь к порядку и дисциплине,
то это достойнейшие люди. Второе сословие
образовано из людей, в коих преобладает
волевое начало, долг стражника - бдительность
по отношению как к внутренней, так и к
внешней опасности. Согласно Платону,
государством призваны управлять только
аристократы как лучшие и наиболее мудрые
граждане..Правителями должны быть те,
кто умеет любить свой Город более других,
кто способен исполнить свой долг с наибольшим
усердием. А всего важнее, если они умеют
познавать и созерцать Благо, то есть в
них преобладает рациональное начало
и их можно по праву назвать мудрецами.
Итак, совершенное государство - это такое
государство, в первом сословии преобладает
умеренность, во втором - мужество и сила,
в третьем - мудрость.
Концепция справедливости заключается
в том, что каждый делает то, что ему надлежит
делать; это касается граждан в Городе
и частей души в душе. Справедливость во
внешнем мире проявляется только тогда,
когда она есть в душе. Поэтому в совершенном
Городе должно быть совершенным образование
и воспитание, причем для каждого сословия
оно имеет свои особенности. Большое значение
придает Платон воспитанию стражей как
активной части населения, из которой
выходят правители. Воспитание, достойное
правителей, должно было сочетать практические
навыки с освоением философии. Цель образования
- через познание Блага дать образец, которому
должен уподобиться правитель в своем
стремлении воплощать Благо в своем государстве.
В финале IX книги «Государства» говорится,
что «не так важно, как должно или как может
быть» в идеальном государстве, достаточно
уже, если кто-то один живет по законам
этого Города, то есть по закону Блага,
Добра и Справедливости. Ведь прежде, чем
возникнуть в реальности внешне, то есть
в истории, платоновский Город родится
внутри человека.
«...ты говоришь о государстве,
устройство которого мы только что разобрали,
то есть о том, которое находится лишь
в области рассуждений, потому что на земле,
я думаю, его нигде нет.
— Но быть может, есть на небе
его образец, доступный каждому желающему;
глядя на него человек задумается над
тем, как бы это устроить самого себя. А
есть ли такое государство на земле и будет
ли оно — это совсем неважно. Человек этот
занялся бы делами такого — и только такого
— государства»
О философии
Философия для Платона - это не только
познавательный процесс, но и стремление
души к сверхчувственному миру идей, и
потому она тесно связана с Любовью. По
мнению Платона, не занимаются философией
только Боги или те, кто полностью невежествен
и самонадеянно считает, что знает все.
И, напротив, философией занимается только
тот, кто чувствует потребность в знании
и охвачен желанием познать мудрость.
Это напряжение, порожденное недостатком
знания и огромным желанием его, Платон
определяет как Эрос, Любовь, стремление
к Красоте, понимавшейся им как порядок
и гармония.
Теория
познания
Теория познания Платона строится как
теория воспоминания, руководящим началом
при этом выступает разум или разумная
часть души. По Платону, душа бессмертна,
причем до рождения человека она пребывает
в запредельном мире, где она наблюдает
блистательный мир вечных идей. Поэтому
в земной жизни души человека оказывается
возможным постижение идей как припоминание
о виденном прежде.
«И раз все в природе друг другу
родственно, а душа все познала, ничто
не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь
одно - люди называют это познанием - самому
найти и все остальное, если только он
будет мужествен и неутомим в поисках:
ведь искать и познавать - это как раз и
значит припоминать» (Менон).
Человек получает истинные знания, когда
душа вспоминает то, что она уже знает.
Знание как припоминание того, что было
до рождения человека, является у Платона
одним из доказательств бессмертия души.
Информация о работе Философия и идеальное государство Платона