Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 21:22, доклад

Краткое описание

Существует много определений столь уникального явления, как наука, но в силу её сложности и многогранности какое-то одно, универсальное определение вряд ли вообще возможно. На протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое её положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее точно лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех случаях довольно чётко прослеживается выделение двух подходов к пониманию науки, когда её трактуют в широком или узком смысле.

Содержание

Введение............................................................................................2
Наука.......................................................................................................2
Что такое наука?.........................................................................2
Развитие науки…………………………………………………3
Философия и наука……………………………………………………4
3.1.Понятие философии………………………………………….........4
3.2.Развитие представлений об отнрщегии философии и науки…...5
3.3.Концепции соотношения философии и науки…………………...6
4. Философия и наука в елинстве и различии……………………......7
4.1.Критерии научности знания……………………………………….7
4.2. Общее между философией и наукой……………………………..8
4.3. Различия между философией и наукой…………………………..8
5. Заключение…………………………………………………………...8
6. Список литературы…………………………………………………..9

Вложенные файлы: 1 файл

Filosofia_i_nauka.docx

— 49.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

“Философия и наука”

Медведева Анна

Группа №103

 

 

 

 

 

 

 

                          Содержание:

  1. Введение............................................................................................2
  2. Наука.......................................................................................................2
    1. Что такое наука?.........................................................................2
    2. Развитие науки…………………………………………………3
  3. Философия и наука……………………………………………………4

3.1.Понятие философии………………………………………….........4

3.2.Развитие представлений  об отнрщегии философии и науки…...5

3.3.Концепции соотношения  философии и науки…………………...6

4. Философия и  наука в елинстве и различии……………………......7

4.1.Критерии научности  знания……………………………………….7

4.2. Общее между  философией и наукой……………………………..8

4.3. Различия между  философией и наукой…………………………..8

5. Заключение…………………………………………………………...8

6. Список литературы…………………………………………………..9

1. Введение

Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Философия и Наука изучают картину мира, взаимно дополняя друг друга. Попытаемся рассмотреть отличия и сходства Философии и Науки, их взаимосвязь и подходы к ее пониманию.

2. Наука

2.1. Что такое наука?

Существует много определений столь уникального явления, как наука, но в силу её сложности и многогранности какое-то одно, универсальное определение вряд ли вообще возможно. На протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое её положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее точно лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех случаях довольно чётко прослеживается выделение двух подходов к пониманию науки, когда её трактуют в широком или узком смысле.

В широком (собирательном) смысле - это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности. Здесь понятие «наука», «учёный» не конкретизируются и понимаются как общие, собирательные понятия. Именно в таком контексте нередко употребляется понятие «наука» применительно к философию а философов называют учёными, что в общем-то правомерно, но, как будет показано ниже, лишь отчасти.

Для обозначения же конкретных научных дисциплин, таких, например, как физика, химия, биология, история, математика и др., понятию «наука» придаётся узкий, и, следовательно, более строгий смысл. Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: учёных с их знаниями и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и научное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийно и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Таким образом, наука – одна из форм общественного сознания. Но она отнюдь не ограничивается одними только точными науками. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведения и обществоведения, философии и естествознания, метода и теории, теоретических и прикладных исследований. Наука – необходимое следствие общественного труда, так как она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой – сперва очень малочисленной – группы людей.

В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, научная деятельность даёт приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности.

2.2. Развитие науки

Хотя отдельные элементы научного знания начали формироваться в более древних обществах (шумерская культура, Египет, Китай, Индия), возникновения Науки относят к 6 веку до нашей эры, когда в Древней Греции сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологической системы; для её возникновения был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематического занятия наукой. Более чем двухтысячелетняя история науки отчётливо обнаруживает ряд общих закономерностей и тенденций её развития.

Развитию науки свойственен кумулятивный (накопительный) характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в её общий фонд; он не перечёркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. Преемственность науки обеспечивает её функционирование как особого вида «социальной памяти» человечества, «теоретически кристаллизующей» прошлый опыт познания действительности и овладения её законами.

Процесс развития науки находит своё выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний, он затрагивает также всю структуру науки. На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм – фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, то есть всего того, что определяют понятием стиля мышленияНаучные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы – естественные(физика,химия, биология и т.д.) общественные(юриспруденция, экономика, психология) и гуманитарные науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет, так как ряд научных дисциплин занимают промежуточное положение.

3. Философия и наука

3.1. Понятие философии

Философия – (греч. phileo – люблю и sophia - мудрость) – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания философии является одной из форм общественного сознания, определяется, в конечном счете, экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если “основной вопрос” в ней прямо и не формулируется. Философия возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производительной практики и накопления научных знаний происходил процесс “отпочкования” отдельных наук от Философии и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Философия как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Философии на первый план, т.к. то или иное его решение лежит в основе метода и логики познания. Философия – форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённые системы взглядов на мир и место человека в нём; она исследует познавательное, ценностное социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение Философия неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.

3.2. Развитие представлений об отношении философии и науки

Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось.

На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.

На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора.

Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

                                      3.3. Концепции соотношения философии и науки

Существуют 4 концепции соотношения философии и науки. Зависят от понимания как философии, так и науки и взаимоотношений между ними.

1)Трансценденталистская концепция – исторически первая, прошедшая длительную эволюцию от античности до нашего времени. Занимала до середины 19 века монопольное положение. Утверждала и обосновывала гносеологический и социокультурный приоритет философии по отношению к частным наукам. Сущность концепции можно выразить следующими формулами: «Философия – наука наук» или «Философия – царица наук».  На практике это приводило к навязыванию умозрительных философских схем бытия и познания частным наукам и стало существенным фактором, тормозящим развитие науки к середине 19 века.

2)Позитивисткая концепция – возникла в 30-е годы 19 века. Ее родоначальники: О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Ст.Милль. Состоит в утверждении приоритета частно-научного познания по сравнению с традиционной философией. Философия же объявляется псевдознанием, спекулятивным, умозрительным теоретизированием, не имеющим для современной науки не только никакого позитивного значения, а скорее – отрицательное, так как философский дискурс способен только заразить науку вирусом псевдознания.Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество, познание и человека философия должна использовать научный метод, то есть наблюдение, обобщение и математическую формулировку своих законов.

3)Антиинтеракционизм (концепция предметного разграничения) – концепция соотношения философии и науки, согласно которой философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи. «Философия – не научна, наука – не философична» – кредо антиинтеракционистов.

4)Диалектическая концепция соотношения философии и науки – учение, согласно которому наука и философия представляют собой качественно различные по многим параметрам виды знания, однако, внутренне они взаимосвязаны между собой и активно используют познавательные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них. Это доказывается всей историей их развития и взаимодействия.Конкретным выражением внутренней взаимосвязи философии и науки является, с одной стороны, наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий, а с другой – слоя частно-научного знания, используемого в философской аргументации и построениях. Граница между философским и конкретно-научным знанием является исторически подвижной и относительной. Однако она всегда имеет место, благодаря структурированности сознания и наличия в нем различных типов и слоев знаний и ценностей.

4. Философия и наука в единстве и отличии

4.1.Критерии научности знания

1. объективность (изучение природных  объектов, явлений, взятых самих  по себе, независимо от интересов  индивида, его субъективности).

2. рациональность - обоснованность, доказательность - в рамках любой науки что-то  обосновывается.

3. нацеленность на воспроизведение  закономерностей объекта

4. системность знаний - упорядоченность  по определенным критериям

5. проверяемость - воспроизводимость  знаний через практику

Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода.

Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего.

 

4.2.Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся  к выработке рационального знания;                                                         2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;                                                                                             3.Выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем.

4.3.Различия между философией и наукой

Информация о работе Философия и наука