Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 11:54, реферат
Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, ставшая в последствии устойчивой формой общественного сознания, зародилась в VII-VI веках до нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции.
Философия и мировоззрение.
Объективные и субъективные
предпосылки возникновения философии.
Философия - одна из древнейших
и увлекательнейших областей человеческого
знания, духовной культуры, ставшая в последствии
устойчивой формой общественного сознания,
зародилась в VII-VI веках до нашей эры в
Индии, Китае, Древней Греции.
Возникновению философии способствовали
объективные и субъективные предпосылки,
сложившиеся на тот исторический период
в древнем обществе:
1). Объективные
предпосылки:
а).Социально-политические:
-общественное разделение труда;
-систематическое производство материальных
благ, содержательно изменившее человека
и поставившее его в принципиально новое
отношение к природе: приспособление к
условиям жизни сменяется их преобразованием;
-разделение общества на классы;
-возникновение государств, городов- мегаполисов
с демократической формой государственного
устройства (Афины , Спарта);
б) Культурно-исторические:
-создание письменности;
-возникновение наук (математики, астрономии,
физики, географии, медицины);
-возникновение и развитие различных видов
искусства;
-возникновение образовательных учреждений
(ликеи, академии);
-наличие в обществе мифологии и религии
как здоровых начал культуры.
2) Субъективные
предпосылки - т.е. предпосылки связанные
с развитием самого человека, его духовного
мира.
^ 1) Осознание древним
человеком бытия в целом, самого себя и
своих границ.
Перед человеком открывается глубина
мира и собственная значимость. Человек
начинает осмысливать мир и себя как проблему,
начинает ставить радикальные вопросы,
ищет понимания и спасения.
Этот духовный процесс имел решающее значение
для формирования философии и начался
он за тысячелетие до нашей эры, т.е. до
рождества Христова. Карл Ясперс, немецкий
философ XX века, это время назвал "основным
временем". В период между 800 и 200 гг.
до нашей эры произошёл самый резкий поворот
в истории, принёсший много необычного.
^ В этот период:
-в Китае - жили мыслители Конфуций, Лао-цзы,
Мо-цзы;
-в Индии - возникли Упанишады, жил Будда;
-в Иране - Заратустра учил о мире, где идёт
борьба добра со злом;
-в Палестине - выступали пророки Илия,
Исайя, Иеремия и Второисайя;
-в Греции - это время Гомера, философов
Фалеса, Парменида, Гераклита, Платона,
драматургов Эсхила, Еврипида и Софокла,
историка Фукидиды и механика Архимеда.
Всё, что связано с этими именами, возникло
почти одновременно в течение немногих
столетий в Китае, Индии и на Западе Европы,
независимо друг от друга.
2) Сформировавшиеся
возможности человеческого сознания и
психики, связанные с абстрактным, рационально-чувственным
отображением мира
Уже древние философы указали на два источника
из которых "рождается" философия:
а) ^ Способность удивляться.
Древнегреческий философ Аристотель считал,
что всё наше знание, а философия в особенности
обязано такой способности человека, как
способности "удивляться". Чем богаче,
сложнее духовный мир личности, тем сильнее
развита у ней эта способность. Человеку
умственно, нравственно развитому приятно
и даже жизненно необходима постоянная,
непрерывная работа мысли. "Мыслю - следовательно,
существую", - говорил великий философ
и учёный Декарт (XVII в.).
б) Переживание.
Человеческое отношение к миру (и к самому
себе) есть переживание, а самым глубоким
и сильным в нём является переживание
времени, т.е. конечности собственного
бытия, переживание неизбежности смерти.
Именно смерть называет Сократ (древнегреческий
философ V век до нашей эры) вдохновляющим
гением философии. Только человек знает
о неизбежности собственной смерти, и
это заставляет его думать о смысле жизни
- а это и есть философствование.
Человек не только познаёт мир. Он живёт
в нём.
Каждый человек, вольно или невольно, постоянно
сталкивается с проблемами, которые обсуждаются
в философии. Как устроен мир? Существует
ли он вечно или когда-то был сотворен
Богом? Какое место в мире занимают закономерности,
а какое – случайности?
Еще в большей степени каждый человек
интересуется теми проблемами, которые
касаются его положения в этом мире. Смертен
человек или бессмертен? Каковы познавательные
возможности человека? Что есть истина?
Как отличить ее от заблуждения и лжи?
Каждого человека, несомненно, волнует
и морально-нравственные проблемы. Что
такое совесть, честь, долг, ответственность
и справедливость? Можно ли провести четкую
разграничительную линию между добром
и злом? Можно было бы назвать много наиболее
серьезных, интересующих людей проблем,
которые рассматривает и которым дает
определенное решение философия. Но этими
проблемами занимаются не только философы.
Еще задолго до возникновения философии
люди находили ответы на важнейшие вопросы
в мифологии и религии. Поэтому правильно
было бы назвать эти проблемы не чисто
философскими, а мировоззренческими. Что
же такое мировоззрение?
Мировоззрение
– это сложное, синтетическое, интегральное
образование общественного и индивидуального
сознания. Существенное значение для его
характеристики имеет пропорциональное
присутствие различных компонентов –
знаний, убеждений, верований, настроений,
стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов
и т.д. В структуре мировоззрения можно
выделить четыре основных
компонента:
1) познавательный
компонент. Базируется на обобщенных
знаниях – повседневных, профессиональных,
научных и т.д. Он представляет конкретно-научную
и универсальную картину мира, систематизирующие
и обобщающие результаты индивидуального
и общественного познания, стили мышления
того или иного сообщества, народа или
эпохи;
2) ценностно-нормативный
компонент. Включает в себя ценности,
идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные
действия и т.д. Одно из главных назначений
мировоззрения состоит не только в том,
чтобы человек опирался на какие-то обобщенные
знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться
определенными общественными регуляторами.
Ценность – это свойство какого-то предмета,
явления удовлетворять потребности, желания
людей. В систему ценностей человека могут
входить представления о добре и зле, счастье
и несчастье, цели и смысле жизни. Например:
жизнь – это главная ценность человека
и т.д. Ценностное отношение человека к
миру и к самому себе формируется в определенную
иерархию ценностей, на вершине которой
располагаются своего рода абсолютные
ценности, зафиксированные в тех или иных
общественных идеалах. Следствием устойчивой,
повторяющейся оценки человеком своих
отношений с другими людьми являются социальные
нормы: моральные, религиозные, правовые
и т.п., регулирующие повседневную жизнь
как отдельного человека, так и всего общества.
В них в большей мере, чем в ценностях,
присутствует приказной, обязывающий
момент, требование поступать определенным
образом. Нормы являются тем средством,
которое сближает ценностнозначимое для
человека с его практическим поведением;
3) морально-волевой
компонент. Для того чтобы знания,
ценности и нормы реализовывались в практических
поступках и действиях, необходимо их
эмоционально-волевое освоение, превращение
в личные взгляды, убеждения, верования,
а также выработка определенной психологической
установки на готовность действовать.
Формирование этой установки и осуществляется
в эмоционально-волевой составляющей
мировоззренческого компонента;
4) практический компонент.
Мировоззрение – это не просто обобщение
знания, ценности, убеждения, установки,
а реальная готовность человека к определенному
типу поведения в конкретных обстоятельствах.
Без практической составляющей мировоззрение
носило бы крайне абстрактный, отвлеченный
характер. Даже если это мировоззрение
ориентирует человека не на участие в
жизни, не на действенную, а на созерцательную
позицию, оно все равно проектирует, стимулирует
определенный тип поведения.
На основе вышеизложенного можно определить
мировоззрение как совокупность взглядов,
оценок, норм и установок, определяющих
отношение человека к миру и выступающих
в качестве ориентиров и регуляторов его
поведения.
Ядром, основой мировоззрения являются
знания. В зависимости от этого мировоззрение
подразделяется на обыденное, профессиональное
и научное.
1. Обыденное мировоззрение
- это совокупность взглядов, основанных
на здравом смысле, повседневном жизненном
опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение
охватывает самые широкие слои общества,
имеет очень важное значение, оно является
реально "работающим" мировоззрением
многих миллионов людей. Однако научный
уровень этого мировоззрения не высок.
2. Более высокой разновидностью мировоззрения
является профессиональное,
формирующееся под влиянием знаний и опыта
людей в различных сферах деятельности
и т.д. Это может быть мировоззрение учёного,
писателя, политического деятеля и т.д.
Мировоззренческие идеи, возникающие
в процессе научного, художественного,
политического, и др. творчества, могут
в определённой степени воздействовать
и на мышление профессиональных философов.
Яркий приме тому - огромное влияние творчество
Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную
и мировую философию, но и на этом уровне
человек не застрахован от ошибок.
2. Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других видов мировоззрения философия не только является творцом мировоззрения, но и профессионально занимается анализом мировоззрения, подвергает его критическому осмыслению.
Черты
философского мировоззрения:
1. Философское мировоззрение это теоретический
взгляд на мир с позиций активного существа,
осознающего как самого себя, так и то
с чем ему приходится взаимодействовать.
Это совокупность фундаментальных идей
о человеке, о мире и об отношении человека
к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться
в мире и обществе, а также мотивировать
свои поступки.
2. В философии сформировался жёсткий категориальный
аппарат: логос, причинность, закон, идея,
необходимость и т.д.
Язык философии - не образы, не картинки,
а категории.
3.Философия логична и доказательна.
Положения философии не просто
утверждаются, а выводятся, доказываются
в соответствующей систематизированной,
логически упорядоченной форме.
4. Философия - рефлективный тип мировоззрения.
В нём содержатся размышления над собственными
представлениями о мире и месте человека
в этом мире т.е. размышления над собственными
размышлениями.
По характеру формирования и способу функционирования
можно выделить жизненно-практический
и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический
уровень мировоззрения складывается
стихийно и базируется на здравом смысле,
обширном и многообразном повседневном
опыте. Этот уровень мировоззрения нередко
называют жизненной философией. Жизненно-практическое
мировоззрение крайне неоднократно, так
как неоднородны по характеру образования
и воспитания его носители. На формирование
этого уровня мировоззрения существенное
влияние оказывают национальные, религиозные
традиции, уровни образования, характер
профессиональной деятельности и многое
другое.
Жизненно-практическое мировоззрение
включает в себя навыки, обычаи и традиции,
передаваемые из поколения в поколение,
и познанный опыт каждого конкретного
индивида. Оно помогает человеку ориентироваться
в сложных жизненных обстоятельствах.
Но этот уровень мировоззрения не отличается
глубокой продуманностью, систематичностью,
обоснованностью. В нем нередки внутренние
противоречия, устойчивые предрассудки.
Эти недостатки преодолеваются на другом,
более высоком уровне мировоззрения, который
носит теоретический
характер. К этому уровню решения мировоззренческих
проблем, наряду с наукой, принадлежит
и философия. В отличие от всех других
форм и типов мировоззрения, философия
претендует на теоретическую обоснованность
как содержания, так и способов достижения
обобщенных знаний и действительности,
а также норм, ценностей и идеалов, определяющих
цели, средства и характер деятельности
людей. Философ является не только творцом
мировоззренческих систем. Он видит задачу
в том, чтобы сделать мировоззрение предметом
теоретического анализа, специального
изучения, подвергнув его критическому
суду разума.
Философия унаследовала от мифологии
и религии их мировоззренческий характер,
то есть всю совокупность вопросов о происхождении
мира в целом, о его строении, о происхождении
человека и его положении в мире и т.д.
Она унаследовала также весь объем позитивного
знания, которое на протяжении тысячелетий
накопило человечество. Однако решение
мировоззренческих проблем в зарождающейся
философии происходило под иным углом
зрения, а именно с позиций рациональной
оценки, с позиций разума. Поэтому можно
сказать, что философия – это теоретически
сформулированное мировоззрение. Философия – это
мировоззрение – система общих теоретических
взглядов на мир в целом, место в нем человека,
уяснение различных форм отношения человека
к миру, человека к человеку. Таким
образом, относя философию к мировоззренческим
формам человеческой культуры, мы подчеркиваем
одну из существенных ее особенностей. Философия –
это теоретический уровень мировоззрения.
Следовательно, мировоззрение в философии
выступает в форме знания и носит систематизированный,
упорядоченный характер.
Философия как мировоззрение прошла три
основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
Космоцентризм
– философское мировоззрение, в основе
которого лежит объяснение окружающего
мира, явлений природы через могущество,
всесильность, бесконечность внешних
сил – Космоса и согласно которому все
сущее зависит от Космоса и космических
циклов 9данная философия была характерна
для Древней Индии, Древнего Китая, иных
стран Востока, а также для древней Греции).
Теоцентризм
– тип философского мировоззрения, в основе
которого лежит объяснение всего сущего
через господство необъяснимой, сверхъестественной
силы – Бога (был распространен в средневековой
Европе).
Антропоцентризм
– тип философского мировоззрения, в центре
которого стоит проблема человека (Европа
эпохи Возрождения, Нового и Новейшего
времени, современные философские школы).
Философия и наука.
Философия – мать науки. Первые естествоиспытатели
были одновременно и философами. С наукой
философию сближает стремление опереться
на теоретические методы исследования,
использовать логический инструментарий
для обоснования своих положений, выработать
достоверные, общезначимые принципы и
положения.
История свидетельствует, что теоретическая
форма обоснования действительности,
область знания формируется именно в рамках
философии. Точнее, именно такое отношение
к действительности на ранних этапах развития
цивилизации называлось философией. Но
по мере того, как накапливался эмпирический
материал и совершенствовались методы
научного исследования, происходила дифференциация
форм теоретического освоения действительности.
Иногда этот процесс описывают как отпочкование
от философии конкретных наук. Слово «отпочкование»
не совсем точно характеризует суть этого
процесса, поскольку в этот момент происходило
не только становление новых форм теоретического
освоения знания – конкретных наук, но
и обретение философией своего нового
облика, изменение предмета, метода и функций
философии.
В европейской культуре этот процесс проходил
в два этапа. Первый этап связан с дифференциацией
теоретической формы освоения действительности
в древнегреческой культуре. Этот период
был наиболее четко зафиксирован в системе
Аристотеля. Древнегреческий философ
и ученый выделял: логику – науку о правильном
мышлении, психологию – науку о душе, физику
– науку о природе, метафизику (собственно
философию) – учение о первопричинах,
самых общих началах бытия. При этом он
называл философию «госпожой наук». И
он не преувеличивал, так как он просто
констатировал существовавшее в его время
глубокое различие по степени теоретической
зрелости между философией и другими науками.
В античном и средневековом обществе не
было достаточных стимулов для развития
науки. Поэтому наука как самостоятельный
социальный институт формируется в Европе
в 16 – 17 вв. С этого времени частные науки
осваивают отдельные области природы
и общества. При этом они опираются на
опытные, эмпирические методы исследования.
Философия же, базируясь на конкретно-научном
знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных
человеческих знаний, в формировании единой
научной картины мира.
Таким образом, после того как сформировались
самостоятельные отрасли научного знания
– математика, физика, биология, химия
и т.д., - философия утратила функцию быть
единственной формой теоретического освоения
действительности. Но в этих условиях
более четко обнаружилась специфика философии
как формы универсального теоретического
познания. Философия – это форма познания
наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований
бытия.
Философия возникла раньше науки. По своему
происхождению (как тип мировоззрения)
она - донаучная форма сознания. С возникновением
науки, в особенности науки опытной и математической,
встал и реальный вопрос о взаимоотношении
этих двух основных форм рациональности.
1. Ряд философов отрицают
её принадлежность к миру науки, выдвигая
следующие аргументы:
а). Философские воззрения не нуждаются
в подтверждении фактами, наблюдениями,
экспериментами, т.е. не удовлетворяют
критерию научного знания;
б). Утверждения философии эмпирически
(т.е. в опыте, эксперименте) неопровержимы
(как например опровергнуть утверждение,
что в основе развития природы лежит саморазвитие
духа);
в). В философии никогда не было положений,
признаваемых всеми философами, для неё
характерен плюрализм взглядов, и каждый
самостоятельный мыслитель создаёт собственную
философскую систему.
Выдвигаются и аргументы, провозглашающие
ненаучность методов, проблем, языка философии.
Эти претензии к философии имеют место
в силу того, что философия не противоположна
науке, но и полностью не сводима к ней.
Это можно рассмотреть через то, что объединяет
и различает науку и философию.
Общее и различное в философии и науке.
1) Общее: Философия
и наука опираются по преимуществу на
разум и нуждаются в рациональном знании.
Различие:
Философия опирается на совокупный опыт
человечества. Наука - только на часть
опыта.
Т.е., а) Для философии отличительным признаком
является осмысление мирового целого,
единства окружающего мира, что крайне
важно для специалиста в любой отрасли
народного хозяйства и культурной науки.
Частное всегда может быть правильно понято
лишь в контексте общего и целого.
б) В науке: качественное разнообразие
реальных процессов оборачивается в общественном
сознании набором научных дисциплин, каждая
из которых создается для исследования
особого фрагмента действительности.
2) Общее:
Философия и наука, обеспечивая прогресс
человечества, создают развивающуюся
систему знаний.
Различие:
а) В науке: Научные знания
как бы безотносительны к человеку. Например,
для физика- ядерщика совершенно безразлично,
живут ли в мире физических величин и скоростей
некие существа, которым нравятся или
не нравятся элементарные частицы, то
есть математика, физика, химия, биология
и др. науки стремятся изобразить действительность
такой, какова она вне человека, без вмешательства
его сознания, его страхов и предпочтений.
б) А философия, опираясь на достижения
науки, от имени человека оценивает научные
открытия и даёт им мировоззренческую
и целостную оценки, насколько они согласуются
с потребностями и интересами общества,
насколько они вписываются в гуманистические
идеалы и делают человека более счастливым.
3) Общее:
Философия и наука, исторически развиваясь,
занимаются научным освоением мира.
Различие:
Путь их развития при этом различен. Они
как бы идут навстречу друг другу.
а) Научное освоение мира идёт от низших,
простых форм движения материального
мира к формам всё более сложным и высшим,
история науки такова: сначала возникает
механика, затем физика, за ними химия,
биология, позже других - социология.
б) Философия неизбежно антропоцентрична
- это её естественное состояние, позволяющее
на весь окружающий мир перенести проекцию
человеческих отношений. Философ не довольствуется
объективной картиной мира. Он обязательно
"вписывает" в неё человека. Отношение
человека к миру - вечный предмет философии.
Ницше сказал о философском знании, что
оно "человеческое,
слишком человеческое".
4) Общее:
Философские и научные знания обладают
общим свойством преемственности.
Различие:
а) В науке: Научное знание развивается
как бы линейно, т.е. на базе старого знания
развивается новое, на нём следующее новое
и т.д.
Учёные по образному выражению И. Ньютона,
стоят "на плечах" своих предшественников:
все они продолжают, развивают одно общее
дело.
б) В философии: преемственность имеет два аспекта:
● Теоретическая составляющая философского
знания наследуется более сложным путём,
т.к. философская идея многозначна, она
может быть развита, продолжена в разные,
даже противоположные направления. Это
происходит потому, что решающая роль
в рождении нового философского знания
принадлежит творческому гению критики.
Девиз К.
Маркса - "Подвергай всё сомнению".
● Как ценностно-личностное проявление
духа, философские учения сохраняют свою
значимость во времени. Этим философия
сродни искусству. Великий философ, как
и великий художник - это выразители своего
времени, и именно в этом их творчество
их творчество имеет вечное, непреходящее
значение для людей.
5) Общее:
Философия существует и развивается как
мировое знание, хотя создаются конкретными
предшественниками тех или иных народов.
а) Но в науке нет и не может быть немецкой
(русской, японской) математики (физики,
биологии и т.д.).
б) В философии - в относительной самостоятельности
к мировой философии существуют национальные
философии. Русская, немецкая, французская
философии - понятия не только допустимые,
но и совершенно необходимые для того,
чтобы вести речь о реальном процессе
рождения и жизни философских идей в мире
культуры и цивилизации. Идеи философии
(в первую очередь со стороны их социального
содержания и генезиса) глубочайшим образом
выражают "душу" народа, его внутренний
духовный опыт.
6) Отличительной
чертой философского творчества является
то, что оно глубоко личностно (в отличие
от науки, где к одним и тем же результатам
приходят разные учёные).
Личность, образ жизни философа не отделимы
от его мысли.
В этом философия
опять сродни искусству. Подлинный
философ как и подлинный поэт, музыкант,
художник - уникален. Творимый им мир никто
иной сотворить не может ("Феноменальность
духа" за Гегеля никто написать бы не
смог).
Т.е. всё вышеперечисленное указывает
на своеобразность философии как системы
научных знаний. И связано это, прежде
всего с определением предмета исследования
философии.
2. Философия как
наука.
Распространена и противоположна позиция,
согласно которой философия является
наукой.
В истории философии сменили друг друга
три подхода к пониманию философии как
науки: староантичное, традиционное,
современное.
1) Староантичное
понимание философии тождественно понятию
науки вообще. Его можно квалифицировать
как "протознание (первознание)","преднаука","
2) Традиционное
понимание предмета философии связано
с именем Аристотеля, который отмечал,
что философия как наука о первых началах
(учение о всеобщем) - это безраздельно
господствующая и руководящая наука.
Философия - наука наук.
Установившееся за ней название "метафизика"
(то, что "после физики") стало синонимом
философской науки о первых началах, о
всеобщем.
3) Современное
понимание философии складывалось:
-по мере накопления специальных научных
знаний;
-выработки конкретных приёмов исследования;
-развития представлений о закономерностях
отдельных областей природы;
-в ходе процесса дифференциации теоретического
знания.
Становление философии как самостоятельной
науки связано с окончательным размежеванием
философии и частных наук. Философия и
частные науки обрели свой предмет, выделившись
из совокупного научного знания.
В сферу философии входит исследование
общенаучных, мировоззренческих вопросов,
которые имеют место с частных науках,
но не могут быть решены в их рамках, с
помощью свойственных им специальных
методов.
В общем смысле:
Наука - это развивающаяся
система знаний, связанная с открытием
новых явлений и законов, вид познавательной,
духовной деятельности. Каждая наука имеет
свой объект, предмет и аппарат методов
исследования.
1) Объект
науки - та область окружающего нас
мира, которую изучает данная наука (неживая
природа, живая природа, общество). Философия
своим объектом имеет весь окружающий
мир, включая самого человека.
2) Предмет
науки - это законы функционирования
и развития какой-то одной сферы объекта
(например: ботаника и зоология имеют своим
объектом живую природу, но:
-у ботаники предмет
- растительный мир
-у зоологии
- животный мир).
Для философии же существует несколько
подходов определения её предмета.
1) Определения
онтологического типа:
-Философия - это наука о всеобщих законах
движения и развития природы, общества,
мышления;
-Философия - это наука о всеобщем в отношении
человека и мира;
-Философия - это наука о всеобщих началах
сущего;
-Философия - это наука о причинах или о
"почему" (Т. Гоббс)
2) Определения
антропологического типа:
-Философия - это наука о духе, т.к. наука
о духе есть
прежде всего наука о человеческом существовании.
"Культура ума есть философия" - (Цицерон)
Мы же остановимся на первом определении
Философия - это наука о всеобщих законах
движения и развития природы, общества,
мышления.
Как и всякая наука, философия имеет
свою структуру, порождённую её проблемным
полем.
1. Онтология
или теория бытия.
Онтологические
проблемы - это проблемы устройства
мира, бытия:
-существует ли субстанция бытия и какова
она;
-что есть движение, пространство, время;
-что такое сознание и как оно возникло;
-какое место занимает в мире человек,
какова его природа;
-существует ли цель мирового развития;
-существуют ли законы природы и т.д.
Для обозначения источника существования,
того начала, которое даёт любой вещи возможность^ БЫТЬ, наличествовать,
являться и возникло понятие БЫТИ.
Само понятие БЫТИЯ
в разные эпохи времени было неоднозначным:
-Древняя Греция - это поиск первовещества,
из которого всё создано
-Средневековье - бытие равно Богу (Бог
всё творит и во всё вдыхает жизнь)
-с XVI-XVII вв. - проблема бытия рассматривается
как проблема материи с такими её проявлениями
как пространство, время, причинность.
-в XX веке - возникла идея о том, что мировое
бытие может быть понято только через
бытие человека, и поэтому бессмысленно
искать его в сфере естественных наук.
2. Теория
познания (или гносеология) - учение
о познавательной деятельности человека.
Гносеология
- очень древняя дисциплина и она тесно
связана с онтологией.
Основные проблемы
гносеологии:
-познаваем ли мир в принципе;
-безгранично ли человеческое познание
в своих возможностях или оно имеет границы;
-как получается знание о мире;
-правдивы или ложны наши знания, можно
ли вообще познать истину.
3. Аксиология
- теория ценностей.
Ценность
- это то, что получает устойчивую положительную
оценку, что обладает большим значением
для нас (истина, добро, красота, справедливость,
любовь).
^ Основные проблемы:
-что есть благо;
-какова природа ценностей;
-как они связаны между собой;
-как соотносятся ценности и "факты"
реальности и т.д.
4. Праксиология - учение о практике.
Основные проблемы:
-способен ли человек преобразовать мир;
-где граница допустимого вмешательства
в естественное развитие природы и общественных
процессов;
-каковы принципы оптимальной деятельности
и т.д.
5. Кроме того
в современной философии выкристаллизировались самостоятельные
дисциплины:
-феноменология
- теория сознания, рассматривающая сознание
как особую действительность, специфический
регион бытия, обладающий иными законами,
нежели природная реальность;
-социальная философия,
рассматривающая внутреннюю организацию
общества, его соотношение с природой,
взаимоотношения, существующие между
социальными группами, роль и положение
личности в конкретном социальном организме;
-философия истории,
исследует проблемы:
а) движущих сил истории, её источники,
цели;
б) начало и конец истории;
в) о субъективном и объективном в историческом
процессе;
-философская антропология:
а) выясняет место человека
в мире;
б) устанавливает его особое качество,
отличающее его от животных;
в) обнаруживает родовую сущность человека.
-этика и эстетика
этика
- философская наука о нравственности
которая изучает, что такое человеческие
нравы и как они соотносятся с представлением
о должном.
эстетика
- это теория прекрасного, она анализирует
прекрасное и в жизни и в искусстве, задаётся
вопросом, где обитает красота, в мире
самом по себе или же в нашем сознании
и воображении, стремится выявить внутренние
законы эстетического.
-а также:
-философия природы (натурфилософия)
-философия науки и техники
-философия права
-философия религии
Все эти теоретические построения - это
продукт взаимодействия философии с другими
формами общественного сознания. Они не
занимаются собственно философскими вопросами,
а являют собой использование логико-гносеологических
средств для решения мировоззренческих
и методологических проблем науки, религии,
искусства и т.д.
Такое использование небесполезно и для
самой философской науки. Здесь проверяется
эффективность и надёжность философских
понятий и принципов.
Заключение:
Философия - это исторически развивающаяся
система фундаментальных идей, теоретически
объясняющих и оценивающих отношение
человека к миру, а также ориентирующих
его в его жизнедеятельности в контексте
принятой в данной цивилизации системы
духовных ценностей.
Философия возникает на базе
мифологии и религии, отбрасывая всё, что
связано с некритическим восприятием
действительности, делая при этом упор
не на веру, а на разум человека.
Философия включает в себя ряд
дисциплин: онтологию, гносеологию, аксиологию
и т.п. Каждая из них имеет свои проблемы
и располагает собственным кругом понятий.
Будучи сердцевиной духовной культуры
общества, выражая собой своеобразие исторической
эпохи, философия, в принципе, носит общечеловеческий
характер, что никоим образом не мешает
её нацеленности на социально-экономические
ценности, служащие ориентиром для прогрессивного
развития общества.
Функционируя в системе культуры общества,
философия разрабатывает теоретические
основы мировоззрения, аксиологические
проблемы, логико-методологические основы
научного познания. В условиях растущей
дифференциации научного знания философия
принимает активное участие в интеграционных
процессах, в синтезе достижений отдельных
наук в единую картину мира.
Философия как наука имеет большую практическую
значимость. Она помогает судить о том,
что происходит вокруг в природе, в обществе
и в сознании людей.
Философия обладает всеобщностью и предельной
абстрактностью. Она исследует, как изучаются
процессы реальной действительности,
является результатом самосознания науки
и ее предельным основанием. Философия
формирует ценностные ориентации людей,
обеспечивающие правильный подход к решению
всех практических и теоретических проблем.
На многие смысложизненные вопросы ответ
дает именно философия: что представляет
собой окружающий мир; каковы место и роль
в нем человека; в чем заключается смысл
и цель жизни; существуют ли не зависящие
от человека законы развития природы и
общества; каковы отношения между людьми,
обществом и природой, добром и злом, истиной
и заблуждением; что нас ожидает в будущем?
В настоящее время философия представляет
собой и науку о всеобщих законах развития
природы, общества, мышления, познания
и особую форму общественного сознания,
теоретическую основу мировоззрения,
систему философских дисциплин, способствующих
формированию духовного мира человека.
2. Диалектика
как учение о всеобщей связи и развитии
Диалектика как учение о развитии.
Диалектику можно определить как учение
о развитии бытия, познания и мышления,
источником которого (развития) признается
становление и разрешение противоречий
в самой сущности развивающихся объектов.
2.1. Принципы диалектики
Примеры диалектического мышления изложены
в историко-философском разделе учебника
идей Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля,
Маркса и других мыслителей. Там обобщенна
совокупность разработанных ими принципов
диалектики и представлена в следующем
перечне:
• всеобщая взаимосвязь всех явлений;
• всеобщность движения и развития;
• источник развития — становление и
разрешение противоречий;
• взаимосвязь количественных и качественных
изменений как проявление механизма развития;
• развитие через отрицание;
• отрицание отрицания как проявление
направленности процессов развития;
• противоречивое единство общего и единичного,
сущности и явления, формы и содержания,
необходимости и случайности, возможности
и действительности и др.
Содержание этих принципов предвосхитило
многие последующие открытия. Так, на принцип
всеобщей взаимосвязи всех явлений органично
легла общая теория систем. Ведь если любой
объект материального мира можно рассматривать
как состоящую из взаимосвязанных элементов
самостоятельную систему и одновременно
как элемент системы более широкой, то
получается, что любой элемент любой системы
нашей Вселенной через многоуровневую
иерархию взаимосвязей бесчисленных систем
связан с любым другим элементом абсолютно
любой системы. Каждая вещь в этом мире
пусть опосредованно, но связана с любой
другой, являясь, по выражению Ф. Энгельса,
«эхом всей Вселенной».
Не менее значим оказался для науки и практики
и принцип всеобщности развития. В нынешнем
естествознании он фигурирует под названием
принципа глобального эволюционизма.
Открытия XX в. (расширение Вселенной, явления
предбиологической и химической эволюции,
дрейф континентов и пр.) существенно подкрепили
диалектическую аксиому о всеобщем характере
процессов развития.
2.2. Единство и борьба противоположностей
Ключевым моментом диалектической концепции
развития является принцип противоречия.
В марксистском варианте диалектики он
получил статус закона (единства и борьбы
противоположностей). Его формулировка
гласит: источником и движущей силой всякого
развития является становление и разрешение
противоречий в самой сущности развивающихся
предметов.
Под диалектическим противоречием при
этом понимают отношение одновременного
взаимополагания и взаимоисключения различных
сторон развивающегося объекта. Таковы,
в частности, взаимоотношения хаоса и
порядка в неживой природе, наследственности
и изменчивости в живой природе, эксплуататоров
и эксплуатируемых, добра и зла, истины
и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности
(стороны противоречия) полностью отвечают
диалектическим требованиям. Во-первых,
они не существуют одна без другой (нет
добра без зла, а истины без заблуждения).
Во-вторых, именно их «борьба», т.е. противоречивое
взаимодействие, и дает импульс развитию
(порядок рождается из хаоса, добро крепнет
только в преодолении зла и т.д.).
Диалектический характер развития подразумевает
также наличие в его динамике резких переходов
от одной стадии к другой, прерывов постепенности,
скачков. Последние всегда связаны с моментом
разрешения противоречия, в результате
чего предмет либо погибает, либо обретает
новое качество.
2.3. Взаимосвязь количества
и качества
Механизм такого перехода выражает другой
диалектический принцип (закон) — взаимосвязи
количественных и качественных изменений.
Его формулировка такова:
Количественные
изменения, постепенно накапливаясь, рано
или поздно нарушают границу меры предмета
и вызывают смену его качества, осуществляющуюся
в скачкообразной форме.
Категория качества в философии означает
совокупность свойств предмета. Парная
ей категория количества подразумевает
отношение качественно однородных предметов.
Единство же количественных и качественных
характеристик вещи схватывается категорией
меры. Другими словами, мера — это те границы,
те пределы, внутри которых количественные
изменения не вызывают смену качества,
т.е. предмет остается самим собой. У всякого
предмета есть как количественные, так
и качественные характеристики, а, следовательно,
есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно
заставить предмет изменяться. Если, допустим,
размеры книги уменьшить в пару раз, ее
основное качество сохранится — ее все
еще можно будет читать. А вот если уменьшить
ее раз в сто, то пригодной для чтения она
быть перестанет и, следовательно, свое
главное качество потеряет. То же верно
и при увеличении количественных параметров
данного предмета. Границы же, или пределы
количественных изменений, где книга будет
оставаться книгой, и являются ее мерой.
Нарушение границы меры означает смену
качества (чрезмерная осторожность превращается
в трусость, бережливость — в скупость,
щедрость — в мотовство и т.д.). Для ее обозначения
используется понятие скачок, которым
подчеркивается резкость, катастрофичность
происшедшей перемены. Что, впрочем, не
следует понимать слишком буквально. Появление,
например, новой биологической группы
надвидового ранга (типа, класса, отряда)
может занимать миллионы лет. Хотя это
тоже, несомненно, макроэволюционный скачок.
Его растянутость во времени не должна
вводить в заблуждение: это для человека
миллион лет — почти что вечность, а для
биосферы в целом — лишь мгновение.
Диалектика количественных и качественных
изменений подразумевает причинно-следственный
характер их взаимосвязи. Определенный
объем количественных изменений выступает
причиной смены качества развивающегося
объекта. Вместе с тем и качество существенно
влияет на количественные характеристики.
Так, постепенное накопление студентом
знаний приводит в конечном счете к появлению
нового качества его личности — он становится
специалистом, профессионалом. А это, в
свою очередь, предполагает, что продолжающийся
процесс накопления знаний будет далее
протекать более умело и рационально.