Философия космизма и жизнедеятельность Вернадского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:38, реферат

Краткое описание

Когда речь идет о русской философии, встает вопрос, неизбежный при любом историко-философском исследовании: является ли русская философия безусловно оригинальной и в чем это проявляется, или же она является лишь талантливой популяризацией, просветительством, "выпавшим" из академической западной традиции и познакомившим мировую общественность с содержанием периферийного мышления по вопросам русской самобытности, облеченного в нестрогие формы полемики и культурно-философской эссеистики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
Общая характеристика русской философии. Национальные особенности русской философии4
Философия космизма7
Основные идеи В. И. Вернадского9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК15

Вложенные файлы: 1 файл

СМР2.docx

— 51.70 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

(Национально-исследовательский  университет)

Факультет «Торгово-экономический»

Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»

 

 

 

РЕФЕРАТ

По философии

На тему:

Философия космизма. В.И. Вернадский.

 

 

 

Выполнил:

Студент факультета

Торгово-Экономический

Группы ТЭ-211

Пономарева Кристина Александровна

Старший преподаватель:

Гредновская Елена Васильевна

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

 

Оглавление

 

    ВВЕДЕНИЕ3

  1. Общая характеристика русской философии. Национальные особенности русской философии4
  2. Философия космизма7
  3. Основные идеи В. И. Вернадского9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ14

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Когда речь идет о русской  философии, встает вопрос, неизбежный при любом историко-философском  исследовании: является ли русская  философия безусловно оригинальной и в чем это проявляется, или же она является лишь талантливой популяризацией, просветительством, "выпавшим" из академической западной традиции и познакомившим мировую общественность с содержанием периферийного мышления по вопросам русской самобытности, облеченного в нестрогие формы полемики и культурно-философской эссеистики.

Существует мнение: распространение христианства означало приобщение к вере, но не к философии. Русь вошла в церковную структуру Византии, но в культурном, философском отношении была ограничена языковым барьером. Поэтому творческое развитие, философская рефлексия могли опираться только на собственные мыслительные ресурсы. Хотя отдельные таланты появились рано, но в целом до XIX века русская философия есть либо бледное подражание византийским образцам, либо - некритичное копирование западных книг.

Суть противоположной  точки зрения заключается в том, что византийское христианство ко времени  крещения Руси "забыло о человеке", стало утверждать рабскую этику, несовместимую с христианским гуманизмом.

Русь же после крещения с жаром неофита (новообращенного) восприняла самую суть христианства - идею подобия человека Богу, в образе Иисуса Христа снизошедшему в мир  и испившему полную чашу человеческих страданий. Это и обусловило будущие  особенности русской духовности с ее культом жертвенности, "больной  совести", непротивления злу, а  также специфику философии, главным  предметом которой стала христианская онтология человека, этика в формах "пламенной публицистики" .

Концентрация внимания на уникальности русской философии, проявляющейся  в основном в освоении ею религиозно-практического  опыта средствами и формами философствования, ведет к утверждению "особого  пути" и противопоставлению русской философии западной.

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.

 

Русская философская мысль  долгое время развивалась в рамках религиозных представлений. Первым известным памятником религиозно-философской  мысли было "Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона (11-й век). Это произведение обращено к будущему Руси. Тема "Слова" — тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теориям вселенской империи или вселенской церкви. Илларион указывает, что Евангелием и крещением Бог "все народы спас", прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на "богоизбранничество" только одного народа.

В 15-16 веках возвышению Русского государства с центром в Москве способствовала теория, провозглашавшая  Москву третьим Римом, по которой  вся история христианства сводилась  к истории трех Римов первого, погубленного католичеством, второго Константинополя, павшего жертвой униатства, и третьего Москвы, объявлявшейся недоступной для ереси твердыней православия. Тем самым задача создания русского государства становилась всемирно-исторической, ставилась в связь с задачей спасения всего человечества, искупительной миссией христианства. Эта теория возникла в конце XV века (митрополит Зосима, 1492 г.), а обосновал ее Филофей, старец псковского монастыря.

До XIX века светское философствование в России было спорадическим явлением: отдельные философствующие умы (например, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, А. Н. Радищев), немногие их сочинения не создавали философию, как отдельные капли еще не создают дождь.

Собственно русская философия  как явление культуры возникла и  развилась лишь в XIX веке.    

По сравнению с философией других стран Европы русская философия  – более позднее явление. Это, в частности, связано с тем, что  Россия влилась в мировое русло  культуры и цивилизации позже  других народов Европы. Лишь в начале XVIII в. Петр I прорубил "окно" в Европу. Потом длительное время Россия переваривала разные влияния со стороны Голландии, Германии, Франции, Англии и лишь в XIX веке она стала освобождаться от иностранного влияния и заговорила своим голосом, стала вполне самостоятельной. Появилась русская поэзия (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов), проза (Гоголь, Достоевский, Л. Толстой), музыка (Глинка, Чайковский, Мусоргский, Бородин, Рахманинов, Скрябин), живопись (Репин, Суриков, Васнецов). Появились великие ученые (Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев), изобретатели (Яблочков, А. С. Попов). И это все появилось в XIX веке. Если взять конкретно философию России, то в этой области не было каких-то выдающихся успехов, как в науке или в искусстве. Почти весь XIX век русские философы говорили не своим голосом, а пытались воспроизвести разные западные философские концепции и учения, в основном, немцев. Было обожание Гегеля, увлечение Шопенгауэром.

В общем и целом русской  философии дооктябрьского периода  был свойственен человекоцентризм или этикоцентризм. Она обсуждала проблемы человеческого бытия, жизни и человеческих взаимоотношений, по каким нормам стоит человеку жить. В этом ее сила и слабость одновременно. Слабость в том, что ее предмет был ограничен.

Сила, ценность русской философии  в том, что она строила свои идеи о человеке и обществе на основе литературной критики, анализа художественной культуры, литературы, живописи, музыки, т.е. эмпирической базой русской  философии была русская художественная культура. В этом ее главное достоинство. Западная философия ориентировалась  главным образом на естественные науки, а русская философия –  на русскую литературу, на анализ ситуаций, образов, которые давала русская  художественная культура. Достоевский  и Толстой – два титана русской  культуры – были философствующими писателями, и их литературные творения давали пищу для размышления многим философам.

Основные дискуссии развертывались между материалистами и идеалистами, славянофилами и западниками.

Нужно иметь в виду, что  в царской России церковь не была отделена от государства, и закон божий преподавался как обязательный во всех гимназиях и школах. Отказ от религии для русского человека был равносилен нравственному подвигу. Поэтому немногие отваживались открыто порвать с религией и церковью. Тем не менее, в русской философии XIX века ориентированный на естественные науки материализм стал мощным умственным движением. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Г. В. Плеханов — столпы русского материализма.

Все же поддержка государством религии и церкви сделала свое дело. В философии преобладало  религиозно-идеалистическое направление, то есть количественно философов-идеалистов было гораздо больше, чем философов-материалистов. Это и П. Я. Чаадаев, и славянофилы, и В.С. Соловьев, и Н. А. Бердяев, и многие другие.

Следует упомянуть еще  об одном философском направлении, весьма своеобразном, нетрадиционном. Это космизм (Н. Ф. Федоров, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский).

Вот некоторые особенность  русской философии:

    • сильная подверженность религиозному влиянию;
    • специфическая форма выражения философских мыслей;
    • целостность, стремление философов заниматься всем комплексом актуальных проблем;
    • большая роль проблем морали и нравственности;
    • интерес к истории и исторической судьбе России.

Национальные особенности  русской философии:

  1. русская философия как социально ориентированная;
  2. роль цензуры в отечественной традиции и ее влияние на развитие русской философии;
  3. роль географического положения России (между Европой и Азией, между Западом и Востоком) в усвоении существующей мировой культуры и его влияние на специфику русской философии оценка русской философии как преимущественно «философии жизни»;
  4. самобытность и своеобразие русской философии;
  5. оценка русской культуры как «языческого христианства» или «христианского язычества» и их значение для формирования отечественной философской мысли;
  6. взгляды известных русских писателей, рассматриваемые и оцениваемые как философские;
  7. степень самостоятельности русской философской мысли при условии, что она всегда  – переработанная западная философская мысль, окрашенная в национальную традицию;
  8. судьба в России «чистой метафизики» немецкой классической философии;
  9. судьба экзистенциализма  на российской почве, формы его воплощения (персонализм, интуитивизм) и представители этого направления?
  10. определение русской литературы как самой философской в мире;

 

  1. ФИЛОСОФИЯ КОСМИЗМА

 

Понятие "космизм" включает в себя все направления мировоззренческого порядка: это и восприятие, и размышление, и умение строить логические цепочки, и предвидение. Рассмотрим космизм как проявление разумности, интеллектуального роста, проявление единства и универсальности общечеловеческого мышления и связь категории космизма с научными, историческими и поэтико-культурными достижениями. Ещё в процессе преобразования древнейшего мифологического сознания начали складываться элементы научно-философского понимания мира. Специфика этого понимания заключается в том, что оно требует обоснования и проверки, в то время как мифология принимает их на веру. Конечно, данная черта философского мышления сформировалась не сразу, но всё же она присутствовала уже во всех древнейших философских системах и программах миропонимания. Древние философы отвергали мифологическое решение реальных проблем жизни, создатели древней, прежде всего античной, философии попытались предложить свои подходы к решению проблем человечества, соответствовавшие их уровню знаний. В ходе обсуждения таких проблем, к числу которых относится и проблема единства мира, они выработали новые понятия. Можно найти созвучие древних философских принципов с теми идеями, которые выдвигались позитивистской философией 19 века. Но ученые древности многие законы космоса выводили чисто эмпирическим путем, только благодаря наблюдениям и применяя философские методы познания.

Идея Космоса, как единого  замкнутого в себе целого, легла  в основу научных моделей Вселенной, первая из которых была создана Евдоксом. Идеи космизма применялись в философско-научной школе Пифагора (ок.580-500 г.до н..э). Ученик Сократа Платон в своей идеалистической философии широко применял идею "духовных сущностей". По Платону, Вселенная - единая, вечная, живая и совершенная сфера, одаренная душой и движением.(соч. "Республика").Принцип космизма формировался на общих принципах целостности и всеединства. Опираясь на духовное и научное наследие , можно придать идеям космизма всегражданское звучание, стереть гносеологические проблемы противостояния Человек -Природа.

Совершенно неожиданно прозвучали в Средневековой Европе идеи Николая  Коперника, Дж.Бруно, Сванте Аррениуса. Можно проследить как совершенствовались оценки сознательности человечества. Хорошо известны труды по космизму Циолковского К.Э., Вернадского В.И., Чижевского А.Л. Концепция движения по спирали заставляет нас сегодня по-иному взглянуть на основы мировоззрения ученых прошлого. Без космического, всевселенского, всеохватного мышления человечество не сможет преодолеть нынешнее кризисное состояние. Накопление знаний способствует переходу в новую систему. Срабатывает принцип философии о переходе количества в качество. Многие ученые современности (А.Эйнштейн, А.Д. Сахаров, Хопкинс и др.) рассматривают познание мира через призму космического восприятия Сейчас наряду с узкоспециализированными исследованиями всё больше говорят об интеграции, объединении отраслей науки. Проявляет себя принцип герметизма - "большое в малом, малое - в большом". Поэтому интересно отследить влияние различных культур друг на друга. Например, многие идеи восточной философии были легко восприняты в Европе. Очень ярко проявил себя принцип космизма в искусстве. Многие композиторы, художники, поэты несли своими произведениями идею единства мира Формирование современного культурного, высокодуховного человека невозможно без его знакомства с философско-поэтическими работами (Брюсов В.Я., Волошин М.А., Блок А.А., Заболоцкий Н.А., Платонов А.П., Гёте Г,Шиллер Ф., Чюрлёнис Н.К. , Бах И.С. и др.) Но, современная философия уделяет недостаточное внимание теме космизма. С 80-х годов ХХ века практически не выходило фундаментальных исследований по данному направлению. Хотя в отдельных работах философов можно заметить, что тема носит актуальный современный оттенок (Урсул А.Д., А.Т.Спиркин, Рассел Б, Казютинский В.В. и др.)

Информация о работе Философия космизма и жизнедеятельность Вернадского