Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:30, реферат
Проблема философии личности находится сейчас в центре внимания социологии. Однако, несмотря на большое число исследований, в ней еще много нерешенных вопросов. Некоторые из них я хочу поставить в своем реферате.
Определение "философия личности" в социологии может показаться претенциозным, учитывая нынешнюю моду на социологию. Во избежание недоразумений сразу же замечу, что речь не идет ни о создании новой дисциплины, ни, тем более, о противопоставлении ее общей социологии (так же, как никто не противопоставляет психологию ощущений общей психологии или физику твердого тела - общей физике).
Введение……………………………………….3
Понятие философии личности………………………3
Философия личности и социальные роли………………….6
Заключение……………………………………………………………11
Список использованной литературы………………………………………13
Содержание
Введение……………………………………….3
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………13
Введение
Проблема философии личности находится сейчас в центре внимания социологии. Однако, несмотря на большое число исследований, в ней еще много нерешенных вопросов. Некоторые из них я хочу поставить в своем реферате.
Определение "философия личности" в социологии может показаться претенциозным, учитывая нынешнюю моду на социологию. Во избежание недоразумений сразу же замечу, что речь не идет ни о создании новой дисциплины, ни, тем более, о противопоставлении ее общей социологии (так же, как никто не противопоставляет психологию ощущений общей психологии или физику твердого тела - общей физике). Проблема личности - комплексная проблема, которую изучают и философы, и социологи, и психологи, и педагоги. В реферате мы пытаемся осветить некоторые аспекты положения личности в обществе с точки зрения социологии. Мне хотелось при этом, во-первых, уточнить систему понятий, с помощью которых наука описывает поведение личности и ее взаимодействие с другими людьми и обществом как целым; во-вторых, показать, что личность является не только продуктом, но и деятельным субъектом общественных отношений (отсюда - интерес к внутреннему миру личности, ее Я); в-третьих, выяснить ряд неразработанных или спорных вопросов социологической теории личности (стадии и механизмы формирования личности и ее самосознания в онтогенезе, влияние на личность общественного разделения труда, проблему отчуждения и вопрос о всестороннем развитии личности при коммунизме).
1. Понятие философии личности
Поставив вопрос: что такое человек? - мы хотим спросить: чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он "сделать" себя самого, создать свою собственную жизнь.
Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного конкретного человека. Но ведь кроме понятия личности в нашем распоряжении имеется еще целый ряд близких понятий: человек, индивид, индивидуальность. В обыденной речи эти понятия часто употребляются в одном и том же значении, но в науке они обозначают разные вещи.
Словом "индивид" обозначается человек просто как единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социальной группы); специфические особенности реальной жизни и деятельности данного конкретного человека в содержание этого понятия не входят. Многозначный термин "индивидуальность", который мы будем подробнее анализировать позже, напротив, обозначает то особенное, специфическое, что отличает этого человека от всех других, включая как природные, так и социальные, как телесные (соматические), так и психические, как унаследованные, так и благоприобретенные, выработанные в процессе онтогенеза свойства. Понятие личности тоже многозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения. Этот второй аспект понятия наиболее важен с точки зрения социологии, которую отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, воплощающий в себе некоторые социально типичные черты.
Понимание личности как социального
явления было подробно обосновано еще
Марксом, который указывал, что "сущность
"особой личности" составляет не
ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная
физическая природа, а ее социальное
качество". Это понимание лежит
в основе почти всех работ советской
психологической школы, начиная
с Л.С. Выготского и В.М. Бехтерева.
"В качестве собственно личностных
свойств из всего многообразия свойств
человека обычно выделяются те, которые
обусловливают общественно
Согласно Л.С. Выготскому и его последователям, интрапсихологические процессы, т. е. внутренние процессы человеческой психики, складываются на основе интерпсихологических, т. е. межличностных, социальных процессов. Главный механизм развития психики человека - это усвоение социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Эти усвоенные формы деятельности, системы знаков и т. п. преобразуются далее во внутренние процессы личности. Таким образом, "внешнее" (по отношению к данному индивиду) и его "внутренняя" природа оказываются связанными как генетически, так и функционально.
Ни социология, ни психология,
ни другие науки, имеющие дело с проблемой
личности, не могут осмысленно изучать
свой материал, не имея ясной философской
постановки вопроса о соотношении
личности и общества. Исходный пункт
марксистского решения этой проблемы
- знаменитый тезис Маркса, что "сущность
человека не есть абстракт, присущий отдельному
индивиду. В своей действительности
она есть совокупность всех общественных
отношений"3. Этот тезис четко
ориентирует на рассмотрение личности
не в качестве изолированной монады,
а как общественного существа.
Но Маркс здесь явно имеет в
виду не единичную личность, а человека
как родовое понятие. Человек
как род действительно
Общество и личность не
тождественны, мало того, в повседневном
опыте они выступают как
Отсюда - традиционная атомистическая концепция, согласно которой общество - не более чем совокупность индивидов или внешняя среда их деятельности. Когда же эта концепция обнаруживает свою неудовлетворительность, на смену ей приходит другая, в которой общественные институты, отношения и нормы наделяются самостоятельностью, а индивид кажется объектом их деятельности.
Личность изучают разные
науки, но в разных аспектах. Прежде
всего нужно разграничивать интраиндивидуальный
и интериндивидуальный, межличностный,
подходы. Их часто противопоставляют
друг другу, но в действительности оба
они необходимы, поскольку отвечают
на разные вопросы. При интраиндивидуальном
подходе в центре внимания стоит
индивид и его особенности. В
свете этого подхода для
Чтобы дать социологическую
теорию личности, мы сначала рассмотрим
средства, позволяющие научно описать
деятельность личности и ее место
в системе общественных отношений,
которые мы пока примем за нечто
данное, статичное; основным понятием
этого раздела будет понятие
социальной роли. Затем рассмотрим,
как система социальных ролей
и отношений личности преломляется
в ее самосознании (проблема Я). И, наконец,
в четвертом параграфе этой главы
перейдем от структурного анализа к
динамическому и выясним
2. Философия личности и социальные роли
Когда мы пытаемся определить
какие-то свойства или особенности
индивида, мы сразу же обнаруживаем,
что они формируются и
Возражая против распространенных в XIX в. попыток рассматривать личность как некую изолированную и замкнутую в себе монаду, Маркс подчеркивал, что "индивиды как физически, так и духовно творят друг друга", что "развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении".
Уже этимология слова "личность"
показывает, что оно имеет смысл
лишь в контексте определенных общественных
отношений. Первоначально слово "persona"
обозначало маску (ср. русское "личина"),
которую надевал актер в
Понятие социальной роли широко
применяется в современной
Описание личности в терминах ее социальных ролей кажется простым и естественным делом. Но любая социальная роль предполагает определенное социальное положение, позицию, занимаемую индивидом в системе общественных отношений. А это, в свою очередь, соотносится с обществом как целым. Так, положение и роль учителя предполагает существование определенной системы общественного разделения труда. Роли матери и отца зависят от структуры и функций семьи, а они, в свою очередь, определяются более общими социальными процессами. Даже за естественными характеристиками индивида (пол, возраст, этническая принадлежность) стоят, в конечном итоге, социальные свойства.
"Женская" роль, воспринимаемая
обычно как следствие
Следовательно, чтобы понять конкретную личность, недостаточно описать ее непосредственные взаимоотношения с другими людьми. Начинать надо не с индивида и его непосредственного взаимодействия с другими, а с общества как целого, хотя это и кажется более абстрактным.
Что же такое человеческое общество? На первый взгляд кажется, что общество - просто совокупность индивидов. Как писал Маркс, люди сами являются и актерами, и авторами своей всемирно-исторической драмы. Но состав индивидов меняется, а определенные формы социального взаимодействия, общественные отношения остаются. Отсюда - тезис, что общество состоит не из индивидов, а из совокупности отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.
Это определение значительно глубже первого, оно фиксирует устойчивость и определенность социальной структуры, не зависящей от воли и желания отдельных индивидов. Но это определение тоже является неполным, так как оно не указывает происхождения соответствующей структуры; его можно истолковать в том духе, что общественные отношения независимы не только от данных, исторически определенных, индивидов, но и от человеческой деятельности вообще. Ничто не может быть дальше от мысли Маркса.