Философия любви и долга в трагедии Еврипида "Медея"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Начиная разговор, о философии любви в трагедии Еврипида хочется для начала поразмышлять, что есть любовь. Думается, что наши изначальные размышления помогут нам проникнуться в глубины трагедии и увидеть, то ,что заложено глубоко внутри. Мы часто слышим слово любовь, но редко понимаем, что это. Есть наше знание, что это чувство которое могут испытывать мужчина и женщина по отношению к друг, другу. Что же несет это чувство вот задача, которую предстоит нам решить, проанализировав трагедию Еврипида.
Эта трагедия может дать нам представление об одной из возможных форм проявления любви о страданиях, о метаниях души которые могут настичь человека, когда тот испытывает неразделенное чувство.

Вложенные файлы: 1 файл

Медея культорология.docx

— 26.57 Кб (Скачать файл)

Философия любви  и долга в трагедии Еврипида "Медея".

Начиная разговор, о философии любви в трагедии Еврипида хочется для начала поразмышлять, что есть любовь. Думается, что наши изначальные размышления помогут нам проникнуться в глубины трагедии и увидеть, то ,что заложено глубоко внутри. Мы часто слышим слово любовь, но редко понимаем, что это. Есть наше знание, что это чувство которое могут испытывать мужчина и женщина по отношению к друг, другу. Что же несет это чувство вот задача, которую предстоит нам решить, проанализировав трагедию Еврипида.

 Эта трагедия  может дать нам представление  об одной из возможных форм  проявления любви о страданиях, о метаниях души которые могут  настичь человека, когда тот испытывает  неразделенное чувство. Прочитав  трагедию «Медея» у нас появиться суждения, выводы о которых быть может мы даже ранее и не думали.

Образ любви мы видим через трагическую любовь Медеи. С первых строк этой глубокой трагедии мы видим, нет, нет, не внешнее парадное обличие любви, а её темные и даже очень страшные и жуткие стороны которые впоследствии могу привести к непоправимому.

Кормилица, повествующая первую часть, плачет о судьбе Медеи, рассказывая нам обо всех её горестях. Она говорит о том, что ничего бы этого не случилось, если бы она не повстречала Ясона. Она не понимает для чего же, для чего все так случилось

                           О, для чего крылатую ладью

                     Лазурные, сшибался, утесы

                     В Колхиду пропускали, ель зачем

                     Та падала на Пелий, что вельможам,

                     Их веслами вооружив, дала

                     В высокий Иолк в злаченых завитках

                     Руно царю Фессалии доставить?

                     К его стенам тогда бы и  моя

                     Владычица не приплыла, Медея,

 

Мы узнаем, что Медея горячо полюбила Ясона и родила ему двух сыновей, но так сложилась судьба, Ясон собрался жениться на другой. Хоть верною и покорною была она женой. Оскорблена Медея тем, что муж ей предпочел другую. И боль усугубляет то, что ради него пожертвовала слишком многим : родиной, семьей, жизнью брата, добрым именем, друзьями. Его предательство доводит её до безумия. Оскорбленная поступками Ясона, Медея требует у богов Ясоновой расплаты.

Мы видим насколько  может быть сильна любовь, но видим, что же с ней случается, когда предают чувства женщины. Любовь и ненависть идут в трагедии рука об руку. Ненависть обратная сторона любви имеющая, возможно большую силу. Любовь толкает совершать прекрасные поступки, будучи взаимной, неразделенное же чувство порождает ненависть, которая несет в себе ужасные поступки.

                     Ее не любят,

                     И нежные глубоко страждут  узы.

                     Детей Ясон и с матерью в  обмен

                     На новое отдать решился ложе,

                     Он на царевне женится - увы!

                   Оскорблена Медея, и своих

                     Остановить она не хочет воплей.

                     Она кричит о клятвах и руки

                     Попранную зовет обратно верность,

                     Богов зовет в свидетели она

                     Ясоновой расплаты.

Можно увидеть, что  Еврипид говорит о неком мгновении, который превратил любовь в нечто неуправляемое и пугающее. Важно отметить , что любовь как и ненависть случается мгновенно как это и происходит у Медеи. Та боль которая рождается в ту минута когда она узнает о предательстве Ясона порождает чувство ненависти вследствие чего происходит возникновения желания возмездия, расплаты.

 Медею мы  видим несчастной женщиной, которую не только предал муж, но и изгнали, складываются ощущение, что несчастья преследуют её. Единственное, что сейчас дает  ей некие силы это неистовое желание смерти Ясону. И даже само продумывания и ожидания мести дает ей силы существовать, мысль о том, что ей станет легче и она избавится и от этой боли и от этой любви после совершения мести не оставляют её на протяжении всей трагедии.

В своих терзаниях  становятся ей ненавистны даже собственные  дети, Еврепид с опасением повествует о том, что не придут ли ей какие ни будь шальные мысли.

                       Дети даже

                     Ей стали ненавистны, и на них

                     Глядеть не может мать. Мне  страшно, как бы

                     Шальная мысль какая не пришла

                     Ей в голову. Обид не переносит

                     Тяжелый ум, и такова Медея.

Она не выдерживает  навалившихся на неё неудач, и кажется что вот, вот совершит необдуманный поступок. Кормилицу беспокоит душевное состояние Мидеи и просит старика подальше держать детишек от неё.

                      Идите с богом, дети, - все авось

                   90 Уладится. А ты, старик, подальше

                      Держи детей от матери - она

                      Расстроена. Запечатлелась ярость

                      В ее чертах - и как бы на своих

                      Не вылилась она, увы! Не стихнет

                      Без жертвы гнев ее - я знаю. Только

                      Пускай бы враг то был, а  не свои...

Медея в порыве страстей и неумолимого горя проклинает своих же детей. В своих терзаниях  жаждет она смерти и мужу и новой  его жене.

 Сердце свое  наполнила местью, которая движет. Застилает глаза пеленою непроглядное горе нашей царицы.

Мы видим метания  нашей Медеи, противоречия душат  её. Она начинает приходить к мысли, что убийство детей будет самым больным для самого Ясона.  В трагедии можно увидеть, то, что Еврепид внес некую мотивацию, почему же  Медея убила своих детей, он показал, что она не была ни варваром, ни сумасшедшей, а совершила этот поступок, потому что это было лучшим способом причинить Ясону боль. Из этого следует полагать, что любовь послужила тем рычагом,  который послужил появлению такой мысли у Медеи. Она долго мечется что же как же ей поступить, в ней борются два чувства: ревность и любовь к детям, страсть и чувство долга перед детьми. Ревность подсказывает ей решение - убить детей и этим отомстить мужу, любовь к детям заставляет ее отбросить ужасное решение и принять иной план - бежать из Коринфа вместе с детьми. Эта мучительная борьба между долгом и страстью,  но желание мести переполняет чашу весов. Любовь и ненависть к Ясону гораздо крепче и сильней любви к детям. Это  можно четко проследить в трагедии.

...Чужая вам, 

Я буду дни влачить. И никогда уж,

Сменивши жизнь  иною, вам меня,

Которая носила вас, не видеть...

Глазами этими. Увы! Увы! Зачем 

Вы на меня глядите  и смеетесь

Последним, вашим  смехом?.. (1036-1041).

 

 Метание показано  очень ярко. В одно мгновение оскорбленная гордость берут верх над материнским чувством. А через минуту перед нами снова любящая мать. И тут же снова берет верх мысль о необходимости отомстить мужу, окончательное решение убить детей...

...Так клянусь  же 

Аидом я и всей поддонной силой,

Что не видать врагам моих детей,

Покинутых Медеей на глумленье... (1059-1963).

...О сладкие  объятия, 

Щека такая  нежная, и уст 

Отрадное дыханье... Уходите...

Скорее уходите... Силы нет 

Глядеть на вас... Раздавлена я мукой...

На что дерзаю, вижу... Только гнев

Сильней меня, и  нет для рода смертных

Свирепей и  усердней палача (1074-1080).

Этот поистине ужасающий момент выбора  между  долгом и ненавистью которую породила любовь, вызывает несомненно шок как же, как?? Можно поставить на одну чашу весов любовь к детям и ненависть? Конечно, мы можем попытаться найти объяснение всему происходящему в душе  Медеи и найти ей оправдание.

Совершив это  ужасное злодеяние, у неё случается  диалог с виновником произошедшего, с её болью и страстью Ясоном. Который убит горем из- за того что даже не может похоронить детей.

Медея

 

                     Я многое сказала бы тебе

                     В ответ на это. Но Кронид-отец

                     Все знает, что я вынесла  и что

                     Я сделала. Тебе же не придется,

                     Нам опозорив ложе, услаждать

                     Себе, Ясон, существованье, чтобы

                     Смеялись над Медеей. Ни твоя

                     Царевна, ни отец, ее вручавший,

                     Изгнать меня, как видишь, не могли.

                     Ты можешь звать меня как  хочешь: львицей

                     Иль Скиллою Тирренской; твоего

                1360 Коснулась сердца я и знаю - больно...

 

                                    Ясон

 

                     И своего. Тем самым - двух сердец.

 

                                   Медея

 

                     Легка мне боль, коль ею смех  твой прерван.

 

                                    Ясон

 

                     О дети, вы злодейкой рождены.

 

                                   Медея

 

                     И вас сгубил недуг отцовский,  дети!

 

                                    Ясон

 

                     Моя рука не убивала их.

 

                                   Медея

 

                     Но грех убил и новый брак, невинных.

 

                                    Ясон

 

                     Из ревности малюток заколоть...

 

                                   Медея

 

                     Ты думаешь - для женщин это  мало?

 

                                    Ясон

 

                     Не женщина, змея ты, хуже змей...

……..

      Ясон

 

                     Не слушая. Иль долго разойтись?..

 

                                   Медея

 

                     О, я давно горю желаньем  этим...

 

                                    Ясон

 

                     Дай мне детей, оплакав, схоронить...

 

                                   Медея

 

                     О нет! Моя рука их похоронит.

                     В священную я рощу унесу

                     Малюток, Геры Высей, и никто

                1380 Там вражеской десницей их могилы

                     Не осквернит... В Сизифовой же мы

                     Земле обряд и праздник установим,

                     Чтоб искупить невинную их  кровь...

                     Я ухожу в пределы Эрехтея...

                     И с сыном Пандиона разделю,

                     С Эгеем, кров его. Тебе ж  осталось

                     Злодейскую запечатлеть свою

Эти очень яркие  строки показывают нам тем, как наслаждается своей некой победой Медея, она смеет при этом говорить о любви, к детям погубив их. Еврипид на мой взгляд очень странно говорить лишь о том на что способно женщина, и ничего не говорит на, что способен мужчина. Или мужчина не может быть подвергнут этой страсти? Это очень интересный вопрос как мне кажется.

Многое было сказано, подводя итог можно сказать, что прочтя и проанализировав данную трагедию, мы начинаем понимать, что любовь сама по себе не несет в себе только прекрасное, но она еще несет в себе что-то поистине разрушающие и даже пугающие. Мы начинаем видеть изнутри сущность любви и задумываться над её предназначением, переставая её рассматривать, только с положительной стороны. Любовь есть нечто противоречащее внутри себя. Нельзя сказать что любовь только хороша собой или только плохо, можно только сказать. Что внутри неё присутствует конфликт этих двух начал. И в какой- то момент одна из этих начал может взять верх над человеком. Но если победит страсть, то это непосредственно приведет к разрушению личности как мы это и увидели в трагедии.

Такой с первого  взгляда обычный сюжет несет  в себе очень глубокий философский  смысл. В данной работе мы рассмотрели  лишь философию любви и долга, но там можно увидеть и поразмыслить над многим.

 


Информация о работе Философия любви и долга в трагедии Еврипида "Медея"