Философия марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 09:22, доклад

Краткое описание

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Вложенные файлы: 1 файл

философия марксизм.docx

— 30.17 Кб (Скачать файл)

Марксистская философия  была создана совместно двумя  немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и  Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной  государственной идеологии и  была превращена в догму.

 

Возникновению марксизма  и марксистской философии способствовали:

  1. предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIXв.);

2. бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение паровоза, парохода, автомобиля, фотографии);

3. нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

4. кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

лизм диалектический

Марксистская философия  материалистична по своему характеру  и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма.

 Диалектический  материализм

Диалекти́ческий материали́зм (Диама́т) — направление в философии, материалистически интерпретированная диалектика Гегеля, является философской основой марксизма. Диалектический материализм основан на первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени. Согласно диалектическому материализму:

  • материя — единственная основа мира;
  • мышление — неотъемлемое свойство материи;
  • Синтез: движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.

 

В основу диалектического  материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. В своей концепции Маркс и Энгельс попытались преодолеть ограниченность, односторонность положений философии как Гегеля, так и Фейербаха. Они создали синтез гегелевской диалектики и фейербаховского материализма, существенным образом переработав эти философские учения

 

Вопрос  об отношении сознания к материи, мышления к бытию является основным, или высшим вопросом любой философии, в том числе и Диалектического  материализма. Все философы разделились  на два лагеря — материализм и идеализм — в зависимости от того, как они решают этот вопрос: материализм исходит из признания первичности материи и производности сознания, а идеализм — наоборот. Диалектический материализм считает, что мир есть движущаяся материя. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы её существования, как движение, пространство и время. Движение — это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

Мир представляет собой картину неисчерпаемого многообразия. Но при всём качественном многообразии составляющих мир вещей  и процессов — мир един, поскольку  всё, что входит в его состав, —  лишь различные формы, виды и разновидности  движущейся материи, подчинённые некоторым  всеобщим законам.

Материя существовала до появления сознания, обладая в своём "фундаменте" лишь свойством, сходным с ощущением, свойством отражения

Сознание  неотделимо от материи. Психика, сознание составляют особое свойство высокоорганизованной материи, выступают как высшее, качественно  новое звено в ряду различных  свойств материального мира.

Согласно  Диалектическому материализму, сознание есть функция мозга, отражение объективного мира.

В противоположность агностицизму Д. м. исходит из того, что мир познаваем и наука всё более глубоко проникает в законы бытия. Возможность познания мира безгранична при условии бесконечности самого процесса познания.

Процесс познания начинается с ощущений и  восприятий, т. е. с чувственной ступени, и поднимается на уровень абстрактного логического мышления. Переход от чувственного познания к логическому  мышлению является скачком от знания о единичном, случайном и внешнем  к обобщённому знанию о существенном, закономерном. Будучи качественно различными уровнями познания мира, чувственное  отражение и мышление неразрывно связаны между собой, образуя  последовательно восходящие звенья единого познавательного процесса.

Необходимыми  приёмами познания являются сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция и дедукция, которые по-разному  выявляются на различных уровнях  познания. Результаты процесса познания, поскольку они являются адекватным отражением вещей, их свойств и отношений, всегда имеют объективное содержание и составляют объективную истину.

 

Бога нет, Он является идеальным  образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает  никакого влияния на окружающую действительность;

 

Основные положения  диалектического материализма

Переход количественных изменений в качественные

В первом законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Количество  — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100 °C) изменения.

Единство и  борьба противоположностей

Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. взаимосвязь  выражается в том, что каждая из них  имеет собственную противоположность. Другой стороной противоположностей является взаимное отрицание сторон. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.

Например В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.


Отрицание отрицания

Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму.

Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного  состояния в другое произошел  после преодоления первоначального  уничтожения старого качества, после  переосмысления его и принятия в  какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием.

Логическое отрицание  отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному.

Пример действия закона отрицания  отрицания из математики, приводимый Энгельсом: возьмём положительное  число a, подвергнем его отрицанию  и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в  квадрате), то есть первоначальную положительную  величину, но на более высокой ступени.

Диалектическая  триада

В материалистической диалектике широко распространена так называемая диалектическая триада «тезис — антитезис — синтез». Под «тезисом» понимается некоторая идея, теория или движение. В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение — «антитезис».

Противоположность тезиса и  антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит  за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную  ценность и пытаясь сохранить  их достоинства и избежать недостатков. Это решение, являющееся третьим  диалектическим шагом, называется «синтезом». Однажды достигнутый синтез, в  свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады.

 

Диалектика рассматривает природу как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

Поэтому диалектический метод  считает, что ни одно явление в  природе не может быть понято, если взять его в изолированном  виде, вне связи с окружающими  явлениями.

Процесс развития понимается не как простой процесс роста, а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений.

Поэтому диалектический метод  считает, что процесс развития следует  понимать не как движение по кругу, не как простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как  движение по восходящей линии, как переход  от старого качественного состояния  к новому качественному состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.

Характеризуя диалектическое развитие, как переход от количественных изменений к качественным изменениям, Энгельс говорит:

"В физике... каждое изменение  есть переход количества в  качество - следствие количественного  изменения присущего телу или  сообщенного ему количества движения  какой-нибудь формы. Так, например, температура воды не имеет  на первых порах никакого значения  по отношению к ее капельно-жидкому  состоянию; но при увеличении  или уменьшении температуры жидкой  воды наступает момент, когда  это состояние сцепления изменяется  и вода превращается - в одном  случае в пар, в другом - в  лед... Так называемые константы  физики (точки перехода от одного  состояния в другое состояние. - Ред.) большею частью не что иное, как название узловых точек, где количественное (изменение) прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, - где, следовательно, количество переходит в качество".

В противоположность идеализму, который считает мир воплощением "абсолютной идеи", "мирового духа", "сознания", - философский материализм  Маркса исходит из того, что мир  по природе своей материален, что  многообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи, мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком "мировом духе".

Марксистский философский материализм исходит из того, что материя, природа, бытие представляет объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания, что материя первична, так как она является источником ощущений, представлений, сознания, а сознание вторично, производно, так как оно является отображением материи, отображением бытия.

Если связь явлений  природы и взаимная их обусловленность  представляют закономерности развития природы, то из этого вытекает, что  явлений общественной жизни также не случайное дело, а закономерности развития общества. Значит общественная жизнь, развитие общества - также познаваемо, а данные науки о законах развития общества, - являются достоверными данными, имеющими значение объективных истин.

Значит, наука об истории  общества, несмотря на всю сложность  явлений общественной жизни, может  стать такой же точной наукой, как, скажем, биология, способной использовать законы развития общества для практического  применения.

Информация о работе Философия марксизма