Философия нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:56, контрольная работа

Краткое описание

Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

     I. Социальные и научные предпосылки философии Нового времени 

     Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.

     Э. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. И. Ньютон сформулировал основные законы механики, в том числе закон всемирного тяготения. Р. Бойль применил механику в химии, разработал понятие химического элемента. Английский физик У. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита. В. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц. В общественных науках разрабатывается теория естественного права (Т. Гоббс в Англии, Г. Гроций в Голландии).

     Такое развитие науки не могло не оказать  воздействия на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой  и религией: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и  давления церкви возникает учение о  всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

     Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

     В развитии европейской духовной культуры этот век определяют как век "разума": ему поклоняются, обращаются к нему как к "высшему судье" в делах  человеческих; утверждается идея "разумности" мира. Формируется новая, так называемая просветительско-модернистская философская парадигма.

     В эту эпоху формируется вера в  безграничные возможности разума - неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы исследовать  и понять. Наука не знает границ. Новое время утверждало отличную от античных и средневековых ценностей  роль науки. Наука не самоцель, ею нужно  заниматься не ради забавного времяпровождения, не ради любви к дискуссиям и не ради того, чтобы прославить свое имя. Она должна нести пользу человеческому  роду, увеличивать его власть над  природой.

     Одной из важных особенностей этой парадигмы  является стремление утвердить новое  представление о реальности, бытии. Развитие мануфактурного производства, буржуазный образ жизни ориентировал на познание природы, природного бытия  как действительной реальности. Именно природа ("натура"), а не божественный дух является истинной "мировой  субстанцией", "действительным бытием" с точки зрения мыслителей этой эпохи. Соответственно этому "главным" знанием  становится знание о природе - естествознание. При этом происходит "очищение" философии от гуманистической ориентации, направление ее на "чистую" (без  специфически человеческого, социального  аспекта), объективную природу.

     Стремление  философов 17 в. к совершенствованию  философского знания, преодолению схоластических установок и предрассудков средневековой  философии, опиралось на осмысление и обобщение результатов и  методов новой науки, науки, направленной на познание природы, а не божественного  духа. Это создало предпосылки  для утверждения философского материализма в собственном смысле слова.

     Особенностью  науки нового времени является, с  одной стороны, опора на опытно-экспериментальное  знание как главное средство достижения новых, практически действенных  истин, на знание свободное от какой-либо ориентации на любые авторитеты. С другой стороны, в развитии науки этого времени значительную роль сыграли успехи математики, приведшие к возникновению алгебры, аналитической геометрии, к созданию дифференциального и интегрального исчислений и др.

     Лидером естествознания в Новое время, благодаря  научной революции 16 - 17 вв., стала  механика - наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или  с помощью инструментов. Эта наука, основанная на экспериментально-математическом исследовании природы, оказала существенное влияние на формирование новой картины  мира и новой парадигмы философствования. Под ее влиянием формируется механистическая  и метафизическая картина мира. Все  явления природы трактуются как  машины (machina mundi) или системы машин, созданные бесконечным творцом. Правда, творчество бога сведено в  этой картине к минимуму - созданию материи и сообщению ей некоего  первоначального толчка, в результате которого вся она приходит в хаотическое  движение. Распутывание этого хаоса  и его трансформация в космос происходит уже спонтанно в соответствии с закономерностями механического  движения и подчинено жесткой  однозначной детерминации. Бог становится внешним "щелчком" по отношению  к созданному им миру. Такое понимание  мира отличает естествознание нового времени не только от античной и  средневековой науки, но и от натурфилософии ХУ-ХУ1 вв., рассматривавших понятия "природа" и "жизнь" как тождественные (эту позицию можно назвать  органицизмом).

     Развитие  науки, и прежде всего нового естествознания, утверждение ее особой роли в развитии человечества, побуждает философов  постоянно согласовывать свои представления  и умозрения с данными и  методами, принятыми в точном естествознании. Философско-методологические работы принадлежат  к числу главных трудов, в которых  сформулированы многие принципы новой, антисхоластической философии.

     Таким образом, если в средние века философия  выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то в 17 в. философия  выступает в союзе с наукой о природе. Она стала уподобляться естествознанию, переняв у него и  стиль мышления, и принципы, и  методы, и идеалы, и ценности. 

     II. Эмпиризм, иррационализм – главные направления философии нового времени 

     В исследованиях философов 17 в. акцент сделан на методологических и гносеологических проблемах. Познание рассматривается  как зеркальное отражение действительности в сознании человека, как наблюдение и экспериментирование с объектами  природы, которые раскрывают тайну  своего бытия познающему разуму, причем сам разум наделен статусом суверенности. Он как бы со стороны наблюдает  и исследует вещи ("посторонний  наблюдатель"). 

     Новое время - это эпоха разносторонней критики традиционной средневековой  схоластики. Критика схоластики и  формирование новой философской  парадигмы осуществлялось с двух позиций. С одной стороны, осознавая  несоответствие схоластических установок  и понятий требованиям жизни, философы 17 в. - Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс - утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно  только опираясь на опытно-экспериментальное  естествознание. Они заложили основы того гносеологического направления, которое получило наименование эмпиризма.

     С другой стороны, считая главным препятствием для создания подлинно научной философии  авторитаризм схоластической философии, для которой догматы христианского  вероучения и положения содержащиеся в работах "отцов церкви" и  Аристотеля, были единственным источником знаний, многие из философов Нового времени обращались к осмыслению и обобщению методов математического  познания. Они - Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц - видели в истинах математики проявление "естественного света" человеческого разума, который собственными силами, без помощи каких бы то ни было авторитетов и даже без помощи сверхъестественного "откровения божия" способен проникнуть в любую тайну и постичь любую истину. Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с этих позиций был Р. Декарт. Он стал родоначальником того направления в гносеологии, которое получило название рационализма.

     Таким образом, уже с первых шагов формирования новой философии наука поляризует философские воззрения: математика и математическое естествознание воздействуют на философию в направлении преобразования ее в абстрактную рациональную науку, эмпирическая же методология подсказывала совершенно иную архитектуру философских  представлений.

     Одним из первых, кто противопоставил категориям схоластической философии, спекулятивным  рассуждениям о Боге, природе и  человеке доктрину "естественной" философии, базирующейся на опытном  познании был Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Его часто называют последним  крупнейшим философом Возрождения  и зачинателем философии нового времени.

     Ф. Бэкон впервые сформулировал  идею универсальной реформы человеческого  знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. "Истина - дочь Времени, а не Авторитета" - бросает Бэкон свой знаменитый афоризм. Отныне, по его мнению, открытия надо искать в свете Природы, а не во мгле Древности.

     "Целью  нашего общества является познание  причин и скрытых сил всех  вещей и расширение власти  человека над природой, покуда  все не станет для него возможным." Только истинное знание, по мнению  Бэкона, дает людям реальное могущество  и обеспечивает их способность  изменять лицо мира. Два человеческих  стремления - к знанию и могуществу - находят здесь свою оптимальную  равнодействующую. Английский мыслитель  считал, что все проблемы общества  можно разрешить на основе  научно-технического прогресса. И об этом очень подробно он пишет в "Новой Атлантиде".

     Научный прогресс, полагал Бэкон, должен быть достигнут прежде всего за счет перехода от схоластических спекуляций к анализу  вещей. Схоласты, по мнению Бэкона, бесполезной  утонченностью, пустым умозрением и  ненужными спорами "подрывают  твердыню науки".

     Поиск метода для получения позитивного  научного знания - является одной из главных проблем, которую стремился  решить Ф. Бэкон. Основные его идеи изложены в таких работах: "Новый Органон  наук"(1620), "О достоинстве и  приумножении наук"(1623), "Новая  Атлантида"(1627). В них разрабатывается  философская доктрина, нацеленная на установление "царства человека" на основе естественных наук, технических  изобретений и усовершенствований.

     В противоположность дедуктивной  логической теории аристотелевского "Органона" Бэкон обосновал индуктивную  концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент  и определенная методика их анализа  и обобщения. Центральное место  в методологической программе Бэкона занимают опыт и индукция. Научное  знание, по мнению Бэкона, проистекает  не просто из непосредственных чувственных  данных, а из целенаправленно организованного  опыта, эксперимента. Именно его "мы готовим в качестве светоча, который  надо возжечь и внести в природу", "поскольку природа вещей лучше  выражается в состоянии искусственной  стесненности, чем в собственной  свободе". Эксперимент дает возможность  ставить изучаемую вещь в искусственные  ситуации, в которых наиболее отчетливо  проявляются те или иные ее признаки.

     Английский  мыслитель выделял два типа опытов - "плодоносные" и "светоносные". Первые - приносят непосредственную пользу человеку, вторые - приводят к новому знанию. Разработка методологии проведения таких экспериментов - несомненная  заслуга Бэкона, хотя экспериментальный  метод в естествознании был изобретен и применялся еще Роджером Бэконом, Леонардо да Винчи, Галилео Галилеем. Ему же принадлежит заслуга введения в широкий интеллектуальный оборот требования эмпирического обоснования знания.

     Теорию "светоносных" опытов Бэкон изложил  в "Новом Органоне" и она  по существу смыкается с его учением  об индукции, с попыткой решить сложнейшую проблему научно-теоретического обобщения  эмпирического материала. При этом он обосновывает метод научной индукции, "которая производила бы в опыте  разделение и отбор путем должных  исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы". Метод индукции - это логический путь движения мысли, характеризующий переход знания частного к знанию общего. Это метод, позволяющий разуму человека анализировать, разделять и разлагать природу, открывать присущие ей общие свойства и законы.

     Следует подчеркнуть, что Бэкон понимал, с одной стороны, ограниченность наивного сенсуалистического реализма, и с другой - абстрактно-спекулятивной  метафизики, считая, что ученый должен быть мыслящим эмпириком, "пчелой". "Путь пчелы" - это путь, соединяющий  как переходы от обобщения опытных  данных к созданию теории, так и  переходы от теории и выводов из нее к постановке новых экспериментов. При этом Бэкон, кажется, с излишним оптимизмом считал, что индуктивный  анализ, опирающийся на показания  органов чувств, является достаточной  гарантией необходимости и достоверности  получаемого заключения.

     Теория  индуктивного метода органически связана  в учении Бэкона с его аналитической  методологией, философской онтологией и учением о простых природах и их формах. Средства индукции предназначаются  для выявления форм "простых  свойств", или "природ", как их называет Бэкон, на которые , по его  мнению, разлагаются все физические тела.. Индуктивному исследованию подлежат, например, не золото, вода или воздух, а такие их свойства как плотность, тяжесть, ковкость, цвет, теплота и  т.п. Такой аналитический подход в теории познания и методологии науки превратился в прочную традицию английского философского эмпиризма. Оправданность позиции Бэкона уровнем развития естествознания несомненна: физика занималась изучением как раз такого рода феноменов, исследуя природу плотности, упругости, тяготения, теплоты, цвета, магнетизма.

Информация о работе Философия нового времени