Философия общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 08:15, реферат

Краткое описание

В рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира, особенности его мышления, деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………….…….….... 3
1)Философия общества: основные проблемы, понятия, основные исследовательские программы ………………………………………..…4
2) Понятие человека, его природа и сущностные черты………..……....8
3) Глобализация и приоритеты философского поиска в начале третьего тысячелетия……………………………………………………………..…11
Заключение…………………………………………………………....…...12
Список литературы……………………………………………….……….14

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

                                                                 Минсельхозпрод РБ

                                                                 УО «Смиловичский государственный

                                                                 аграрный колледж»

                                                                  З1 ЭП- 2011г-08 
 
 
 
 

   Домашняя  контрольная работа

   по  дисциплине « Философия»

   учащегося 3 курса

   специальности « Экономика и организация

   производства»

   Жижи  Геннадия Геннадьевича

   Вариант№ 8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Содержание 

Введение……………………………………………………….…….….... 3

1)Философия  общества: основные проблемы, понятия,  основные исследовательские программы  ………………………………………..…4

2) Понятие человека, его природа и сущностные черты………..……....8

3) Глобализация и приоритеты философского поиска в начале третьего тысячелетия……………………………………………………………..…11

Заключение…………………………………………………………....…...12

Список литературы……………………………………………….……….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 В рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира, особенности его мышления, деятельности.

 Вместе с тем общество - специфический предмет философского анализа. Когда мы говорим о границах и возможностях человеческого познания в целом, мы не стремимся при этом выстроить целостную картину природных (физических, химических, биологических) уровней бытия. Философский подход к обществу, напротив, предполагает исследование структуры общества, что дает основание некоторым ученым называть социальную философию общесоциологической теорией. Дело в том, что, выясняя возможности и границы человеческой свободы, особенности познания социальных явлений, специфику различных форм освоения мира - таких, как религия, искусство, нравственность, исследователь изучает формы совокупной деятельности людей, направленные на поддержание и воспроизводство их жизни, то есть общество как определенную целостность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Философия общества: основные проблемы, понятия, основные исследовательские программы.

В широком  смысле под обществом понимается обособившаяся от природы  часть  материального  мира,  которая  представляет  собой  исторически  развивающуюся совокупность отношений  между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятельности. В более узком смысле слова общество – это определенный этап человеческой истории (например, феодальное общество или  отдельное  конкретное  общество (например,  современное  белорусское общество). 

  Понятие «общество»  является  центральным понятием  социальной философии. Первоначально это понятие означало общность, союз, сотрудничество.  Словами «общественное», «социальное»  характеризуется совместное существование людей, а также всё то, что отличает это существование от его природной,  биологической  основы. Вне  взаимодействия  людей  общество  не существует,  как  и  становление  человеческой  личности  невозможно  вне  общества, вне  усвоения  социального  опыта. От природы  общество  отличается тем, что в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых проявляются универсальные физические законы,  тогда как в

обществе  действуют люди, обладающие сознанием, поступающие обдуманно Т.е.  в  отличие  от  природы  общество  представляет  собой  деятельность  преследующего  свои  цели  человека.  Очень  редко  в  обществе  что-то  делается без сознательного намерения, бесцельно. Это говорит о том, что общество – не просто обособившееся от природы в результате практики системное образование, но и сама эта практика – практическая и духовная деятельность человека, а также совокупность материальных и духовных ценностей.

  Общество  представляет собой сложноорганизованную  социальную систему. Слово «система»  в переводе с греческого означает  целое, составленное

      из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся  в отношениях

      и связях друг с другом.

        Общество  как  сложноорганизованная  саморазвивающаяся   система  об

      ладает следующими специфическими чертами.

      1. Оно   отличается  большим  разнообразием социальных  структур,  сис

      тем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система

      в  которой  формируются  и  функционируют  различные  общности  и  группы

      большие и  малые – роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.д

      В связи  с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер.

      2. Общество  не сводимо к людям, его составляющим, – это система вне

      и надындивидуальных  форм,  связей и отношений,  которые  человек  создаё

      своей активной деятельностью вместе с другими людьми.

      3.  Важнейшей   чертой  общества  является  его   самодостаточность,  т.е

      способность  общества  с помощью  активной  совместной  деятельности  людей

      создавать и воспроизводить необходимые условия  собственного существова

      ния.

      4. Человеческое  общество отличает динамичность, незавершенность и

      альтернативность  развития.

      5.  Особенностью  человеческого  общества  является  также  непредска-

      зуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества

      подсистем,  постоянное  столкновение интересов и целей различных людей

      создает предпосылки  для реализации различных моделей  будущего развития

      общества.

      Социальная  структура  общества  представляет  собой  целостную  сово-

      купность  всех существующих в ней элементов  и общностей, взятых во взаи-

модействии. 

Для  того чтобы  осуществить философский анализ  специфики  социальной  структуры и общественных отношений в её рамках, недостаточно всего лишь перечислить элементы, составляющие общественную иерархию – необходимо  в  первую  очередь  взять  за  основу  какой-либо  конкретный  научный подход.

   С   точки  зрения  историко-генетического  подхода,  описывающего  отдельные  подструктуры  общества  в  соответствии  с  их  возникновением  в  реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры:

–  Социально-этническая  структура,  связанная  с  биологической  природой  и включающая в себя: 1) две формы доклассового общества – род как объединение  кровных  родственников,  обладающих  общим происхождением,  общей территорией, языком, обычаями, верованиями и племя как объединение вышедших  из  одного  корня,  но  впоследствии  отделившихся  друг  от  друга  родов; 2) народность как исторически сложившуюся общность людей, в основу которой  легли  уже  не  кровнородственные,  а  территориальные,  соседские связи между людьми  с  общим  языком,  культурой,  зачатками  экономических связей; 3) нация как общность людей, формирование которой было связано с развитием  капитализма  и  которая  отличается такими  признаками,  как общность  территории, языка, экономической жизни, наличие национального самосознания, специфической культуры и т.д.;

–  социально-демографическая  структура,  в  которой в качестве  фундаментальной  общности  выступает  народонаселение.  Составляющими  элементами такой структуры целесообразно выделять мужчин и женщин, детей, подростков, лиц пожилого возраста и т.д.;

– социально-пространственная структура включает такие элементы, которые выделяются на основе их принадлежности к тому или иному типу поселения (городские  жители  и  жители  села,  жители  столицы  и  жители  периферии  и др.);

В рамках профессионально-образовательной структуры общество характеризуется  с  точки  зрения профессиональных и образовательных параметров (в первом  случае  выделяются  учащиеся,  студенты,  работники образования, госслужащие,  частные  предприниматели,  во  втором –  неграмотные,  лица  с начальным  образованием,  со  средним  базовым,  со  средним  специальным  ит.д.);

– социально-классовая  структура общества, обоснование которой базируется на  марксистском  подходе  к  анализу  общественных  отношений,  включает  в качестве основных составляющих элементов классы, занимающие различное место в системе общественного производства. Это, например, классы рабов, свободных  граждан  и  рабовладельцев  применительно  к  древнегреческому государству. Наиболее ярко классовая структура общества была представлена в капиталистических странах Западной Европы середины ХІХ – начала ХХ веков, когда чётко прорисовывался антагонизм между классом эксплуататоров,  владевших  средствами  производства (орудиями  труда)  и  классом  эксплуатируемых, не имевших  таковых. Первые стремились к наибольшей эко-

номической выгоде для себя, что вело их к стремлению держать зарплату на низком уровне, к отказу от предоставления рабочим социальных гарантий и социальной помощи (пособий по болезни, безработице,  компенсаций  в  случае сокращений). С этой целью класс эксплуататоров сближался с политическим  руководством  страны,  используя  карательную  мощь  государства  для обеспечения порядка, устраивавшего его. Пролетариат, отстаивавший требования  повышения  зарплаты  и  социальные гарантии,  создавал  профессиональные союзы и политические партии для борьбы с эксплуататорами на политической арене. В результате классовой борьбы в начале ХХ века в наиболее развитых странах мира произошёл переход к «капитализму с человеческим лицом» – пролетариат приобретал необходимые  социальные  гарантии, все  граждане  страны  получали  равную  возможность  участвовать  в руководстве государством без какой-либо дискриминации. Несмотря на то, что в современном обществе формально мы можем наблюдать классовое расслоение, в  большинстве  стран  мира  в  результате  демократических  преобразований оказались снятыми практически все классовые противоречия, уступив место противоречиям иного характера.

Отдельно следует  выделить такой современный подход к анализу общественной  структуры,  как  теория  социальной  стратификации.  «Стратификация» (от лат. stratum – слой и facio – делаю) обозначает систему признаков и критериев  социального  расслоения,  неравенства  в  обществе,  социальную структуру общества, т.е., согласно данной теории, каждое общество состоит из  ряда  различных «слоёв»,  которые  прослеживаются  как «по  вертикали», так и «по горизонтали». В первом случае традиционно выделяют такую социальную иерархию, которая упорядочена по принципу доступа к власти, материальным благам, образованности и др. Так, выделяют слой высшего руководства страны, госчиновников областного уровня, районного, и т.д. Во втором случае слои выделяются по ряду различных признаков, имеющих отношение

к  территориальной  принадлежности  человека, месту  работы,  учёбы,  т.е.  по тому месту, какое он занимает в рамках своей страты, определённой в первом  случае. Выделяют,  например, могилёвских,  гомельских, минских  госчиновников, рабочих завода им. Кирова и рабочих «Техноприбора», студентов технического, экономического, классического и др. вузов.

Теории  социальной  стратификации  возникли  в  противовес  теории классов  и  классовой  борьбы.  В  рамках  классовой  доктрины  не  оставалось места  стратам,  исследованию  горизонтальной  и  вертикальной неоднородности.  На  деле «слоевой  срез»  социальной  структуры  общества существенно  дополняет  и  обогащает  классовый «срез»,  даёт  возможность получить  более  полную  картину  социальной  дифференциации  по широкому кругу  признаков –  образование,  занятость,  доходы,  психологические особенности, партийная принадлежность, квалификация и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие человека, его природа  и сущностные черты.

 Человек по своей природе многомерное и загадочное явление, скрывающее в себе тайну всех прекраснейших вещей сущего мира. Именно эту мысль в ряде своих работ проводит Н.А. Бердяев, отмечая, что человек является величайшей загадкой в мире, он и сегодня хотел бы знать, «кто он, откуда он пришел и куда он идет». Это же мнение разделяет и другой мыслитель XX века М. Бубер, настойчиво подчеркивая: человек загадочен, необъясним, он представляет собой некую тайну, достойную удивления. С незапамятных времен человек знает о себе, что он предмет, достойный самого пристального внимания, но именно к этому предмету во всей его целостности, со всем, что в нем есть, он как раз И боится приступить».

Информация о работе Философия общества