Философия по Сократу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 15:37, реферат

Краткое описание

Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Его имя стало нарицательным. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Предмет философии по Сократу……………….……………………….4
Мастерство диалога……………………………………………………...5
Сократический метод……………………………………………………6
Истина, мудрость, нравственность……………………………………..10
Смерть Сократа…………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………….13
Список использованной литературы……………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Философия.docx

— 44.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………….3
  2. Предмет философии по Сократу……………….……………………….4
  3. Мастерство диалога……………………………………………………...5
  4. Сократический метод……………………………………………………6
  5. Истина, мудрость, нравственность……………………………………..10
  6. Смерть Сократа…………………………………………………………..11
  7. Заключение……………………………………………………………….13
  8. Список использованной литературы……………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

       Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Его имя стало нарицательным. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

  1. Предмет философии по Сократу

           Сократ родился в знаменитые Фаргелии - в месяце  Фаргелион (май - июнь по

современному календарю),  в год архонта Апсефиона, на четвертом году 77-й Олимпиады (469 г. до н.э.)

   Своим важнейшим призванием Сократ считал “воспитание человека” смысл, которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-то области знаний. Он никогда не считал себя “мудрым” (софос), а философом “любящим мудрость”. Звание мудреца, по его мнению, приличествует богу. Если человек самодовольно полагает,что на все он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший,ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше в поисках новых решений той или иной проблемы. В результате чего мудрец оказывается “попугаем” заучившем несколько фраз и бросающимся ими в толпу.

     В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов, - человек. Но он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа—это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика. Он считал, что толкователи мифологии трудятся малоэффективно. Вместе с тем Сократа не интересовала и природа. Проводя аналогию с современными ему китайцами, можно утверждать, что Сократ ближе к конфуцианцам, чем к даосцам. Он говорил: «Местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе» Однако по иронии судьбы Сократу пришлось расплачиваться за физику Анаксагора. Ведь из-за его воззрений в Афинах был принят закон, объявляющий «государственными преступниками тех, кто не почитает богов по установленному обычаю или объясняет научным образом небесные явления». Сократа же обвинили в том, что он якобы учил, что Солнце—камень, а Луна—земля. И как Сократ ни доказывал, что этому учил не он, а Анаксагор, его не слушали. Суть же своих философских забот Сократ однажды с некоторой досадой выразил Федру: «Я никак еще не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя»  Дело в том, что над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано: познай самого себя! Призыв «Познай самого себя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что я ничего не знаю». Оба ониопределили суть его философии.

     Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя—значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как личность, а как человека вообще. Главное содержание, цель философии Сократа — этические вопросы. Аристотель позднее в «Метафизике» скажет о Сократе: «Сократ занимался вопросами нравственности, природу же в целом не исследовал».

  1. Мастерство диалога

     Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но

распространял его путем устной беседы в форме своеобразного,

методологически направленного  к определенной цели спора. Не ограничиваясь

руководящей ролью в пределах своего философско-политического кружка, Сократ

бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных

собраний, на загородной лужайке  или под мраморным портиком - вел "беседы" с

афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские,

религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался

показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно  моральная жизнь,

выступал против материалистов  и софистов, вел неутомимую устную  пропаганду

своего этического идеализма.

     Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека,

после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои

знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего

собеседника, говорил, что  он такой умный, известный человек  в городе, и что ему

не составит труда ответить на такой    элементарный вопрос. Сократ задавал свой

действительно элементарный вопрос (но только на первый взгляд).

Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь  задавал 

очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал,

Сократ спрашивал, и это  доходило до того, что собеседник, в  конце концов, своим

последним ответом противоречил своему первому ответу. Тогда взбешенный

собеседник спрашивал  Сократа, а сам то он знает ответ  на этот вопрос, Сократ же

совершенно спокойно отвечал, что не знает, и спокойно удалялся. И этой своей

исключительностью, гениальностью, избранностью Сократ и прославился.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сократический метод

     "Сократический" метод, его задача обнаружение "истины" путем

беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической "диалектики". "Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем

раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления  этих противоречии. В

древности некоторые  философы считали, что раскрытие  противоречий в мышлении и

столкновение  противоположных мнений является лучшим средством обнаружения

истины".

Если учения Гераклита  о борьбе противоположностей, как  о движущей силе развития

природы, сосредоточение своего внимания, главным образом, на объективной

диалектике, Сократ, опираясь на элейскую школу (Зенон) и софистов (Протагор),

впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части “сократического" метода: "ирония" и "майевтика” - по форме, "индукция" и "определение" - по содержанию.

     "Сократический" метод - это, прежде всего метод последовательно и

систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью  приведение собеседника

к противоречию с самим  собой, к признанию собственного невежества. Что и

является сократовской "иронией". Но он не ставит своей задачей только

“ироническое” раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и

преодоление этих противоречий с целью добиться "истины". Продолжением

и дополнением "иронии" служила "майевтика" - "повивальное искусство"

Сократа (намек на профессию  своей матери). Он говорил, что как  бы помогает

своим слушателям родиться заново, познанию “всеобщего” как  основы истинной

морали. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям Основная

задача "сократического" метода - найти "всеобщее" в нравственности,

установить нравственную всеобщую основу отдельных, частных  добродетелей. Эта

задача должна быть разрешена  при помощи своеобразной "индукции" и 

"определения". "Индукция" и "определение" в диалектике Сократа взаимно

дополняют друг друга.

     1."индукция" - это отыскание общего в частных добродетелях путем

их анализа и сравнения

     2. "определение" - это установление родов и видов, их соотношения.

     Пример:

Разговор с Евтидемом, готовившимся к государственной

деятельности и желавшим знать, что такое справедливость

и несправедливость.

Сократ применил свой "диалектический" метод мышления:

Он предложил дела справедливости заносить в графу "дельта",

а дела несправедливости - в  графу "альфа".

И начал задавать вопросы  Евтидему, куда, что занести:

     вопрос Сократа                                             ответ Евтидема

- ложь                                                        "альфа"

- обман                                                      “альфа”

- воровство                                                          “альфа”

- похищения людей для

продажи в рабство                                            “альфа”

- можно ли что-либо из

перечисленного занести  в

графу "дельта"                                                     нет

    Хорошо сказал Сократ и задал Евтидему вопрос такого рода:

- справедливо ли обращение

в рабство жителей неспра-

ведливого неприятельского

города                                                               “дельта”

- обмана неприятеля и отно-

сительно кражи и грабежа

добра у жителей

неприятельского города                                 “дельта”

     Подобные поступки были приняты справедливыми. Евтидем первоначально думал,

будто бы вопросы Сократа  касаются только друзей. Хорошо, но тогда  все эти

поступки раннее занесенные в графу “несправедливость” следует занести в

графу “справедливость”. Евтидем согласился. Следовательно, прежнее

"определение" неправильно и следует выдвинуть новое "определение": "По

отношению к врагам такие поступки справедливы, а по отношению к друзьям

несправедливы, и  по отношению к ним, напротив, следует быть как можно

справедливее".

   Вроде бы он уже и так многое доказал, но таков Сократ. Он не остановился

и, снова прибегая к "индукции", показал, что и это "определение"

неправильно и требует  замены его другим. Для достижения этого результата Сократ

снова обнаруживает противоречия в положении, признанном собеседником за

истинное, а именно в тезисе о том, что в отношении друзей следует говорить

только правду.

Информация о работе Философия по Сократу