Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 02:15, реферат
Позитивизм – наиболее сильно распространенное течение западной философии второй половины XIX-XX веков, которое утверждало, что источник подлинного, положительного (позитивного) знания - лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия не претендует на свободное исследование реальности как особая наука. Позитивизм изучает методы достижения позитивного знания и отказывается от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновывать экспериментально.
1.Введение. ………………………………………………………………………….3
2.Позитивизм О. Конта…………………………………………………………….. 6
3.Позитивизм Герберта Спенсера………………………………………………….15
4.Заключение. ………………………………………………………………………20
5.Список литературы………………………………………………………………. 22
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Московский
государственный агроинженерный университет |
Кафедра философии
Реферат на тему:
«Философия позитивизма:
О. Конт и Г. Спенсер.»
Преподаватель:
Сутдент: |
|
Вотинцев И.В.
2013 г. |
Оглавление:
1.Введение. ………………………………………………
2.Позитивизм О. Конта……………………………………………………………..
3.Позитивизм Герберта Спенсера………………………………………………….
4.Заключение. …………………………………………
5.Список литературы……………………………………………………
1.Введение
Позитивизм сначала был сформирован
как призыв отказаться от метафизических
абстракций. Призывалось обратиться к
конкретному, позитивному знанию, а не
к метафизике, которую нужно было изгнать.
Позитивизм претендовал на статус научной
теории и опирался на опытные данные. Позитивистская
философия выступает за настоящие научные
исследования, но утверждает сущность
явлений, которую нельзя познать. Философская
позиция, которая утверждает скрытость
ноуменов для познающего субъекта, имеет
название феноменологизм. Позитивизм
предполагает реальность опытных данных
и возможность исследователя оказывать
влияние на ход событий, говоря об истинности
только положительных формулировок. Неположительный
ответ об истинности какой-нибудь модели,
который был получен в опыте, - для позитивиста
не является ответом. Постановка опыта
рассчитывает разумные выводы относительно
модели при любом исходе событий.
Позитивизм – наиболее сильно распространенное
течение западной философии второй половины XIX-XX веков,
которое утверждало, что источник подлинного,
положительного (позитивного) знания -
лишь отдельные, конкретные (эмпирические)
науки и их синтетические объединения,
а философия не претендует на свободное
исследование реальности как особая наука.
Позитивизм изучает методы достижения
позитивного знания и отказывается от
рассмотрения абстрактных проблем, которые
нельзя обосновывать экспериментально.
Существуют недостатки: эта концепция
не отвечает на вопрос, каким образом возникает
сознание. Позитивизм отрицает практически
все предшествующее развитие философии,
настаивает на равенстве философии и науки,
но это не продуктивно, потому что философия
- самостоятельная область знания, которая
опирается на всю полноту культуры, в том
числе и на науку.
Основная цель позитивизма — борьба с
метафизикой. Под ней понимались термины,
которые в реальности не имели никаких
представлений, например такие, как энтелехия,
эфир. Научный метод имел цель найти свободные
от метафизических предрассудков достоверные
основания знания. Сторонники позитивизма
считали надежными те знания, которые
должны опираться на нейтральный опыт,
а единственной, познавательно ценной
формой знаний, как они думали, является
эмпирическое описание фактов. Для выражения
результатов наблюдения используются
особые «протокольные предложения».
Возникновение позитивизма было очень
тесно связано с достижениями различных
наук – физики, химии, математики, биологии.
Наука становилась более популярной, и
она сильно влияло на умы людей. В это время
наук развивалась как специфический новый
социальный институт: она практически
полностью освободилась из-под надзора
церкви, ее идеи получали все широкое общественное
признание.
Иногда естествоиспытатели воспринимали
позитивизм как такую философию, которая
правда отсекает от науки все спекуляции,
избавляет науку от агностицизма, помогает
творчеству, серьезной исследовательской
работе. Одна из причин того, что позитивизм
был привлекателен и его большая жизненная
сила - это тот факт, что последователями
позитивизма были многие популярные ученые
и великие мыслители. Кроме этого, позитивизм
выступает за единство философии с наукой,
хотя на самом деле позитивизмом делаются
попытки уменьшить роль философии, растворить
ее в отдельных конкретных науках.
Позитивизм добивался звание принципиально
новой, «неметафизической» («позитивной»)
философии, которая была похожа на эмпирические
науки и являлась их методологией. Один
из главных принципов этой методологии
был феноменализм: научные теории и законы
истолковывались как лишь обобщения эмпирических
фактов, задачей науки объявлялось чистое описание фактов,
но не объяснение их. Но сам позитивизм
не избежал участи прежней философии,
так как его собственные главные положения
(отрицание умозрения, феноменализм и
др.) не поддаются опытной проверке. Основателем
позитивизма является Огюст Конт, который
ввел и термин «позитивизм».
2.Позитивизм О. Конта
Подчинение всех явлений неизменным
естественным законам, открытие и сведение
которых до минимума и составляет цель
наших знаний.
Герберт Спенсер
Позитивизм Спенсера – это агностицизм
и феноменологизм в философских вопросах.
Философия мировоззрения и стихийно материалистический
подход к наукам. Например, как Г. Спенсер
представляет вопрос о соотношении религии
и науки. Основным постулатом здесь является
то, что "знание не может монополизировать
сознание.
Там где заканчиваются указания здравого
смысла, не начинаются обобщения науки.
Практика – это убедительное свидетельство
ее достоверности. Если и религия, и наука
имеют основания в действительном положении
вещей, то между ними существует общее
согласие. Наиболее отвлеченная истина
в религии и таковая в науке должны быть
тем, в чем и та, и та согласны. Это является
конечным фактом нашего познания.
Г. Спенсер применял в своих исследованиях
эмпирический подход, связывали с ним
необходимость включения в социальную
теорию различных эмпирических данных-
этнографической, исторической, экономической
и другой информации.
Спенсер рассматривает социологию как
естественную науку. Он считал, что в обществе
действуют биологические законы эволюции
и сохранения энергии, а также борьбы за
существование. Знание этих законов позволяет
объяснить динамику общественного развития,
переход общества от более низких форм
к высшим. Основой построения данной концепции
послужила теория Дарвина об эволюции
видов, их борьбы за выживаемость.
Спенсер выделяет две фазы развития общества:
милитаристскую (первобытную, примитивную)
и промышленную. Если на первой фазе развития
общества личность полностью подчиняется
диктату правителей, то на второй фазе
она свободна в проявлении своих потребностей
и интересов. Отсюда Спенсер выводит положение
: побеждает то общество, в котором большее
количество людей приспосабливается к
промышленному труду, но при этом властные
структуры уважают личные потребности
и интересы.
На широком научном материале Г. Спенсер
доказал наличие эволюции как высшего
закона всего существующего, показал всеобщность
прогрессивного развития и его объективный
характер, что составило одну из специфических
особенностей его позитивизма. В концепцию
эволюции (прогресса) Спенсер впоследствии
внес ряд дополнений. Он выделил две вторичные
характеристики эволюционного развития:
переход от однородного к разнородному,
т. е. количественному усложнению ( дифференциация),
и переход от неопределенного к структурно
определенному (конкретизация).
Спенсер сравнивал общество с организмом,
развивающимся по естественным, особенно
биологическим, законам. Он приравнял
общество к живому биологическому организму,
и обосновал этот комбинацию с помощью
следующих доказательств:
1. как живые организмы, также и каждые общества
в процессе их роста и развития увеличиваются
в своей массе;
2. те и другие усложняются;
3. их части все больше зависят друг от друга;
4. те и другие дольше живут как целые, хотя
единицы, которые их составляют, постоянно
появляются и исчезают;
Г. Спенсер, использовал в своих "синтетических"
обобщениях новации естествознания второй
половины 19 в., объективной реальности,
сущность которой можно понять лишь посредством
религии, но не с помощью науки. Задачей
позитивных наук состоит в том, чтобы найти
ответ на то, «как устроен этот мир». На
вопрос, «почему так» наука не обязана
давать ответ. Философия становится собранием
уже установленных, испробованных научных
истин. Философия имеет задачу соединить
знания и познакомить с ними общественность.
Наука – это постоянное приращение научного
знания. Последующая теория включает в
себя предыдущую как некоторое предельное
место в новой теории.
Г. Спенсер определил три возможности
происхождения мира:
1. Мир сам по себе.
2. Мир кто-то создал.
3. Мир всегда есть и будет.
Спенсер утверждает, что эти три возможности
не годны: человек не сможет понять все
из ничего. Спенсер считает, что это невозможно,
потому что невозможно это представить.
Г. Спенсер выделял три вида эволюции:
1. Неорганическая эволюция;
2. Органическая эволюция;
3. Надорганическая эволюция;
В общий эволюционный процесс включается
эволюция человеческих обществ, которая
представляет собой форму надорганической
эволюции. В числе факторов социальных
явлений в ней выделяются внешние факторы,
такие как климат, поверхность земли, флора
и фауна; и также внутренние, такие как
физические, эмоциональные и интеллектуальные
качества социальных единиц-индивидов.
К вторичным или производным, факторам
можно отнести перемену климата в результате
вырубки лесов и осушения почвы, изменение
флоры и фауны обитаемой местности. Рост
общества - одновременно и следствие и
причина социального прогресса. Взаимовлияния
общества с его единицами постоянно кооперируются
в производстве новых элементов. По мере
того как общества увеличиваются в объеме
и усложняются в строении, они производят
глубокие изменения друг в друге путем
то военных столкновений, то промышленных
отношений. Надорганические продукты,
вещественные и духовные, которые постоянно
накапливаются и усложняются, образуют
новый класс факторов, которые становятся
более влиятельными причинами изменений.
4. Заключение
Вместо «метафизики» позитивисты ставят
«науку». Наука здесь понимается в соответствии
с той традицией, которая берет начало
у английского эмпиризма — т. е. как наука
чисто эмпирическая. Позитивизм не признает
такую теорию как «метафизику». Поэтому
он отрицает и большую часть самой науки.
В заключение еще раз нужно подчеркнуть,
что позитивизм в качестве методологического учения
Глупо говорить о неправдивых фактах.
Только наше знание может быть недостоверным.
Поэтому если нам удастся выразить этот
факт без какого-то искажения, то он станет
абсолютно несомненной отправной точкой
знания.
5. Список литературы
1. Мир философии. Книга для чтения. –
Ч. 1, 2. – М.: Политиздат, 1991.
2. Введение в философию: Учебник для вузов
/ Ред. Фролов И.Т. Ч. 1, 2. – М.: Политиздат,
1989.
3.Хрестоматия по истории философии. –
Ч. 1–3. – М.: ВЛАДОС, 1997, 1998.
4. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994.
Информация о работе Философия позитивизма: О. Конт и Г. Спенсер