Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:28, реферат
Философия права ставит перед собой важную задачу - философски осмыслить право. Она является древней наукой имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля философия права достигла особого развития в Западной Европе в 17-18 вв., но особенно она бурно развивается во второй половине 20 в.: публикуется огромное количество работ и её преподаванию уделяется всё большее внимание на факультетах философии и права.
Философия права – это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.
Философия права ставит перед собой важную задачу - философски осмыслить право. Она является древней наукой имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля философия права достигла особого развития в Западной Европе в 17-18 вв., но особенно она бурно развивается во второй половине 20 в.: публикуется огромное количество работ и её преподаванию уделяется всё большее внимание на факультетах философии и права.
философия права – это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.
ля более конкретного
В других философских системах, например,
у С. Франка она - раздел социальной философии,
который носит название социальной этики.
Аналитическая философская традиция (позитивизм)
рассматривает философию права как составную
часть политической философии, отказывая
ей в статусе самостоятельной дисциплины.
В современной западной философии проблематика
философии права чаще всего рассматривается
в рамках философской антропологии. Следовательно,
достаточно сложно указать какой-либо
единственный философский раздел, частью
которого была бы философия права.
Предмет философии права. История
философско-правовой мысли показывает,
что в определении философии права и её
предмета существовали разные подходы.
Так, например, Г.Гегель считал её философской
наукой о праве, которая имеет своим предметом
идею права. Русский философ С.Франк понимал
философию права как учение об общественном
идеале. «Философия права, - писал он, -
по основному традиционно типическому
её содержанию есть познание общественного
идеала, уяснение того, каким должен быть
благой, разумный, справедливый, «нормальный»
строй общества»3.
В современной философии права её предмет
также определяется по-разному. Так В.С.
Нерсесянц утверждает, что философия права
занимается «исследованием смысла права,
его сущности и понятия, его оснований
и места в мире, его ценности и значимости,
его роли в жизни человека, общества и
государства, в судьбах народов и человечества».
С.С. Алексеев отмечает, что философия
права строится в двух науковедческих
плоскостях (уровнях) – философской и
правовой, но именно в последней плоскости,
где на основе философии разрабатываются
правовые теории, и возникает предметное
поле философии права2. Д.А. Керимов
сводит предмет философии права к проблемам
гносеологии и диалектики. 3 На наш
взгляд предметом философии права является
взаимодействие повседневной реальности
жизнедеятельности человека с системным
миром, т.е с миром норм, законов, установлений,
предписаний. Именно это взаимодействие
и формирует правовую реальность как объект философии
права.
В едином объекте заключен и предмет философии
права как философской дисциплины. Если
говорить о взаимосвязи философии права
и юриспруденции (общая теория государства
и права), то мы можем сказать, что они имеют
общий объект, но различные предметы исследования.
Так общим объектом исследования является
правовая реальность, а предметом
общей теории государства и права
является «объективные свойства государства
и права… закономерности их возникновения,
функционирования и развития как относительно
самостоятельных общественных институтов»;о
предмете философского права мы говорили
выше.
Тем не менее, было бы неправильно абсолютно
противопоставлять философию
С другой стороны, она, конечно же, вырабатывает
и собственные понятия, необходимые не
только в юриспруденции, но и в сфере философии
права – например: правомерное и неправомерное
поведение, преступление, законность,
законодательство, правосудие, обязанность,
вина и др.
Наконец, обе эти системы знаний служат
методологической основой для конкретных
(частных) юридических наук. Различие лишь
в том, что общая теория права выступает непосредственной мет
Философия права связана и с другими научными
дисциплинами- политологией, этикой, социологией
и др.
^ Структура
философии права.
К основным компонентам философии
права как научной дисциплины
относятся:
1) онтология права как учение об основных
принципах, формах, способах существования
и развития правовой реальности; как учение
о праве, правовых нормах, юридических
законах, правосознании, правоотношениях,
правовой культуре и других феноменах
правовой реальности;
2) антропология права, в которой рассматриваются
антропологические основы права, понятие
«правовой человек», права человека как
выражение личностной ценности права,
а также проблемы статуса института прав
человека в современном обществе, права
человека в конкретном социуме, соотношение
личности и права и т.д.;
3) гносеология права как учение о природе,
методах и логике познания и толкования
правовой реальности; о соотношении эмпирического
и теоретического, рационального, эмоционального
и иррационального в праве;
4) аксиология права как учение о смысле
права как ценности; о соотношении утилитарного
и неутилитарного, научного и идеологического
в праве; о праве как справедливости и
общем благе;
5) в структуре философии права
можно выделить и прикладной
раздел или философско-
^ Основной
вопрос философии права. Как уже
отмечалось, философию права как самостоятельную
исследовательскую дисциплину конституирует
(т. е устанавливает, определяет) её основной
вопрос, от решения которого зависит решение
всех других её вопросов. Этим основным
вопросом философии права, как и всей правовой
науки, является вопрос: что есть право?
Это значит: какие сущностные формы, какие
онтологические структуры, какие основные
законы бытия мы называем правом? От ответа
на этот вопрос зависит решение многих
других важнейших правовых проблем.
Вопрос: « что такое право?» выглядит как
вопрос о смысле права, т. е для философии
права он является основным, ибо от ответа
на него непосредственно зависит решение
всех других важнейших правовых проблем,
в том числе и в сфере правотворчества
и правоприменения. Этот вопрос является
философским, поскольку соотносит право
с человеческим бытием.
^ 2. Типология
философских концепций права
В зависимости от того, как философия
права интерпретирует правовую реальность,
выделяют следующие философские
концепции права:
Многообразие философско-
Под естественным правом, как правило,
подразумевается идеальные первоосновы
права. Это притязания человека, вытекающие
из его естественных потребностей, из
естественных условий его жизнедеятельности.
Оно не фиксируется в писаном законе и
характеризуется непреложностью, категоричностью,
неподвластностью ситуации и неотвратимостью
последствий нарушения.
Понятие «естественного права» выражает
глубинную сущность права, а его «идеальность» проявляется
в том, что оно: во-первых, существует в
сознании (правосознании) как его установка
(хотя и находит выражение в формах поведения)
во-вторых, представляет собой идеал, т.е.
очищенную от случайностей форму должного
в отношениях между людьми).
Кроме того, естественное право определяет
исходные принципы, на основе которых
принимаются (во всяком случае, должны
приниматься) действующие правовые
нормы и на основе которых происходит
их оценка. Такая оценка осуществляется
на основе иерархии ценностей, которую
задает философия, решающая вопрос об
отношении человека к окружающему миру,
в том числе и ценностном отношении.
Под позитивным правом подразумевается
действующая система правовых норм, отношений
и судебных решений. Это фиксированная
в нормативных документах система требований
социальных институтов, выраженных в законе.
^ Гуманистическое
право (человека) – представляет
собой регулятивы взаимоотношений в обществе,
ориентированные в первую очередь на человека,
на правозаконность и господство общедемократических
принципов.
Уже из этих, самых общих характеристик
видов права становится очевидным, что
естественное право неизбежно сопрягается
с материалистическим и натуралистическим
философско-правовыми концепциями, позитивное
право обосновывается преимущественно
рационалистическими и позитивистскими
теориями, а гуманистическое право неразрывно
связано с философско-правовым персонализмом
и либерализмом.
^ Функции
философии права. Как и любой другой
философской дисциплине философии права
присущ ряд функций.
Важнейшая из них – онтологическая. Суть её проявляется
в том, что философия права сама, своими
средствами исследует природу и сущность
правовой реальности, её способы и формы
существования.
Мировоззренческая функция философии
права заключается в формировании у человека
общего взгляда на мир права, правовую
реальность, т.е. на существование и развитие
права как одного из способов человеческого
бытия; она определенным образом решает
вопросы о сущности и месте права в мире,
его ценности, значимости в жизни человека
и общества в целом или, другими словами,
формирует правовое мировоззрение человека.
Методологическая функция выражается
в том, что философия права выступает всеобщим
алгоритмом исследования правовой реальности,
вооружает конкретные юридические науки
и отдельного человека системой научных
методов познания и преобразования правовой
реальности.
Аксиологическая функция философии
права заключается в разработке представлений
о правовых ценностях, таких как свобода,
равенство, справедливость, а также представлений
о правовом идеале и интерпретации с позиций
этого идеала правовой действительности,
критика её структуры и состояний.
Воспитательная функция философии
права реализуется в процессе формирования
правосознания и правового мышления, через
разработку собственно правовых установок,
в том числе такого важного качества культурной
личности, как ориентация на справедливость
и уважение к праву.
^ Значение
философии права в подготовке будущих
юристов. Философия права необходима
специалисту для практической деятельности,
для обретения знаний и навыков по оптимизации
правоотношений, для выработки умения
формировать правосознание, для выявления
условий и факторов совершенствования
правовой действительности.
Вполне очевидно, что умение осознать
высокий гуманистический смысл своей
деятельности, философски обосновать
свою теоретическую позицию и принимаемое
практическое решение является признаком
высокого профессионализма и гражданской
честности юриста. Такое обоснование,
особенно в области практических решений,
не всегда осознается, однако оно в значительной
степени определяется доминирующими установками
мировоззрения юристов, на формировании
которого призвана оказывать влияние
философия права. Попытки решать фундаментальные
теоретические проблемы юриспруденции
без философского обоснования приводят,
как правило, к их релятивизации либо догматизации.
Таким образом, необходимость изучения
студентами юридических вузов философско-